Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система принципов журналистики. Характер принципов. Гуманизм – интегральное выражение особенностей партийной позиции журналиста, «инобытие» партийности. Четыре концепции гуманизма






Партийная позиция журналиста как единство социально-групповой, организационно-институциональной и идейно-гносеологической сторон определяет характер творческой деятельности во всех ее областях и направлениях. Содержание партийной позиции прямо зависит от развитости и характера, прежде всего, гносеологической стороны.

Развитость партийной позиции определяется полнотой «перевода» всей системы законов, действующих в современном обществе, на язык принципов.

Характер содержания принципов зависит от особенностей понимания носителем партийной позиции объективных законов и способа «перевода» его в содержание принципа.

Партийная позиция содержит основы концептуальных взглядов по всему спектру проблем общественной жизни. «Развертываясь», эти первичные идеи складываются в систему принципов, базирующихся на партийной позиции и как бы реализующих ее относительно совокупности законов, базисных для принципов.

В зависимости от того, насколько разработаны идейные основы партийной позиции, совокупность принципов приобретает строгие системные связи и взаимосвязи. Так, подлинно народная позиция не может быть националистической, а патриотизм шовинистическим.

Определяя принципиальный план своей деятельности, журналист одинаково хорошо должен разбираться в каждом из принципов. При этом «зеркальное» расположение в схеме принципов партийности и гуманизма имеет глубокие основания. Гуманизм как бы синтезирует в себе черты других принципов. И если глубокая правдивость, истинная народность и развитой интернационализм дают возможность гуманизму раскрыться в его подлинном смысле, то субъективизм, шовинизм и элитарность приводят к грубому его деформированию, потере общечеловеческого смысла.

Можно было бы дать и иное, обратное представление о системе принципов, выдвинув в качестве исходного принцип гуманизма. При таком подходе опорными становятся общечеловеческие принципы, рассматриваемые на фоне социально-групповых. Однако при любой форме «развертки» принципов, ориентированных на содействие прогрессивному развитию общества, по общему содержанию они будут в любом случае близкими друг другу. Ведь характер и мера гуманизма оказываются интегральным выражением особенностей содержания партийной позиции журналиста. И наоборот, гуманизм – это «инобытие» партийности, поскольку в содержании гуманизма проявляется представление о том, как с данной партийной позиции видится личность в качестве субъекта общества, ее место и роль в социальных отношениях, права и обязанности, пути удовлетворении ее нужд и т.д.

Верность принципов зависит от того, насколько правильно с партийной позиции отображается действительность, ее коренные закономерности, насколько идеологически, теоретически и творчески способны носители партийной позиции разработать содержание каждого принципа.

Правдивость и объективность. В конкретной практике журналистской деятельности на правдивость и объективность того или иного сообщения и комментария оказывает влияние журналистская позиция и социальный интерес, стоящий за ней. Но несмотря на то, что абсолютной реализации этих принципов добиться невозможно, есть общие требования, следование которым наиболее приближает журналиста к созданию адекватной картины жизни.

Правдивость предполагает максимально точное представление фактов жизни. Факт (лат.faktum «сделанное») – проверенное, достоверное знание о реально происшедшем в действительности. При этом первостепенное значение имеют сведения, которые журналист получил непосредственно из жизни и документировал, т.е. сведения, которые имеют подтверждение, зафиксированное в письменной форме, на фото-, фоно-, видеопленке с очевидными доказательствами подлинности. Факты, полученные «из вторых рук», требуют ссылки на источник сведений.

К фактам «третьего порядка» относятся неподтвержденные сведения – различного рода слухи, догадки, имеющие под собой почву, но ничем не документированные.

Диапазон фактических сведений широк (в англ.5 w: что, кто, где, когда, почему).

Следует различать коренные, общезначимые явления и «пену». Журналист должен стремиться отделять факты от фактиков и опираться на существенные и характерные факты.

Объективность возникает уже в сфере отбора и изложения сведений, относимых к фактам.

Собственно проблема объективности – это и проблема точности и полноты фактов, рассматриваемых при обсуждении события, ситуации, характера; это и вопрос верной трактовки каждого из отобранных фактов, интерпретация их связей и взаимосвязей; это и вопрос аргументированности и убедительности, суждений и предложений.

Проблема соотношения объективности сообщения и комментария чрезвычайно сложна. Максимально объективным сообщение будет только в том случае, если журналист действительно заинтересован в объективности и сообщения, и комментария, а это, возможно тогда, когда выражаемые журналистом интересы соответствуют нуждам исторического развития.

Добиться объективности подхода к изображению действительности и результатов изучения явлений жизни еще более сложно, чем добиться правдивости сообщаемых фактов. И дело здесь значительной степени и в социальной позиции журналиста, в характере партийного подхода. Ведь если жизненная позиция требует защиты истинных интересов общества, предполагает верную ориентацию в действительности, то такая позиция отвечает требования объективности.

В гносеологическом плане это нарушение проявляется в одной из двух форм. Субъективизм предполагает произвольное обращение с фактами, замалчивание одних и выпячивание других, «вольности» в их подборе и интерпретации, нарушении требований логики, использование софистических «доказательств» и других приемов, служащих подтягиванию, привязке явлений жизни к заранее заданной необъективной концепции.

Объективизм кажется противоположным субъективизму своим строгим отслеживание происходящего в жизни, сдержанностью, а часто и отсутствием прямого комментария. Однако, поскольку для объективности нет разницы между фактом и фактиком и он избегает суждений с определенной социальной позиции, неизбежно уравнивание существенного и несущественного, закономерного и случайного. В результате также создается неадекватная картина жизни. Хотя объективизм – оборотная сторона субъективизма, он все же «предпочтительнее» своим стремлением к точной констатации.

В социальном плане нарушение требований объективности, особенно субъективистами, проявляется как демагогическое заигрывание с массой, как популизм дурного толка – выступление от имени народа, хотя на самом деле под прикрытием защиты нужд народа защищаются интересы частной группы.

Но даже и в тех случаях, когда нет видимых гносеологических и социальных причин для создания неадекватной картины жизни, в журналистской практике возникают ошибки, как на уровне отбора фактов, так и на уровне их интерпретации.

Ошибки надо отличать от сознательной лжи – намеренного, притом определенного социальной позицией нарушения принципа правдивости и объективности. Замалчивание ошибок затрудняет поиск истины в ходе диалога между разными СМИ, подрывает доверие к журналистам.

Народность. Проблема народности требует ясного понимания того, что такое «народ». Трудность понимания этого феномена связана с множественностью значений данного слова.

1. народ как этнос (русский, украинский народ и т.д.)

2. народ как население страны, даже состоящее из представителей разных этнических групп

3. народ как избирающая масса – «электорат»

4. народ как низшие слои общества, трудовой люд, люмпенские слои

5. народ как масса присутствующих на собрании или на митинге, участники демонстрации.

Для журналиста-демократа главное значение слова «народ» - это совокупное представление о тех классах, группах, слоях общества, которые по своему объективному положению в социальной системе заинтересованы в исторически необходимых прогрессивных изменениях и могу способствовать развитию всего общества.

На каждом этапе исторического развития понятие «народ» включает конкретные группы общества. Общественная наука и журналисты должны все время отслеживать, какие изменения происходят в социальной структуре общества, какие именно и в каком соотношении слои общества составляют на данном этапе исторического развития народ, какие реальные задачи стоят перед ним и в каких условиях и каким образом их можно наилучшим образом выполнить. Неверное понимание сущности того, что такое народ, какие слои в него входят и как именно они выступают в качестве общественно силы, приводит журналиста на принципиально ошибочные позиции, хотя и провозглашаемые «народными».

Народный журналист, даже если он работает в СМИ, ориентированном на одну из групп, должен бороться за реализацию общенародных интересов и, не забывая специфических интересов своей группы, отстаивать те из них и таким образом, чтобы его деятельность способствовала согласию и единству народа.

Следует отметить несколько осложняющих факторов.

Во-первых, массовое сознание тех или иных групп часто оказывается неадекватным их истинному положению и объективным нуждам. Журналист должен не механически выражать те или иные свойства массового сознания группы, но «поправлять» их.

Во-вторых, если складывается ситуация, когда какая-то одна группа населения и ее идеологические представители – журналисты считают себя исключительными выразителями потребностей народа, возникает объективная необходимость в терпеливом и доказательном разъяснении, что претензии на исключительность неверны и вредны.

В-третьих, журналист должен уметь верное содержание облечь в адекватную форму. Отсюда требование вести диалог с аудиторией популярно, доходчиво, доступно, на интересном и важном, привлекающем ее внимание материале.

Массовость. Внешне количественно массовость предполагает распространение влияния издания или программы на широкую массу народа, т.е. количественно значимую часть того слоя, класса, группы, на которую они рассчитаны. В этом смысле быть массовым издание не так просто – ведь масса слоя или группы, к которой обращается СМИ, далеко не однородна.

Имеется ряд трудностей и при работе с более однородными группами, также различающимися по составу. Вот почему возникает соблазн делать издание или программу «для немногих», обращаться к «избранным». Таким СМИ свойственны признаки элитарности. Элитарность не противоречит массовости, если действует сознательный расчет на узкий слой, если этот слой не противопоставляется другим слоям народа как высший и если для других слоев имеется достаточно источников информации, которые их могут удовлетворить. При этом важно приобщать к элите другие слои, а не закрывать пути к ней.

Требованием массовости является и налаживание прочных связей СМИ со своей аудиторией. При этом важно как получение откликов на свои публикации (обратная связь), так и поступление материалов (мнения, настроения, представления о явлениях текущей действительности, о взглядах и убеждениях людей, их предложениях, стремлениях и требованиях). Эти материалы необходимы и для того, чтобы подготовит на их основе публикации для СМИ.

Кроме тех материалов, которые поступают «самотеком», редакции ведут направленный их поиск с помощью нештатных авторов, добровольных корреспондентов, специалистов-консультантов, независимых экспертов, других помощников, составляющих актив редакции. Появляется возможность определенного знания общественного мнения (более точного – через социологические исследования), суждений о публикациях в СМИ и возможность получать материал для публикации радио- и телепередач. Так вокруг органа журналистики образуется творческий, «пишущий» слой преимущественно из аудитории, активной в своем отношении к деятельности соответствующего СМИ, поддерживающей и стремящейся воздействовать на его идейно-творческую линию. Кроме того, «окружение» - также один из источников пополнения коллектива штатных сотрудников редакции.

Патриотизм. Народ как совокупность социальных слоев, способных к историческому творчеству, разделен на множество групп, живущих в разных государствах. Для журналиста каждой страны неизбежным становится формирование чувства патриотизма, на основе которого формируется соответствующий принцип.

Каждый журналист не только должен считаться с патриотическими чувствами и взглядами той или иной страны, но и сам обязан выступать с позиции патриотизма, служит процветанию и прогрессу своего отечества.

Патриотизм обычно определяют как любовь и преданность родине, стремление служить ее интересам, хранить, развивать и защищать отечественную культуру, язык, традиции, лучшие черты национального характера, памятники истории, особенности менталитета и образа жизни и т.д. В политической сфере патриотизм предполагает высокую гражданственность, направленную на социально-политический и экономический прогресс страны, ответственность за ее будущее.

Формирование журналистом своего патриотического сознания и выработка своей патриотической позиции в профессиональной деятельности могут протекать по разным направлениям и результироваться в различных содержательным формах. Одну из них называют «ультрапатриотизмом». В основе его лежит идея абсолютного приоритета интересов своей страны и нежелание считаться с законными интересами других стран. Для «ультрапатриотов» характерен мессианизм, иллюзорные, идеализированное представление о прошлом страны.

«Ультрапатриотизм» свойственен части населения и общественных деятелей стран, опередивших другие в развитии, но он расцветает также в кризисные периоды развития государств, «величие» которых оказалось в прошлом.

Подлинный патриотизм не совместим с идеей избранности своей страны, исключительности ее роли в истории, со стремлением принизить другие страны, игнорировать их интересы.

Патриотичным оказывается поддержка и споспешествование всему тому, что помогает развитию. Следовательно, столь же патриотичны неприятие, отрицание, критика всего, что тормозит процесс.

В тяжелые времена именно патриотизм способен вызволить силы, которые оказываются решающими для возрождения страны. Мировая история дает много ярких примеров личностей, преданных Родине (Жанна д’Арк, Шарль де Голль, Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Кутузов и др.). Достоин уважения патриотизм пассивно-жертвенный, но выше него активно-действенный, делающий людей объединителями и лидерами народного движения за возвышение Родины.

Размышляя над каждым рассматриваемым явлением, журналист обязан оценивать его с точки зрения того, насколько оно значимо для развития не только своей, но и других стран.

Особенно ярко это проявляется в современном мире, где страны оказываются все более прочно связанными между собой и взаимозависимыми.

«Космополитизм». Подлинно космополитическое, «глобалистское» исходит из необходимости служения нуждам всего человечества. Осознание журналистом внутренней связи понятий «патриотизм» - «космополитизм» является особым проявление единства в его позиции частногруппового и общечеловеческого.

Патриотизм, не обогащенный общечеловеческой идеей космополитизма зарождается в «ультрапатриотизм», а космополитизм без опоры на патриотизм – в антипатриотизм, в презрение к родине.

Этническая принадлежность человека также не может не отразиться в принципиальной линии поведения журналиста.

Если для журналиста главным являются интересы только своей нации, то такой журналист руководствуется принципом национализма.

Нет ничего дурного в национальной гордости, в чувстве любви к своей нации. Однако существует хотя и трудноразличимая, но существенная грань между «нормой» - благородным чувством национальной гордости и ее нарушениями в виде национализма, противопоставления одного этноса другим, этноцетризма, стремления к обособлению, национального консерватизма.

Национальная гордость предполагает интернационализм, в котором представлении о правах и достоинстве нации соединяется с сознанием равенства всех наций и со стремление добиться дружеских отношений, конструктивного взаимодействия между всеми этносами (нациями), их взаимообогащения. Поведение журналиста в интересах одной нации не может привести к ущемлению интересов других. Важны идея интернационального братства, исключение всякого ущемления национального достоинства, навязывания чуждых нации характера и форм организации жизни в экономической, политической, социальной и культурной сферах.

Руководствуясь принципом интернационализма, журналисту нужна особая щепетильность и взвешенность в характерах и оценках.

Если для журналиста существенно важен принцип народности, неизбежно и формирование в его деятельности принципа демократизма. В латинской интерпретации – республиканизм.

Журналистика в силу своей информационной природы обладает управляющими, властными возможностями. И эту свою «власть» она может осуществлять, руководствуясь самыми разными представлениями о наилучшем способе правления – аристократическом, монархическом, плутократическом, тоталитарном, авторитарном. В соответствии с существующим характером власти возникает, например, монархическая журналистика или журналистика тоталитарного общества.

В качестве «четвертой власти» журналистика осуществляет принцип демократизма путем участии в делах государства, способствуя через свои выступления принятию важных политических решений.

Принцип демократизма проявляется общественными делами как способ реализации возможности непосредственной демократии. Если представительная демократия осуществляется через выборы в органы власти, то непосредственная демократия – это участие всех граждан в делах государства (референдумы, митинги, демонстрации, сборы подписей). Будучи инструментом непосредственной демократии, журналистика, выполняя свои идеологические и непосредственно-организаторские, контрольные функции, осуществляет постоянное давление на выборные органы власти от имени народа, будучи звучащим vox populi.

Свой демократизм, участие в государственной жизни журналистика осуществляет в нескольких формах.

Во-первых, выступая от имени народа, как выразитель его интересов и требований, сам журналист оказывается выразителем нужд и чаяний народа, его представителем перед избранными властями.

Выступая от имени народа, важно правильно осмыслить увиденное и услышанное. Журналист является не механическим транслятором предъявленных властям требований, а их аналитическим истолкователем, что предполагает различные корректировки, основанные на серьезном изучении проблем, волнующих народ.

Во-вторых, журналистика реализует принцип демократизма через предоставление желающим возможности заявить о своем мнении с широкой общественной трибуны и внести свои предложения. Тем самым напрямую осуществляет реализацию конституционного права граждан на участие в управлении государственными делами.

В-третьих, журналистика организует «обучение» народных масс управлению. Большое значение при этом имеет обращение СМИ к раскрытию реальных акций непосредственной демократии (митингов, демонстраций, кампаний по сбору подписей, журналистских акций) с анализом их характера, обсуждением причин удач и неудач, показом наиболее действенных форм реализации норм непосредственной демократии, особенно через средства массовой информации.

В-четвертых, в меру эффективности реализации принципа демократизма по всем этим трем направлениям активно формируется гражданское самосознание и активность граждан в осуществлении своих прав и свобод, в использовании народного суверенитета. Необходим высокий уровень общей образованности и гражданской компетентности. Демократия невозможна без того, что называют «адекватным гражданином». Адекватный гражданин – хорошо ориентированная личность с верной самоидентификацией в обществе, при том настроенная на деятельное участие в жизни общества с учетом его реального состояния и гуманистических перспектив на основе обдуманных решений. Именно СМИ должны принять на себя основную нагрузку по формированию «критической массы граждан».

В сложившемся виде это «общественность», представляющая собой устойчивое ядро гражданского общества, придающее ему стабильность и функционирующее как его интегрирующая сила. Формирование и становлении общественности – процесс длительный и непростой, причем, считается, сначала возникает «масса», затем «публика», и, наконец, «общественность». Журналистике как фактору развития общественности важно учесть необходимость действий по всему «фронту» задач формирования «адекватных граждан» и интеграции их в «общественность».

«Вторичным синтезом» принципов, их результирующим интегральным выражением оказывается принцип гуманизма. Он является проверочным - позволяет оценивать верность основ и характера реализации других принципов. Даже исходный принцип партийности в своем содержании и проявлениях на практике может и должен проверяться «на гуманизм». Поэтому так важно для журналиста проникнуться идеей гуманизма и понять ее истинное содержание. Ведь все в его деятельности должно быть подчинено интересам человека и человечества.

В самом общем виде гуманизм во всех суждениях и оценках требует исходить из соблюдения неотъемлемых прав и свобод личности, из интересов развития человека как уникальной личности в перспективе прогрессивного развития всего человечества.

Гуманистический подход, в основе которого лежит представление о человек как мере всех вещей, требует создания условий жизни, наиболее достойных человеческой природы о соответствующих сущности человека.

Существует множество разновидностей концепций гуманизма: религиозный, расистский, «технологический» гуманизм, филантропический.

Гуманизм, требующий постоянного участия во всесторонних преобразованиях жизни общества, есть гуманизм деятельный. Поэтому, какой бы теме ни были посвящены произведения – политической структуре или экономическим условиям жизни общества, отношениям социальных групп, культуре или искусству, спорту или быту – везде есть не только «простор», но и обязательное требование гуманистических подходов. Анализу «на гуманистичность» подлежит все, что связано с жизнью человека, его социальным, техническим, природным бытием.

Вся деятельность журналиста должна быть проникнута концепцией гуманизма, желательно цельной, деятельной, обращенной в будущее и требующей внимания к человеку сегодняшнего дня. Необходимо, чтобы забота о человечестве сочеталась с заботой об отдельном человеке. При этом к конкретной личности нельзя применять только общие критерии – важно исходить из ее индивидуальности.

Непременным условием подлинно гуманистического подхода является также способность видеть отдельно человека в рамках тех общностей, в которых протекает его жизнь, – трудового коллектива, семьи, круга общения и т.д.

Все, с чем сталкивается журналист в жизни, имеет «человеческое измерение», и умение видеть явления жизни в свете идеалов гуманизма – сущностная черта журналистской деятельности.

В связи с движением к новой цивилизации 21 века, где идеи гуманизма станут опорными для журналистского мышления, представление о системе принципов журналистики придется как бы «перевернуть»: социальная позиция журналиста будет прямо «выходить» на принцип гуманизма, а принцип партийности окажется своего рода «вторичным синтезом» системы принципов, их практически деятельностным выражением.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.