Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов.
За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее.
✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать».
Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами!
Афины: становление демократии
ВОЗВЫШЕНИЕ АФИН. Творческий подъем, ставший вехой не только в истории греческой, но и мировой цивилизации, имел свои глубинные причины. Греческое полисное общество сформировалось в VII–VI вв. до н. э. В V – начале IV вв. до н. э. оно переживало расцвет. К этому времени сложилась демократическая система в ее наиболее зрелой форме. И она явила свои замечательные плоды во всех сферах жизни. Согласно легендам, племена ионийцев были объединены легендарным мифологическим героем Тезеем, ставшим царем Афин. Тезей считался и основателем города, и основоположником демократии. Есть мнение, что Тезей разделил население Афин на три сословия: евпатридов (аристократов благородного происхождения), геоморов (землевладельцев, имевших земельные наделы), демиургов (ремесленников). Первоначально в Афинах правил баселей, т. е. царь, но постепенно он утратил свое влияние, сохранив лишь религиозные функции. Вся государственная власть сосредоточилась в руках девяти архонтов. В конце VII в. архонт Дракон записал ряд обычаев, придав им силу законов, фактически, установил систему судопроизводства, введя суровые наказания за кражу частной собственности. Постепенно Афины укреплялись экономически и политически. Огромную роль в этом плане сыграли реформы Солона (ок. 640–560 гг. до н. э.), выдающегося афинского государственного деятеля, которого «знать уважала за богатство, бедные – за честность». Он освободил бедноту от долгов, запретил долговое рабство, привлек демос к управлению страной; разделил всех афинян по имущественному признаку на четыре разряда. Свои законы Солон стремился сделать доходчивыми, нередко прибегая к стихотворной форме, о чем говорилось в главе о лирике. Реформатор и государственный муж, он действовал неторопливо, избегая крайностей, исходя из принципа «золотой середины». Он определил суть своей политики в словах «Все в меру», которые высечены па стене храма Аполлона в Дельфах. После Солона новый значительный шаг в направлении демократии делает Клисфен (600–565 г. до н. э.), который ослабил влияние родовой знати. Он разделил территорию Афин на десять фил, что имело своим результатом смешение различных слоев населения и дробление родовых организаций. Каждая фила посылала своих представителей в Совет пятисот, который переизбирался ежегодно. Так осуществлялся принцип выборности и сменяемости власти. Молодая афинская демократия сталкивалась не только с внутренней опасностью, исходившей от аристократов и евпатридов. Ей пришлось пройти через долгие и опустошительные войны с Персией и Спартой. ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ. В начале V в. до н. э. на востоке стала вырисовываться страшная угроза: огромная Персидская держава. Захватив огромные земли, ограбив покоренные народы персы обратили взоры на ближайших западных соседей – греческие государства. Поначалу персы захватили греческие города на побережье Малой Азии. Когда афиняне дерзнули помочь одному из них – Милету, Дарий, «царь царей», «повелитель четырех частей света», решил жестоко наказать афинян. В 492 г. до н. э. под началом зятя Дария Мардония огромное войско пошло походом на Грецию. Дарий же отправил послов в Афины и Спарту с требованием капитуляции. В Афинах во время обсуждения этого вопроса возмущенные греки сбросили со скалы персидских послов. В Спарте – их утопили. Персидское войско возглавил сын Дария – надменный, самонадеянный Ксеркс. Против 100-тысячной армады персов афиняне могли выставить только 10 тысяч воинов: были мобилизованы даже рабы, которым обещали свободу. В битве при Марафоне в 490 г. до н. э. греческий полководец Мильтиад, применив искусную тактику, окружил персов и разгромил. Персы потеряли 6400 человек, греки – менее 200.
С известием о победе в Афины был послан гонец. Он пробежал расстояние от Марафона до Афин (ныне что марафонская дистанция: 42 км 195 м) и вбежал в город со словами: «Радуйтесь, мы побелили!». После чего скончался от разрыва сердца.
Победа при Марафоне имела огромное вдохновляющее значение для Греции, избавила от страха перед мощным врагом, содействовав сплочению эллинских полисов. В преддверии неизбежного очередного нашествия персов в Афинах началось строительство сильного военного флота. В 480 г. до н. э. Ксеркс, собрав огромную армию, отправился в новый поход. Греки вынуждены были занять оборону в Фермопильском ущелье, где 300 спартанцев во главе с царем Леонидом приняли неравный бой и все погибли. Фермопилы остались как символ беззаветного героизма. На могиле героев выбита надпись:
Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне, Что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли.
Подвиг под Фермопилами пробудил Грецию. Когда персы вторглись в Аттику, Фемистокл, выдающийся афинский стратег, повелел оставить Афины и вывести оттуда все население. Он решил дать генеральное сражение на море. В Саламинском бою персы потерпели сокрушительное поражение. В победе эллинов сыграли свою роль не только дальновидная тактика и отличная боевая выучка, не только лучшие качества их судов. Главным фактором стал высокий патриотический дух греческих воинов. Саламин означал поворот в греко-персидских войнах. Третье решающее сражение греко-персидских войн при Платеях (479 до н. э.), завершилось разгромом персов. В 478 году Афины заключили с остальными греческими полисами 1-й Афинский морской союз. Борьба с персами завершилась победой греков и заключением Киллиева мира в 449 году. Идеи свободы, демократии и защиты родины одержали верх над восточным деспотизмом. События греко-персидских войн нашли отражение в литературе, особенно отчетливо в трагедии Эсхила «Персы». ПЕЛОПОННЕССКАЯ ВОЙНА. Пока над Элладой нависала персидская угроза, греческие государства действовали сообща. Как только опасность ослабла, между ними сразу разгорелись противоречия и конфликты. Углубилось соперничество между двумя крупнейшими государствами Афинами и Спартой. Оно вылилось в Пелопоннесскую войну, длившуюся с перерывами с 431 по 404 г. до н. э. Спарта имела преимущество на суше; Афины, обладая сильным флотом, демонстрировали перевес на море. Первый период боевых действий получил название Архидамова война (431–421 до н. э.) по имени спартанского царя Архидама. Афиняне подвергали Спарту и ее союзников морской блокаде. Спартанцы же совершали опустошительные рейды в Аттику, принося огромный ущерб сельскому хозяйству. После заключения Никиева мира (421 до н. э.) последовало длившееся 6 лет затишье. В 415 г. афиняне организовали экспедицию на Сицилию, надеясь добиться перелома в войне, но она завершилась жестоким разгромом. Затем снова неудачи чередовались е успехами. В 411 г. в Афинах был произведен олигархический переворот, но затем власть снова вернули себе демократы. В 404 году афиняне потерпели окончательное поражение при Эгоспотамах и были вынуждены капитулировать, пойти на тяжелые условия мира, подчиниться гегемонии спартанцев. В самих Афинах установился олигархический режим «тридцати тиранов». Правда, вскоре демократические институты были восстановлены, однако демократический строй был сильно ослаблен. Отзвуки Пелопоннесской войны, а также внутриполитической борьбы, происходившей в это время в Афинах, нашли отзвук в трагедиях Софокла и Еврипида, но всего отчетливей в комедиях Аристофана. ПЕРИКЛ. ВЕХИ БИОГРАФИИ. В го время как афиняне сражались на полях сражений сначала с персами, потом со спартанцами, в самих Афинах кипели политические страсти. К счастью, в это драматическое время у руля государства находился Перикл (490–429 до н. э.). выдающийся государственный деятель, который стоит в одном ряду с великими полководцами, политиками, реформаторами всех времен. Он родился около 490 г., был потомственным аристократом, получил прекрасное образование. Знаменательно, что, как и другим великим эллинам, ему посчастливилось иметь учителей, которые на него благотворно влияли. Среди них самым замечательным был философ Анаксагор (ок. 500–428 до н. э.). прозванный современниками «Умом» зa необыкновенную эрудицию и заслуги в исследовании природы. Политическая деятельность Перикла началась в 460-е годы. Твердый поборник демократии, он проводил политическую линию, отражавшую интересы средних слоев общества; купцов, судовладельцев, хозяев мастерских. Стремился служить не одной демократической партии, не одному демосу, а всему Афинскому государству. По словам историка Фукидида, он становится «первым гражданином в Афинах, обладая даром слова и действия», что возвышало его над среди самых выдающихся современников. Целеустремленно работает он над своим «имиджем», а его серьезность, скромность, ровный голос – все это производит сильное впечатление на окружающих. Расчетливый, дальновидный, хладнокровный, Перикл получил прозвище «Олимпиец», намекавшее на то, что он достоин сравнения с богами. Сфера культуры и образования постоянно находилась в поле его зрения, чему способствовал и круг его общения. Он объединил вокруг себя людей, составлявших интеллектуальную, творческую элиту Афинского времени: среди них были выдающиеся философы Анаксагор и Протагор, скульптор Фидий, историк Геродот, драматург Софокл… Как политик Перикл делал все, чтобы укрепить Афины, всячески оттягивал конфликт со Спартой, понимая его неотвратимость. Афиняне знали: их руководитель не только мудр, но и безупречно честен. Об этом говорит красноречивый эпизод. В начале Пелопоннесской войны, во время подавления афинянами мятежа на острове Эвбея, в Аттику вторгаются войска Спарты, захватывают город Элевсин, приближаются к столице, Афинам. Периклу известно, что его сограждане готовы сражаться насмерть, но силы неравны. Но он знает также, что спартанский полководец Клеандрид не только умен, но и корыстолюбив. Перикл тайно передает ему 10 талантов, довольно значительную сумму денег, в обмен на то, что захватчики из Пелопоннесса убираются восвояси. В Народном собрании Периклу приходится отчитываться о своей деятельности. Ему в лицо кричат: «Пусть скажет, на что они ушли, десять талантов, о которых он умалчивает!» Перикл готов к этому вопросу и отвечает кратко: «На нужное дело». Больше никто не требует от него дополнительных разъяснений. Если израсходованы средства из государственной казны, значит, это необходимо для Афин! В течение пятнадцати лет Перикл ежегодно избирался «первым стратегом». Это сделало его фактическим главой и руководителем государства. Вот мнение историка Фукидида: «Перикл, сильный, уважением и умом, бесспорно неподкупнейший из граждан, свободно сдерживал народную толпу, и не столько она руководила им, сколько он ею». Ему был по душе такой афоризм: «Мы творим в короткое время, но не для короткого времени». В условиях демократического правопорядка Перикл действовал и силой, и убеждением, и личным примером. Понятие вождь означало не только власть, но и личный авторитет. Он находил опору и понимание в лице своей подруги – гетеры Аспазии, которая считалась одной из красивейших и образованнейших женщин своего времени. Она была душой кружка людей искусства, группировавшихся вокруг Перикла. Перикл развелся с женой и сделал своей гражданской женой Аспазию, за что подвергался резким нападкам со стороны недругов. Они решили учинить суд над Аспазией по обвинению в безнравственности и оскроблении богов. Благодаря выступлению на суде самого Перикла Аспазия была оправдана. Когда началась Пелопоннесская война и спартанцы вторглись в Аттику, оппозиция обвинила Перикла в неудачах. Впервые за 15 лет, в 430 году, его не избрали в стратеги. Однако, опробовав других ораторов и стратегов, афиняне лишь убедились, что Периклу нет достойной замены. В 429 году он вновь был избран стратегом. Однако дни его были сочтены. Эпидемия, поразившая Афины, не пощадила и вождя. Друзья передают его последние слова: «Вы вспоминаете о заслугах, которые бывали у многих полководцев и которые в равной мере зависели от счастливой судьбы. Вы умолчали о главном: ни один афинский гражданин не надел из-за меня черного плаща». Черный плащ был символом траура. На совести Перикла не было ни одного несправедливо осужденного. ПОБОРНИК ДЕМОКРАТИИ. Перикл был велик как стратег, военачальник, покровитель искусств. Но главной его заслугой был вклад в формирование основных институтов греческого демократического государства. В речи над могилами воинов, которые первыми пали в начале Пелопоннесской войны, Перикл выразил сущность того, что такое демократия. «Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям: мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим, – говорил он. – Называется этот строй демократическим, потому что держится не на меньшинстве, а на большинстве демоса». Законы демократического государства представляют «равноправие для всех». Но, конечно, под «всеми» имелись в виду только свободные граждане. Значимость каждого гражданина определялась исключительно его «доблестью, стяжавшей ему добрую славу в том или другом деле». Сердцевиной демократии в Афинах было народное собрание, экклесия, которое собиралось не реже одного раза в десять дней. В нем принимали участие все афинские граждане не моложе 20 лет. В ведении народного собрания находились все главные вопросы внутренней и внешней политики, финансы, доклады дипломатов, а также текущие вопросы. Любой гражданин имел право задать вопрос или внести на обсуждение законопроект. Важнейшим демократическим учреждением был суд присяжных. Всего выбиралось 6 тыс. судей, 5 тыс. присяжных и одна тысяча запасных. С 508 г. в Афинах стали выбирать коллегию стратегов, военачальников в количестве 10 человек. Они командовали армией и флотом, в их ведении находились крепости и гавани, иногда дипломатические вопросы. Демократическая система в Афинах находилась в процессе становления и совершенствования. В V в. были приняты законы, благодаря которым свободным гражданам стали доступны почти все государственные должности, а работа на них стала оплачиваться. Таким образом, эти должности могли занимать бедняки. На первый план стали выдвигаться не знатность, не богатство, а личные способности человека. Законодательство обеспечивало устойчивость сложившейся государственной системы, которую непросто было изменить. Правда, в Афинах сохранялись и некоторые консервативные учреждения – ареопаг и архонты, но их значение неуклонно снижалось. Опыт афинской демократии дает нам целый ряд бесценных уроков, в том числе и для государственного строительства в наше время. Одним из принципов Афинского государства было требование неукоснительного выполнения законов всеми его гражданами, вне зависимости от их положения в обществе.
| 2. Культура и искусство в «век Перикла»
Если время Александра Македонского было связано с величайшим внешним расцветом Греции, с расширением ее границ, то столь же яркий внутренний расцвет падает на период, который историки называют «век Перикла». Афины в это время называли «оком Греции», «Элладой в Элладе». Она была высшим выражением эллинского творческого духа. «КРАСОТА, ВОПЛОЩЕННАЯ В ПРОСТОТЕ». Перикл не только заботился об укреплении военной и экономической мощи Афин, он видел сколь значимы духовные, культурные, художественные ценности в жизни любого общества. Обладая немалой властью и авторитетом, он поощрял, стимулировал труд скульпторов, художников, архитекторов, литераторов. Плутарх свидетельствует: «После того как государство было в достаточной мере снабжено всем необходимым для войны, Перикл выдвинул грандиозный план построек, с целью, во-первых, принести бессмертную славу государству и, во-вторых, улучшить материальное положение свободного гражданина». В основе этих проектов лежали как идеологические, так и экономические соображения. Крупные сооружения требовали привлечения большого числа рабочих разнообразных специальностей. Высокий уровень ремесел в Афинах обеспечивал успех подобных смелых замыслов. И сегодня миллионы туристов, приезжающих в Грецию, спешат взглянуть прежде всего на устоявшие перед безжалостным временем фрагменты архитектурных шедевров, сотворенных в «век Перикла». В первую очередь Перикл занялся реконструкцией святилищ Акрополя. В это время создано несколько величайших произведений архитектуры и искусства, не считая множества статуй. Это Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон, храм Афины Паллады. В них реализовался эстетический принцип эпохи: «красота, воплощенная в простоте». Перикл задумал создать в Акрополе монументальный ансамбль парадных зданий. И воплотил замысел в жизнь! ШЕДЕВРЫ АКРОПОЛЯ. ПАРФЕНОН. Самым прославленным творением эпохи Перикла был храм Парфенон, главное здание Афин, возведенное архитекторами Иктином и Каллистратом. Общее руководство строительством и скульптурную отделку Парфенона осуществлял величайший скульптор античности Фидий (середина V в. до н. э.). Ближайший друг и соратник Перикла, он был назначен им руководителем строительных работ в Акрополе. Сведения о Фидии неточны, в чем-то легендарны. Фидий был создателем храмовой статуи Афины в Акрополе, дошедшей в виде нескольких копий. Перед нами – богиня, излучающая молодость, ее вьющиеся волосы перевязаны скромной лентой, в одной руке шлем, в другой – копье. Существовало также 12-метровое изображение Афины, выполненное Фидием из золота и слоновой кости, статуя была покрыта украшениями и находилось внутри самого храма Парфенон. Богиня олицетворяет верховную власть Афин. Парфенон был не только храмом, но и хранилищем государственной казны, монументом в честь победы над персами. Он был построен из мрамора, в отделке колонн присутствуют элементы дорического и коринфского стиля. Греки создали два основных архитектурных ордера, или стиля, древнейший, дорийский и более поздний ионический. Парфенон имел 70 метров в длину, 31 – в ширину. Колонны достигали 10-метровой высоты. При этом все объемы, все архитектурные решения Парфенона отмечены редкой гармонией, которая дополнялась изяществом отделки. Фидий собственноручно высек большую часть украшений внутри храма, в частности горельефы, которые запечатлели мифологические сцены торжества человека над стихийными силами природы. Для греков это было также живым напоминанием о победе над персами. Изображались не только боги, но и простые люди: всадники, девушки, покинувшие свои гинекеи, старцы… Так Перикл и Фидий стремились напомнить о вкладе народа в возвышение своего государства.
Согласно версии Плутархи, жизнь Фидия сложилась трагически. Спустя много лет после окончания работы над статуей Афины ученик Фидия Мстон написал на учителя донос, заявив, что тот утаил часть золота. Созданная комиссия занялась взвешиванием всех частей статуи; действительно, золота было израсходовано меньше, чем отмечено в счетах. Фидия присудили к штрафу, который он не мог выплатить. Он кончил свою жизнь в тюрьме. Возможно, это были происки аристократов, ненавидевших Фидия и его друга Перикла. Они не могли простить скульптору того, что на одной из фресок Парфенона они рассмотрели изображение Перикла.
Созданиям века Перикла – и всего более Парфенону – которые, по словам Плутарха, «проникнуты дыханием вечной юности, имеют настоящую душу», стремились подражать, воспроизводить их архитектурные решения в церквях, дворцах, банках в разных частях мира. Не всегда это приносило удачные плоды. В чем же загадка? Парфенон – это творение определенной эпохи. Ее высшее художественное выражение. Он вписан в определенный пейзаж, стоит на холме из известняка, на фоне стены. Его невозможно механически скопировать.
Вот каким видится он сегодня, спустя две с половиной тысячи лет после своей постройки согласно меткому описанию Андре Боннара: «Несмотря на обветшалый вид развалин… он чувствителен к свету. Разрушенный храм бывает в зависимости от дневного освещения или от часов дня темно-коричневым, то серым почти черного оттенка. Он становится розовым в вечерней дымке или даже палевым со светлокоричневыми пятнами. Парфенон может показаться очень ветхим, очень разрушенным, но невозможно, чтобы эти древние руины и сейчас не рассказали о породившей его любви к мудрости, любви к красоте во времена юности его народа».
Наряду с Парфеноном в Афинах было создано еще несколько шедевров зодчества. Напротив Парфенона в честь Афины и бога моря Посейдона – Эрехтейя был возведен храм Эрехтейон. В нем, сравнительно небольшом по объему, использовались элементы ионического стиля. Другой знаменитейший памятник Пропилеи был сооружен из мрамора архитектором Мнесиклом. Некоторые мотивы Пропилей были использованы при создании Бранденбургских ворот в Берлине. При Перикле был также сооружен Одеон, крытый театр для музыкальных представлений на склоне Акрополя. Это был древнейший театр в Греции. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. Совершенно заново был отстроен порт Пирей. Раньше это была скромная гавань, а при Перикле – огромный порт. От Пирея до другой гавани Фалерон выстроили массивные «Длинные стены» – надежную защиту ог нападения с моря. Украшались не только Афины, но и провинция. Началась постройка города Фурий в Южной Италии, в соответствии с достижениями тогдашней науки и художественным вкусом. Некоторое время там жили: историк Геродот, оратор Лисий. Строительство города стало общенациональным делом, в нем участвовала вся Греция. К составлению плана были привлечены видные философы Протагор и Эмпедокл. При Перикле Афины превратились в красивейший город Греции. Один из современников Перикла писал: «…Ты чурбан, если не видел Афин; осел, если видел их и не восторгался; а если по своей охоте их покинул – то ты верблюд!» Одаренные в ремеслах и искусствах люди спешили в Афины, состязались в красоте и изяществе своих изделий. Это поистине было время шедевров! СКУЛЬПТУРА. Современниками Фидия являлись и выдающиеся скульпторы Мирон и Поликтет. Мирон (вторая четверть V в. до н. э.), работавший в бронзе, считается первым великим скульптором, создателем статуй атлетов. Среди знаменитых его созданий – «Дискобол», фигура, запечатлевшая бросок диска. Другому скульптору, Поликтету (вторая половина V в. до н. э.), удавались образы атлетов победителей, что отвечало представлениям эллинов о доблестных гражданах, способных отстоять отечество. Верный природе, акцентирующий динамику человеческого тела, Поликтет наряду с Фидием – представитель высокого классического стиля. Традиции Фидия и его современников продолжил великий ваятель Пракситель (2–3 четв. IV в. до н. э.), работавший в мраморе, изображавший богов и богинь в обыденном виде, просто как изящных молодых юношей и девушек. В образе Афины Книдской он создал одно из первых скульптурных изображений обнаженной богини, предстающей прекрасной земной женщиной. Пракситель был исключительно популярен, ему подражали, с его статуй снимали копии. Другой выдающийся скульптор, Скопас (1 пол. IV в. до н. э.), также работавший с мрамором, с большой впечатляющей силой передавал переживания, муки человека. Среди его лучших созданий – страдальческие раненых воинов на фронтоне храма Афины в городе Те гее. ЖИВОПИСЬ. Носила монументальный характер и была связана с величественными архитектурными сооружениями. Крупнейшим живописцем был Полигнот (2 четв. середины V в. до н. э.), который, преодолев плоскостность, свойственную его предшественникам, придал картинам глубину и пространственность. Пол и тот тяготел к изображению мира человеческих переживаний. его влекли подвиги героев, он стремился, чтобы его картины содействовали пробуждению у молодежи патриотических чувств. Немалого совершенства достигли греки в вазописи, сложилась целая школа мастеров в этом виде. В некоторых вазах рисунки заимствованы из произведений видных живописцев. После победы над персами в греческое искусство всех жанров наряду с мифологической входит героическая тематика, связанная с подвигами при защите родины. Сложился художественный стиль «века Перикла», который можно определить: «красота, воплощенная в простоте». Эта замечательная особенность характеризует не только изобразительное, но и словесное искусство. Эстетика простоты и одновременно величия – замечательная черта греческою театра.
|
|