Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фазы развития условного рефлекса.






Формирование двигательного навыка почти никогда не происходит сразу. Для этого требуется многократное повторение – поэтому длительное время. Развитие любого навыка осуществляется: в начале разучиванием нового движения, оно выполняется мало координировано, некрасиво и с большими затратами энергии, т.е. неэкономично.

Основой этого явления иррадиация возбуждения, когда возбуждается не только те двигательные центры, которые обеспечивают выполнение движения, но и многие другие соседние НЦ, т.е. происходит как бы разлив процесса возбуждения по разным НЦ и в результате сокращаются или расслабляются не только необходимые мышечные структуры, но и другие мышцы, участие которых в этом действии абсолютно не нужно. Эта фаза развития умения называется фазой генерализации. В процессе многократных повторений, т.е. в процессе усвоения наступает вторая фаза – стадия концентрации. Иррадиация сменяется индукцией, т.е. возбуждение необходимых нервных центров затормаживает ненужные соседние НЦ, поэтому команда идет не на многие мышцы как в первой фазе, а только на те, которые должны участвовать в движении.

В результате движение становится более координированным, чужим, красивым и более экономичным. В результате концентрации процессов возбуждения в определенных нервных центрах закрепляются условно рефлекторные связи между ними, формируется шаблон возбуждений нервных центров (определенных) на основе которого проявляется более четкий рисунок внешнего действия, но условнорефлекторные связи не являются достаточно строгими, поэтому на ответственных соревнованиях стереотип выполняемого движения нарушен и движение могут сопровождаться ошибками.

В третьей фазе формирования двигательного навыка в случае продолжения тренировок условнорефлекторные связи становятся крайне прочны, на столько прочными, что приобретают черты безусловного рефлекса и эта стадия называется стадией автоматизации. Если двигательный навык доведен до стадии автоматизации, то на его фоне можно формировать новый двигательный навык, более сложный. Двигательные действия, доведенные до автоматизма, сохраняются очень длительное время даже после прекращения занятий – это и есть автоматизм.
^ Торможение условных рефлексов – двигательных навыков.

Любое умение, как условный рефлекс способно изменяться. Уменьшение активности условного рефлекса и забывание называется торможение. Виды:

 


  1. Внешнее торможение. Появление новых раздражителей в процессе проявления двигательного действия будет вызывать ориентировочный рефлекс, который по принципу отрицательной индукции будет затормаживать те нервные центры, возбуждение которых обеспечивает выполнение двигательного действия. Поскольку тренировочные занятия происходят всегда в определенных условиях, т.е. при строго постоянном действии условного раздражителя, появление нового раздражителя может растворить выработанный двигательный условный рефлекс, иногда достаточно бывает появиться новому лицу на занятии, чтобы у некоторых учеников нарушилась координация движений. Такое бывает при первом выходе на соревнования, при первом выступлении перед зрителями, так бывает с опытными спортсменами, если они выступают редко. Внезапный крик, резкий шум, вспышка света – все это может играть роль внешнего торможения.

  2. Угасательные. Развивается при неподкреплении условного рефлекса, т.е. этот рефлекс, если он не подкрепляется, теряет свой биологический смысл и становится бесцельным. Классически пример угасательного торможения – забывание, неповторяющегося материала.
  3. Запаздывающий рефлекс. Этот вид торможения был исследован Павловым на животных, после того, как был выработан условный рефлекс, момент подкрепления начали отдалять по времени. Вместо того, чтобы давать подкрепление сразу же после условного раздражителя начали давать через пол минуты, затем 1, 2, 3. Результатом подобного отставания во времени проявился в том, что условный раздражитель перестал проявлять свое действие во время его применения. Действие условного раздражителя становилось видимым лишь к тому моменту, когда подходило время подкрепления, т.е. условный раздражитель вызывал вначале торможение, которое лишь затем переходило в возбуждение, запаздывающий рефлекс в спорте ярко проявляется в реакции на подготовительную и испытательную команды.

  4. Дифференцировочное торможение. Во время выработки двигательного навыка на стадии генерализации одновременно осуществляется несколько рефлекторных действий как нужный, так и ненужных. В процессе многократных повторений в НС происходит дифференцировка (разделение) на биологические целесообразные действия, подкрепляющиеся. И нецелесообразные действия. Последние не подкрепляясь начинают затормаживаться.
    6Запредельное. Развивается при действии раздражителя чрезвычайной силы, любая физическая нагрузка в процессе тренировок, любое выступление на соревнованиях. Представляют собой совокупность раздражителей различной силы. Все физиологические процессы, а особенно нервнаядеятельность находятся в зависимости от силы этих раздражителей.


^ Условные раздражители, определяющие образование двигательных навыков.

Двигательный навык, как условных рефлекс – это результат действия целой системы раздражителей, как непосредственно связанных, так и искусственных, т.е. внешних выработки условных рефлексов одним из важных условий является подкрепление. Первым раздражителем, запускающим образование условных рефлексов и укрепление его является слово. Слово, произнесенное тренером, вызывает не только подкрепление условного рефлекса, но и выработку дифференцировочного торможения.

Показ – весьма действенный раздражитель в выработке двигательного навыка. У смотрящих возникает в НС особый нервный процесс – подражательный или имитационный рефлекс – тот нервный процесс, который будет способствовать более четкому выполнению движения. Поэтому без показательного упражнения не один тренировочный процесс не осуществляется.


^ Частные раздражители.


Ни рассказ, ни показ не могут рассматриваться как единственной системой условных раздражителей учащихся в образовании двигательного навыка. Простое воспроизведение показанного или поясненного на словах движения не может обеспечить высокой точности безупречной правильности, быстроты, силы, координации данных действий. Для этого в систему раздражителей, подкрепляющих условные рефлексы должны включаться другие раздражители.


В каждом отдельном виде спортивной деятельности есть свои частные раздражители, например, при упражнениях на брусьях раздражители, закрепляющие умение двигаться на брусьях, могут быть видимые размеры снаряда, находящиеся вокруг предметы и осязание брусьев. При игре в теннис – размеры игровой площадки, положение сетки, движение мяча, удерживаемая в руках ракетка, характер покрытия корта. Лыжи, впервые прикрепленные к ногам новичка, ощущаются им как помеха в передвижении, лишь с течением времени ощущение лыж органически сливаются с ощущениями передвижения по снегу.

Т.о. многие внешние и внутренние раздражители включаются в образование условного рефлекторной связи двигательного навыка. Отсутствие к-л. Из этих раздражителей или изменение его свойства приведет к развитию торможения условного рефлекса, а затем к нечеткому выполнению упражнение и даже его срыву.

Многие частные раздражители сначала как новые раздражители могут вызвать внешнее торможение, но если они остаются постоянными, то включаются в систему подкрепляющих элементов.

Стадии образования двигательного навыка

Становление двигательного навыка проходит через несколько стадий, или фаз. В первой стадии отмечается иррадиация нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в ра­боту лишних мышц. На этой стадии начинается объединение от­дельных частных действий в целостный акт. Во второй стадии наблюдаются концентрация нервных процессов, улучшение координации, устранение излишнего мышечного напряжения и более высокая степень совершенства внешнего проявления стере­отипности движений. В третьей стадии навык стабили­зируется и еще более совершенствуются координация и авто­матизация движений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.