Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






реализация в процессе обучения двигательным действиям






обеспечивает консолидацию функций всех организменных систем, участвующих в его осуществлении (в том числе физиологических механизмов программирования действия, эффекторных и обратных связей в управлении движениями, сличения параметров действия с заданной программой, выявления рассогласований и коррекции действия). Эффективность обучения двигательным действиям, естественно, зависит от того, насколько соблюдаются в нем объективные закономерности формирования названных частей действия и соответствующих компонентов функциональной системы в целом.
Осмысленное построение действия начинается с направленного формирования его ориентировочной части как ориентировочной основы действия (ООД), выполняющей роль его программы. ООД включает в себя общий логический проект действия (его общую смысловую основу), исходящий из понимания сути решаемой задачи, и основные опорные точки (ООТ) программы ее реализации, т. е. более или менее четко выделенные представления об основных моментах действия, входящих в негр операциях и условиях его выполнения. При стихийном формировании действия путем проб и ошибок выработка относительно целесообразной ООД происходит замедленно, с излишними затратами времени и сил; при системно организованном же обучении сроки формирования ООД сокращаются, она приобретает полноценные качества, что решающим образцом сказывается на всем процессе формирования действия и его эффективности.
Полноценная ООД создается в том случае, если в нее включаются необходимые и достаточные представления о решаемой задаче, способе и условиях ее решения, конкретизированные в виде реальных ООТ. В целом эти представления складываются как на логической (смысловой), так и на сенсорной (зрительно, кинестетически и вообще чувственно формируемой) основе. Специфическое значение в создании реальной основы двигательного действия имеет формирование его кинестетического (мышечно-двигательного) образа, который возникает с опорой на ранее накопленный двигательный опыт, на идеомоторные представления и кинестетические ощущения, появляющиеся уже при первых попытках выполнения действия. Нередко, однако, особенно при попытках выполнить Новое координационно сложное двигательное действие, сформировать его верный кинестетический образ бывает не просто (либо потому, что отсутствует необходимый предварительный двигательный опыт, либо из-за «конкуренции» ранее сформированных и вновь возникающих двигательных представлений, либо по другим причинам). В преодолении возникающих в связи с этим трудностей заключается одна из проблем обучения двигательным действиям.
Если сформирована достаточно полная ООД и созданы другие необходимые предпосылки к овладению действием, оно может быть, совершенно, хотя бы в упрощенной форме. Обычно двигательное действие выполняется вначале с повышенным напряжением и лишними движениями, вынужденными задержками между входящими в него операциями, скованно и замедленно по сравнению с его целевыми параметрами. Это обусловлено, неотлаженностью операций и отсутствием прочных связей между ними, необходимостью детально контролировать движения и концентрировать внимание на всех опорных точках ООД, а также другими особенностями управления движениями, характерными для начальной стадии формирования двигательного действия
В этой стадии действие воспроизводится со значительными отклонениями от заданной программы (т. е. неоправданно вариативно), относительно легко нарушается под влиянием различного рода сбивающих факторов (в частности, при изменении внешних условий, под влиянием утомления и даже при сравнительно небольших перерывах в повторении действия).
В результате формирования двигательного действия возникает первоначальное двигательное умение.

 

29. Классификация физиологических резервовпо уровню, по очередности мобилизации.

Физиологические резервы- возможности органов и систем органов изменять свою функциональную активность и взаимодействие между собой, с целью достижения оптимального для конкретных условий функционирования организма.

По соответствующим уровням организма могут быть: клеточные(мышечные, нервные), тканевые(нервной, мышечной), органные(сердца, легких, почек), системные(ССС, ДС, ВС), межсистемные, целостного организма.

По очередности мобилизации: первый эшелон резервов мобилизируется сразу же при переходе от состояния покоя к привычной деятельности до появления чувства усталости. Второй- в экстремальной ситуации. Третий- в борьбе за жизнь, антональном состоянии(состоянии стресса).

30. Физиологические резервы силы, выносливости, быстроты.

Физиологические резервы- возможности органов и систем органов изменять свою функциональную активность и взаимодействие между собой, с целью достижения оптимального для конкретных условий функционирования организма.

ФРсилы- это включение дополнительных двигательных единиц в мышце, синхронизация возбуждения ДЕ в мышце, своевременное вытормаживание мышц- антагонистов, координация сокращения мышц-агонистов, повышение энергетических ресурсов мышечных волокон к тетаническим, переход в сокращение из положения оптимального растяжения мышечных волокон.

ФРбыстроты- время проведения возбуждения через синапсы, синхронизация возбуждения двигательных единиц, скорость перехода возбуждения в сокращение, скорость укорочения мышечных фибрилл, скорость переработки информации в соответствующей ситуации.

ФР выносливости- мощность и устойчивость механизмов, обеспечивающих поддержание постоянства внутренней среды, резервы энергетических веществ в организме и возможность их использования, процессы биоэнергетики(анаэробные и аэробные возможности организма), координация работы анимальных (соматичеких) и вегетативных систем.

 

31. Резервы по характеру мощности, специфичности.

По мощности:

ФР работы максимальной мощности, которые относятся преимущественно к клеточным резервам, резервам поддержания гомеостаза и энергетики, а так же к резервам скорости перехода возбуждения с нервной клетки на нервную или мышечную клетку.

ФРР субмаксимальной мощности, относятся к тканевым резервам гомеостаза(буферные системы и резервная щелочность крови) и энергетики(гликолиз)

ФРР большой мощности- относятся к органным и системным резервам поддержания гомеостаза(предельное усиление работы прежде всего кардиореспираторной системы) и энергетики (аэробные и анаэробные процессы, резерв глюкозы).

ФРР умеренной мощности- относятся к резервам целостного организма поддержания гомеостаза(терморегуляция, водно-солевой обмен) и энергетики(переключение на преимущественное использование жиров, глюкогенез).

По степени специфичности: общие и специальные.

Неспецифические реализуются через общие для всех видов деятельности качества, специальные- через навыки в специфической деятельности.

32. Роль видов двигательной активности в формировании здоровья человека

Гипокинезия — уменьшение движения и гиподинамика - снижение двигательной активности, и как следствие, ослабление организма стали сугубо нежелательным фоном жизни современного человека. Не случайно гипокинезию и гиподинамию называют издержками научно-технического прогресса и рассматривают как своего рода конфликт между биологической сущностью человека и условиями жизни, которые он создал. Конечно, мировое явление, называемое цивилизацией, и тесно с ней связанный научно-технический прогресс являются завоеванием текущего века. Но что значат 80—100 лет по сравнению с сотнями веков эволюционного развития организма человека! Как следствие у людей возникает повышенная нервно-психическая усталость, утомление, снижается работоспособность возникают «новые» заболевания.

Люди, ведущие малоподвижный образ жизни, говорил Вильгельм Рааб, ученый «должны смириться с ожиданием смерти от заболеваний сердца, как наказанием за жизнь, проведенную в волнении, нажимании кнопок, поворачивании выключателей и т. д.».

Реально же сейчас сложилась такая ситуация, что в современном обществе, особенно у горожанина, уже нет других средств для укрепления здоровья и искусственного повышения его двигательной активности, кроме физической культуры и спорта. Физические упражнения должны восполнять недостаток в физическом труде, в двигательной активности современного человека.

В «новых» для организма человека условиях каждый из нас должен научится оценивать свое физическое развитие, свои функциональные возможности, управлять своим организмом, грамотно использовать средства физической культуры и спорта. Новейшие научные данные, безусловно, свидетельствуют не только об огромной пользе занятий физическими упражнениями для людей, работающих при повышенных нервно-эмоциональных нагрузках в условиях гиподинамии, но и о повышении благодаря их профессиональной работоспособности.

Современному взрослому человеку, если его работа не связана с физическим трудом, для компенсации гиподинамии на занятия физическими упражнениями необходимо отводить до 10 часов в неделю, т.е. примерно 1, 5 часа в сутки. В этом случае при занятиях ходьбой норма двигательной активности взрослого человека составит 10-14 тыс. шагов вдень или 7-10 км.

- Необходимый уровень двигательной активности зависит от состояния здоровья, физической подготовленности и возраста занимающегося физической культурой.

ВНИИФК (г. Москва) рекомендует следующие объемы двигательной активности в неделю:

дошкольники - 21-28 часов,

школьники - 14-21 час,

студенты - 10-14 часов,

служащие - 6-10 часов.

При занятиях оздоровительной физической культурой существуют, однако, пределы, которые ограничивают интенсивность физических нагрузок.

 

33.Сравнение понятий: гиподинамия и гипокинезия. Их последствия для здоровья человека.

Гипокинезия – снижение двигательной активности.
Гиподинамия – снижение мышечных усилий.

Гипокинезия вызывает:
-преобладание процессов катаболизма над процессами анаболизма
-ожирение
-глубокие нарушения в мышечной системе: снижение энергетических ресурсов, уменьшение запасов миоглобина, выраженные отрофические и дистрофические изменения – страдают энергетическая, структурная и регуляторная функции.
-в костной системе – обеднение солями кальция, гибель остеобластов (для образования костной ткани), рост остеокластов (разрушителей) – уменьшается прочность костей.
-в суставах откладываются соли, тугоподвижность, артриты.
-нарушение водно-солевого обмена
-ЦНС – ухудшается память, координация
-ухудшение легочной вентиляции.

 

При недостаточном напряжении мышц также уменьшается поток тонизирующих импульсов из них во внутренние органы и ЦНС.
-ухудшение зрения; ослабление иммунитета; туннельный синдром; гипотрофия мышц; геморрой; лишний вес; остеохондрозы, радикулит и пр.

 

34. Физиологические последствия гиперкинезии. Стадии патологических изменений при гиперкинезии.

Гиперкинезия – 1)чрезмерная и неадекватная двигательная активность, психомоторное возбуждение; 2. усиление двигательной активности внутреннего органа.

При гаперкинезии в цнс, коре головного мозга, происходит перенапряжение как возбудительного, так и тормозного процессов или существенное их нарушение. Это также приводит к дистрофии миокарда, снижается глюкокортикоидная функция передней доли гипофиза и истощение коры надпочечников.

Три стадии патологических изменений при гиперкинезии:
1. Нарушение сна, расстройство тончайщих двигательных координаций.
2. Выраженные функциональные изменения во многих органах и системах, прежде всего, в цнс. Возникает апатия, вялость, сонливость, быстрая утомляемость.
3. Предпатологические и патологические изменения, особенно в деятельности цнс.

 

36.основной обмен в энерго-ии орга-ма. факторы влияющ на величину осн обмена

Количество энергии, которое затрачивается организмом на выполнение жизненно важных функций, называется основным обменом. Это затраты энергии на поддержание постоянства температуры тела, работу внутренних органов, нервной системы, желез. Основной обмен измеряется методами прямой и непрямой калориметрии при базисных условиях, т.е. лежа с расслабленными мышцами, при температуре комфорта, натощак.
Величина основного обмена прямо пропорциональна площади поверхности тела. Это связано с тем, что наибольшее количество энергии тратится на поддержание постоянства температуры тела. Помимо этого на величину основного обмена влияют пол, возраст, условия окружающей среды, характер питания, состояние желез внутренней секреции, нервной системы. У мужчин основной обмен на 10% больше, чем у женщин. У детей его величина относительно веса тела больше, чем в зрелом возрасте, а у пожилых, наоборот, меньше. В холодном климате или зимой ОО возрастает, летом снижается. При гипертиреозе – значительно увеличивается, а при гипотиреозе снижается. В среднем величина ОО у мужчин составляет 1700 ккал в сутки, а у женщин – 1550.

37. Роль чередования нагрузок разной величины и направленности в тренировочном процессе.

Особенно остро вопрос чередования нагрузок в микроцикле стоит в случае проведения в течение дня двух и более тренировочных занятий, что характерно для современного спорта в периоды особо интенсивной подготовки. Рационально спланированные двухразовые занятия позволяют не только существенно увеличить суммарный объем выполняемой работы без угрозы переутомления спортсменов, но и, главное, создать условия для качественного выполнения тренировочных упражнений в соответствии с требования эффективной методики совершенствования различных сторон подготовленности.

Игнорирование основных закономерностей, лежащих в основе чередования работы и отдыха, может воспрепятствовать достижению результата, ожидаемого от интенсификации процесса тренировки. Происходит это чаще всего в двух случаях. Во-первых, когда нерационально чередуются занятия с различными по величине и направленности нагрузками, что приводит к быстрому переутомлению спортсменов. Во-вторых, когда направленность тренировочных занятий определяется без учета состояния организма спортсмена и влияния на него предыдущих занятий. При этом занятие часто проводится впустую, так как отсутствуют объективные предпосылки для проявления и развития у спортсмена тех или иных качеств и способностей, стимуляции соответствующих реакций адаптации.

Высокая эффективность двухразовых занятий в течение дня наблюдается, если рациональным образом сочетаются нагрузки основных и дополнительных занятий, а увеличение общего количества занятий не сопровождается уменьшением количества занятий с большими нагрузками, которые служат мощным стимулом роста тренированности.

38. Система восстановления организма спортсмена.

Одним из основных путей повышения эффективности подготовки спортсменов, безусловно, является организация и осуществление мероприятий по восстановлению организма на протяжении всего годичного цикла подготовки.

В соревновательном периоде для направленного воздействия на восстановительные процессы не только после выступления спортсмена, но и на заключительном предсоревновательном этапе и непосредственно во время проведения соревнований.

В структуре учебно-тренировочного процесса для повышения общей и специальной работоспособности, совершенствования технико-тактического мастерства и повышения психической устойчивости спортсмена.

В тренировочном процессе управление скоростью и направленностью восстановления может осуществляться на трех уровнях - основном, оперативном и текущем:

восстановительные мероприятия основного уровня направлены на нормализацию функционального состояния, изменяющегося в результате кумулятивного воздействия утомления после серии тренировочных нагрузок в мезо- и микроциклах;

оперативное восстановление осуществляется в процессе каждого тренировочного занятия для поддержания оптимального баланса утомления и восстановления для развивающего или поддерживающего воздействия суммарной нагрузки в данной тренировке;

текущее восстановление направлено на обеспечение оптимального функционального состояния организма спортсменов в процессе подготовки к очередной тренировочной нагрузке.

Практическая реализация восстановительных мероприятий в указанных выше направлениях и управление процессом восстановления спортсменов основаны на нескольких важных принципах, которые и составляют собственно технологию применения различных средств восстановления.

 

Принцип комплексности восстановления определяет тактику варьирования и комбинирования различных восстановительных средств и методов на всех этапах годичного цикла подготовки спортсменов (Н.Д. Граевская, 1983).

Принцип «дозированности» восстановления определяет тактику применения восстановительных средств в соответствии со структурой подготовки спортсмена (С.Н. Португалов, 1983). Объем и интенсивность восстановительных мероприятий не являются постоянными, а возрастают к концу микро- и мезоцикла, достигая максимума в дни отдыха и разгрузочных микроциклах. Применение этого принципа на практике обеспечивает поддержание оптимального баланса между процессами утомления и восстановления в результате воздействия нагрузок на организм спортсмена.

Необходимость периодического и регулярного мониторинга функционального состояния спортсмена. Использование этого принципа на практике служит базой для разработки программы восстановления каждого конкретного спортсмена, исходя из индивидуальной структуры его общего синдрома перенапряжения. Другими словами, содержание программы восстановления, объем и интенсивность восстановительных мероприятий определяются тем частным синдромом перенапряжения, который становится ведущим для данного спортсмена на данном отрезке времени в структуре учебно-тренировочного или соревновательного процесса.

 

39. Медицинские показания к нагрузкам. Организация их оценки. Абсолютные противопоказания к оздоровительным тренировкам.
мед показ к загрузкам:
1) выявление противопоказаний к занятиям оздоровительной физической культуры
2) определение морфофункционального состояния
3) оценка двигательных возможностей
абсолютные
Абсолютные противопоказания
-пороки сердца
-сердечная или легочная недостаточность
-выраженная коронарная недостаточность
-хронические заболевания почек
-нерегулируемая медикаментозно, высокая артериальная гипертензия
-период выздоровления после инфаркта миокарда
-выраженные нарушения ритма сердца
-злокачественные новообразования
-все острые заболевания и периоды обострения хронических заболеваний
40. Мед. показ. к прекращению нагрузки:
- Субъективные симптомы: жалобы на головокружение, дискомфорт, боли в груди, сильное утомление, резкие боливые ощущения в суставах, мышцах, пояснице при движении
- объективные клинические признаки:
сильная одышка, нарушение координации, сбивчивый ответы на вопросы, цианоз, бледность, превышение возрастных пределов ЧСС, отсутствие увеличение систолического давления при нагрузке и особенно его падение, снижение пульсового давления или чрезмерный рост артериального давления.

41.Последовательность повышения нагрузки при оздоровительных кардио-тренировках.

Сначала увеличивают объем (продолжительность работы), затем интенсивность (темп, чсс до 85% от максимального пульса)
2. Сначала применяются непрерывно-равномерные, затем непрерывно-переменные методы работы
3. При достижении высокого уровня тренированности у молодых людей можно включать интервально-повторные методы.
в случае прерывания тренировок следует возобновить занятия с нагрузкой меньшей по объему и интенсивности, чем те, на которых занятия были прекращены

42. Самоконтроль и его осуществление.

Самоконтроль важен не только для спортсмена, но и для любого человека,

самостоятельно занимающегося физическими упражнениями: плаванием, бегом,

ездой на велосипеде и т.д. Все данные самоконтроля должны также фиксироваться

в дневнике, который несколько отличается от дневника спортсмена.

Занимающийся физической культурой, особенно самостоятельно, должен отражать в

дневнике самоконтроля как данные покоя, так и определенную информацию о

характере проделанной мышечной работы и о реакции на нее организма (на

основании самых простых физиологических показателей). То же можно сказать и о

результатах проведения простейших функциональных проб.

В дневнике в первую очередь должны получить отражение субъективные данные о

переносимости выполняемых физических нагрузок: степень утомления после

работы, желание, с которым она выполняется, чувство удовлетворения после нее.

Появление негативных оценок субъективных данных самоконтроля говорит о

чрезмерности физических нагрузок, неправильном распределении их в недельном

макроцикле, неоптимальном соотношении объема и интенсивности.

Достоверность субъективных оценок переносимости нагрузок повышается при

подкреплении их данными объективного самоконтроля. К ним относится измерение

ЧСС в условиях основного обмена, до и после выполненной нагрузки.

Целесообразно обучиться измерять у себя АД с помощью автоматических

измерителей. Измерять АД следует до и после выполнения физической нагрузки.

Важная информация, представляемая в дневнике самоконтроля, касается динамики

веса физкультурника. За этим показателем легко наблюдать с помощью обычных

напольных весов.

В дневнике самоконтроля целесообразно регистрировать данные о ЖЕЛ, ее

динамике и соответствии должным величинам.

Самостоятельно занимающимся, особенно во время занятий дозированной ходьбой,

рекомендуется использовать простые приборы – шагомер и «Ритм». Данные,

получаемые с помощью шагомера, также следует заносить в дневник самоконтроля.

Наибольшую сложность при самоконтроле представляет проведение функциональных

проб. Из наиболее доступны ортостатическая проба (регистрация ЧСС на лучевой

артерии в горизонтальном и вертикальном положениях), а также тест Руфье, в

котором основная информация получается по данным измерения ЧСС. Динамика

обеих проб позволяет судить об эффективности тренировочной работы.

Специалистами в области спортивной медицины разработана методика определения

физической работоспособности с использованием в качестве тестирующей нагрузки

дозированной ходьбы. Расчет ведется по специальной формуле. Величины мощности

в этой формуле (W) определяются при 1-й и 2-й нагрузках (два режима ходьбы с

различной скоростью) по следующему выражению (В.Р. Орел):

W = М·v·К,

где М – масса человека в одежде и обуви; v – скорость движения, м/сек; К –

эмпирический коэффициент, который, в свою очередь, определяется по

специальной таблице. Рассчитанная по этой формуле мощность совпадает с

мощностью, рассчитанной с помощью велоэргометра.

Таким образом, каждый занимающийся может определить индивидуальную величину

физической работоспособности. Чтобы не производить дополнительных расчетов

уровня PWC, предложено у всех определять величину PWC130. Все эти

данные заносятся в дневник самоконтроля. Динамические наблюдения за

индивидуальными изменениями физической работоспособности под влиянием занятий

физической культурой можно вести по данным тестирования, проводимого 1 раз в

1, 5 – 2 месяца.

43. Механизмы проявления и развития быстроты.

Быстрота -способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Имеет формы проявления:

скрытый латентный период двигательной реакции

скорость выполнения одного движения

темп движений (скорость повторения аналогичных движений)

Для выполнения скоростно-силовых упражнений необходима мощность как ведущее качество, чем большую мощность развивает спортсмен, тем большую скорость он сообщает снаряду или собственному телу. Максимальная мощность является результатом оптимального сочетания силы и скорости.

В значительной степени мощность определяется максимальной динамической мышечной силой, одной из ее разновидностей является взрывная сила, способность к быстрому проявлению мышечной силы.

Взрывная сила зависит от координации моторных центров и скорости сократительных способностей мышц, скоростные сократительные свойства мышц зависят от соотношения быстрых и медленных волокон.

Тренировки сериями из 4-5 упражнений максимальной мощности продолжительностью 8-10 с. Отдых между упражнениями в каждой серии равен 20-30 с. Продолжительность отдыха между сериями 5-6 мину. Количество серий не более 8-10.

Структурно-морфологические особенности мышц, определяющие возможности проявления силы и быстроты, касаются строения, как отдельных мышечных волокон, так и мышцы в целом. Скоростно-силовые качества отдельного мышечного волокна зависят от количества сократительных элементов – миофибрилл – и от развития саркоплазматической сети, содержащей ионы кальция. Сеть также участвует в проведении нервного импульса внутри мышечной клетки.

В зависимости от преобладания тех или иных способов образования АТФ, химического состава и микроскопического строения выделяют 3 основных типа мышечных волокон: тонические, фазические и переходные.

Тонические волокна – красные, медленные S-волокна) содержат относительно большое количество митохондрий, миоглобина, но мало сократительных миофибрилл. Основной механизм ресинтеза АТФ в этих волокнах – аэробный. Поэтому они сокращаются медленно, развивают небольшую мощность, но работают длительное время.

Фазические волокна, белые, быстрые, F-волокна имеют много миофибрилл, хорошо развитую саркоплазматическую сеть (много цистерн с ионами кальция), к ним подходит много нервных окончаний. В них хорошо развиты коллагеновые волокна, что способствует их быстрому расслаблению. В их саркоплазме большие концентрации КФ и гликогена, высока активность ферментов гликолиза. Относительное количество митохондрий в белых волокнах меньше, содержание миоглобина в них низкое. Обеспечение энергией осуществляется за счет креатинфосфатной реакции и гликолиза. Сочетание анаэробных путей ресинтеза АТФ с большим количеством миофибрилл позволяет волокнам данного типа развивать высокую скорость и силу сокращения. Но время работы ограничено.

Переходные волокна занимают промежуточное положение между тоническими и фазическими. Соотношение между различными типами мышечных клеток у каждого человека генетически предопределено. Но можно различными ФН целенаправленно вызвать изменение спектра мышечных волокон. Так, например, упражнения с отягощениями приводят к развитию гипертрофии миофибриллярного типа, т.е. увеличивается количество миофибрилл в мышечных клетках.

 

44.ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ

Общая выносливость зависит от доставки кислорода работающим мышцами, главным образом, определяется функционированием кислородтранспортной системы: сердечно-сосудистой, дыхательной и системой крови.

Развитие общей выносливости прежде всего обеспечивается разносторонними перестройками в дыхательной системе. Повышение эффективности дыхания достигается:

увеличением легочных объемов и емкостей, нарастанием глубины дыхания,

увеличением диффузионной способности легких, что обусловлено увеличением альвеолярной поверхности и объема крови в легких, увеличением мощности и выносливости дыхательных мышц, что приводит к росту объема вдыхаемого воздуха по отношению к функциональной остаточной емкости легких.

Все эти изменения способствуют также экономизации дыхания: большему поступлению кислорода в кровь при меньших величинах легочной вентиляции. Повышение возможности более выгодной работы за счет аэробных источников энергии позволяет спортсмену дольше не переходить к энергетически менее выгодному использованию анаэробных источников, т. е. повышает вентиляционный порог анаэробного обмена.

также пррисхдят морфофункциональные перестройки в сердечно-сосудистой системе, отражающие адаптацию к длительной работе: увеличение объема сердца и утолщение сердечной мышцы — спортивная гипертрофия, рост сердечного выброса, замедление частоты сердечных сокращений в покое в результате усиления парасимпатических влияний — спортивная брадикардия, что облегчает восстановление сердечной мышцы и последующую ее работоспособность, снижение систолического артериального давления в покое — спортивная гипотония.

В системе крови повышению общей выносливости способствуют: увеличение объема циркулирующей крови за счет, увеличения объема плазмы, при этом адаптивный эффект обеспечивается:

1) снижением вязкости крови и соответствующим облегчением кровотока и 2) большим венозным возвратом крови, стимулирующим более сильные сокращения сердца,

• увеличение общего количества эритроцитов и гемоглобина,

• уменьшение содержания лактата в крови при работе, связанное, во-первых, с преобладанием в мышцах выносливых людей медленных волокон, использующих лак-тат как источник энергии, и во-вторых, обусловленное увеличением емкости буферных систем крови, в частности, ее щелочных резервов. При этом лактатный порог анаэробного обмена также нарастает, как и вентиляционный ПАНО.

В скелетных мышцах у спортсменов, специализирующихся в работе на выносливость, преобладают медленные мышечные волокна. Силовая выносливость зависит от переносимости нервной системой и двигательным аппаратом многократных повторений натуживания, вызывающего прекращение кровотока в нагруженных мышцах и кислородное голодание мозга. Повышение резервов мышечного гликогена и кислородных запасов в миоглобине облегчает работу мышц. Однако почти полное и одновременное вовлечение в работу всех ДЕ лишает мышцы резервных ДЕ, что лимитирует длительность поддержания усилий.

Скоростная выносливость определяется устойчивостью нервных центров к высокому темпу активности. Она зависит от быстрого восстановления АТФ в анаэробных условиях за счет креатинфосфата и реакций гликолиза.

45. Механизмы проявления и развития силы

К физиологическим механизмам развития силы можно отнести следующие факторы: 1) внутримышечные; 2) особенности нервной регуляции; 3) психофизиологические механизмы.

К внутримышечным факторам относятся:

- величина физиологического поперечника. Чем поперечник толще, тем большее усилие могут развить мышцы. При рабочей гипертрофии мышц в мышечных волокнах увеличивается количество и размеры миофибрилл (сократительные волокна) и повышается концентрация саркоплазматических белков.

-состав (композиция) мышечных волокон. Различают «медленные» и «быстрые» мышечные волокна. Первые развивают меньшую мышечную силу напряжения, причем со скоростью в три раза меньшей, чем «быстрые» волокна. Второй тип волокон осуществляет быстрые и мощные сокращения. Силовая тренировка с большим весом отягощения и небольшим числом повторений мобилизует значительное количество «быстрых» мышечных волокон, в то время как занятия с небольшим весом и большим количеством повторений активизирует как «быстрые» так и «медленные. Присутствует так же смешанный тип, но статистически таких волокон мало, поэтому, как правило, они не учитывают. Ученые обнаружили, что простая тренировка скоростных способностей дает гипертрофию «белых» волокон. Рекомендуется проводить «скоростные» тренировки с малым весом, нагрузка составляет 40 - 50 % от базовых весов, с преодолением силы отягощения максимально быстро

46. Биоритмы организма человека и последствия их нарушения.

Биоритмы человека – определенная цикличность процессов в живом организме. На биоритмы человека влияют внешние природные явления, такие как луна, солнце и т.д., социальные, например, график работы, перелеты, внутренние, которые находятся в голове и в сердце.

Нарушение ритма активности работы органов в результате десинхроноза приводит к следующему:

-недомогание; снижение работоспособности
-снижение концентрации внимания
-ухудшение быстроты реакции
-нарушение сна, аппетита
-повышение раздражительности
-увеличение чсс, ад, незначительно температуры тела
-слабеет иммунитет

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.