Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Толерантность и плюралистичность как нормы массовой информационной деятельности в условиях реформирования обществаСтр 1 из 5Следующая ⇒
Журналистика А.С Пушкина Толерантность и плюралистичность как нормы массовой информационной деятельности в условиях реформирования общества 1. Журналистская деятельность A.C. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»). А.С. Пушкин — один из виднейших русских журналистов. Его журналистская деятельность началась еще в 20-е годы 19 в. как поэт и публицист в журналах «Сын отечества», «Московский телеграф», в альманахе «Полярная звезда». Темы выступлений — борьба против консервативных мнений «Вестника Европы» Каченовского. Учавствовал «Полярной звезде». Пушкин спорил в беседах, в письмах с отдельными положениями статей, проявляя подчас более зрелый историзм в оценках литературных явлений, чем Бестужев или Кюхельбекер. Поэт оставил несколько черновых набросков по этому поводу, которые характеризуют его как вдумчивого полемиста и критика..В течение 1825 года, некоторое время после разгрома декабристов, Пушкин участвует в «Московском телеграфе» Полевого. Здесь было напечатано несколько стихотворений и замечательная статья о баснях Крылова.Поэт продолжает участвовать в борьбе против «Вестника Европы», а вскоре активно включается в борьбу против Булгарина и Греча.Однако длительное сотрудничество с Полевым оказалось невозможным, и поэт ищет себе новых союзников.В 1827 г. Пушкин принимает активное участие в организации журнала «Московский вестник». Лицо журнала определяли философы-идеалисты. Но Пушкин настойчиво боролся за влияние в журнале, за превращение его из сугубо философского издания в литературно-общественный журнал, доступный широкому кругу читателей. В 1827 г. он поместил не один десяток поэтических произведений. Однако союз с философами не удовлетворял Пушкина, друзья поэта А.А. Дельвиг и другие - не поддержали его и не приняли участия в «Московском вестнике», и сам Пушкин вскоре покидает журнал. Со смертью Веневитинова в 1827 г. журнал постепенно теряет влияние среди читателей и в 1830 г. закрывается. Борьба с продажной журналистикой, Булгариным и Гречем становится насущной задачей. Органом печати, где Пушкин мог в начале 30-х годов выступить против Булгарина и Греча, стала «Литературная газета».«Литературная газета» издавалась друзьями Пушкина и редактировалась Антоном Антоновичем Дельвигом, бароном и другом по лицею. Выходила газета в 1830-1831 гг., один раз в пять дней. Главная заслуга - смелая борьба против Булгарина и Греча, против засилья реакционеров и циников в отечественной литературе. В «Литературной газете» Пушкин приобщился к редактированию периодического издания. В 1830 г. во время отъезда Дельвига из Петербурга Пушкин как редактор подготовил и выпустил ряд номеров газеты.В «Литературной газете» участвовали кроме Пушкина и Дельвига такие литераторы, как О. Сомов, П. Вяземский, Д. Давыдов, Е. Баратынский, П. Катенин, Н. Языков, Ф. Глинка, Н. Гоголь и др. В Петербурге главенствовали Греч и Булгарин, в Москве — Каченовский.По своему характеру новое издание друзей Пушкина было литературным и литературно-критическим. Соответственно имелось и два отдела: литературный и критики.«Литературная газета» стояла на позициях романтизма, но уже трезво и критически оценивала крайности этого направления. В качестве основного требования к литературе выдвигается требование правдивости в изображении жизни. Сам Пушкин переходит в это время от романтизма к реализму. В связи с этим в «Литературной газете» начинают отводить больше места прозе, жанру путевых очерков и путевых записок. Политический отдел не был разрешен в газете Дельвига. Только наличие такого отдела позволило бы успешно конкурировать с «Северной пчелой» Булгарина и Греча. В условиях строгого контроля со стороны правительства и цензуры, при отсутствии в газете политического отдела ей трудно было стать влиятельной и независимой газетой с большим кругом подписчиков. Тем не менее газета смело выступала против «Вестника Европы», «Северной пчелы» и «Сына отечества». Не нашла она общего языка в 30-е годы и с Полевым. Вяземский, Пушкин, с одной стороны, Полевой - с другой, ведут резкую полемику между собой, не избегая личных выпадов и упреков в неблагонадежности.Но главный фронт литературной борьбы — это разоблачение полицейской роли в литературе Булгарина и Греча, насаждения ими пошлых вкусов, безыдейности в литературе.В третьем номере «Литературной газеты» в отделе «Смесь» была опубликована заметка Пушкина, в которой отрицательно оценивался модный мещанский роман Булгарина «Иван Выжигин». Заметка вызвала бурную реакцию со стороны Булгарина. Он пишет донос на «Литературную газету», pезко критикует седьмую главу «Евгения Онегина». На это Пушкин отвечает рядом эпиграмм и памфлетов («О записках Видока»). В этом произведении Пушкин разоблачает продажную сущность булгаринской прессы и самого Булгарина. Под видом рецензии-отклика на книжку французского сыщика Видока Пушкин клеймит самые низменные, самые отвратительные черты Булгарина и всей булгаринской прессы. Он говорит о полицейской роли, которую играет Булгарин в литературе, уподобляя его тайному французскому полицейскому агенту — Видоку.Булгарин и Греч изображали «Литературную газету», ее сотрудников как некую «литературную аристократию», как особую партию аристократов в литературе, недвусмысленно намекая на недавнюю организацию дворян-декабристов. Это был обычный полемический прием булгаринской печати, подчиненный определенным политическим целям — опорочить Пушкина, посеять недоверие к группе литераторов, объединившихся вокруг «Литературной газеты».Острый характер полемики «Литературной газеты» с Булгариным, Гречем и Полевым не нравился правительству, Бенкендорфу. Разоблачая Булгарина и Греча, Пушкин добивался недоверия читателя к их изданиям, которые шли в русле официальной политики. Поэтому III Отделение ищет повод запретить газету Дельвига. Этим поводом стала публикация в газете в октябре 1830 г. перевода четверостишия, посвященного жертвам июльской революции 1830 г. во Франции. Друзьям Пушкина удалось, используя свои связи при дворе, добиться возобновления газеты, но при категорическом условии отказа Дельвига от ее редактирования. Редактором был утвержден О. Сомов.Пушкин печатается здесь реже и реже, теряет в известной степени интерес к этой газете, а само издание из-за цензурных стеснений в 1831 г. прекращается. Дельвиг умирает в 1831 году. Одновременно с сотрудничеством в газете Дельвига Пушкин использовал в борьбе против Булгарина и Греча московский журнал «Телескоп», поскольку тот благоволил к поэту, одобряя его переход от романтизма к реализму.В 1831 г. Пушкин помещает там две фельетонные статьи: «Торжество дружбы, или оправданный Александр Анфимович Орлов» и «Несколько слов о мизинце г. Булгарина и о прочем», — направленные против Булгарина и Греча. Они перекликаются с басней Крылова «Кукушка и Петух», которая тоже была направлена против Булгарина и Греча, против их восхваления друг друга.За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.В статье «Торжество дружбы...» Пушкин иронизирует над Булгариным и Гречем в связи с их отзывом о романисте Орлове — бездарном бульварном писателе. Орлов построил свою литературную репутацию на том, что сделал несколько ловких подделок под роман Булгарина «Иван Выжигин», благодаря которым прославился и сам. Пушкин приравнивает творчество Булгарина к творчеству Орлова — заведомо бездарного человека — и тем самым низводит Булгарина до Орлова. Пушкин сравнивает с издевкой «сии два блистательных солнца нашей словесности» и высмеивает «оборотливость» в деле самовосхвалений Булгарина и Греча, которой следует и Орлов. Статья «Несколько слов о мизинце г. Булгарина...» построена на высказывании Греча, который утверждал, что в одном мизинце господина Булгарина ума больше, чем в головах некоторых литераторов, намекая на Пушкина. Пушкин снова дискредитирует Булгарина как писателя-беллетриста и дает в конце статьи план якобы своего будущего романа «Настоящий Выжигин», пронизанный намеками на неблаговидность поведения Булгарина как человека и литератора, на его аморальность..«Современник»Стремясь к созданию собственного печатного органа, А.С. Пушкин безуспешно пытается организовать в 1832 г. газету «Дневник» с правом публикации политической информации. Только в 1836 г. ему удается журнал под названием «Современник». Но и этот журнал был чрезвычайно ограничен в своей программе, в своих возможностях. Журнал был разрешен как чисто литературный, с невыгодной периодичностью: четыре номера в год.К моменту выхода «Современника» положение на журнальном фронте было особенно трудным. Всего издавалось менее десяти журналов общего содержания. Цензурные условия были тяжелыми. В этих условиях Пушкин обещал придать безобидный характер программе журнала, лояльной по отношению к правительству. Журнал был разрешен правительством, надеявшимся привлечь Пушкина на свою сторону, показать обществу, что Пушкин пошел на компромисс с правительством. Но все же желаемого результата правительство не достигло. Журналистов «Современника» не удалось приблизить к официальщине.В первом номере журнала никакой программы опубликовано не было, и это вызвало нарекания. «Современник» в статье от редакции писал: «Издатель «Современника» не печатал никакой программы своего журнала, полагая, что слова литературный журнал уже заключают в себе достаточное объяснение». Начинающий журналист В.Г. Белинский в заметке «Несколько слов о «Современнике» в «Телескопе» доброжелательным отзывом встретил выход нового журнала, во главе которого стоял Пушкин. Однако второй номер вызвал его критические замечания за салонный, аристократический тон некоторых статей и литературных произведений Вяземского, Одоевского: все окружение поэта Белинский оценивал критически.Пушкин, выступая руководителем издания, сосредоточивает все свое внимание на литературной части журнала. В «Современнике» почти нет переводов. Это традиция «Полярной звезды» Бестужева и Рылеева. Редактор предпочитает печатать своих, русских литераторов. Пушкин очень серьезно относился к литературной работе и принял решение платить твердый гонорар, такой же, как у Сенковского - 200 руб. за печатный лист. Это было нелегко для Пушкина, ибо его журнал не давал значительного дохода. Тираж его колебался от 2400 до 900 экземпляров.Пропаганда отечественной литературы, новой литературной школы, особенно прозы, - вот что стало предметом заботы Пушкина. И в этом отношении важно отметить его исключительное внимание к творчеству Гоголя. Пушкин пишет и печатает ряд послесловий, примечаний к отдельным произведениям Гоголя, печатает критические заметки, в том числе о «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Это проникновенная доброжелательная рецензия, в которой высоко оценивается талант Гоголя. Пушкин предсказывает успех Гоголю как писателю и в будущем предвидит успех его «Ревизора», дает в журнале специальное сообщение о постановке «Ревизора» на петербургской сцене.Не случайно самая острая статья в «Современнике» принадлежала Гоголю. Она называлась «О движении журнальной литературы...» (№ 1). В этой статье отразились взгляды молодого Гоголя на журналистику. В ней дается обстоятельная оценка журналистики его времени, отмечается высокая роль периодической печати в жизни общества. Многими читателями статья Гоголя была принята за программную. Это обеспокоило Пушкина, и в третьем номере «Современника» Пушкин, признавая достоинства статьи, все же отверг ее программность. Кроме Гоголя в журнале печатались Жуковский, Вяземский, Баратынский, Тютчев, Одоевский и др. Пушкин-редактор широко привлекал в журнал наряду с опытными литераторами молодежь, новых неизвестных авторов, в том числе участников Отечественной войны 1812 г., офицеров армии, бывших партизан (Надежду Дурову, Дениса Давыдова и др.).При жизни Пушкина вышло всего четыре номера «Современника». Пятый номер был издан уже после смерти поэта его друзьями Жуковским, Вяземским, П.А. Плетневым.Тем не менее журналу, основанному Пушкиным, суждено было после девятилетнего забвения стать лучшим журналом, когда-либо издававшимся до того в царской России.
|