Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности поэтики эпосов Гомера и их жанровое своеобразие. Развернутые сравнения.






 

Герои – необыкновенные личности, дети богов. Судьба человека находится во власти богов и богинь судьбы мойр (сильнее богов). Характеры героев статичны. Внутренний мир человека не изображается, это связанно с античным этикетом, который требовал внутренние выявления всех чувств и мыслей (в речах). Образы героев обладают одной чертой. Например, Гекуба и мать Одиссея представляются только как матери воинов. Андромаха и Пенелопа – жены воинов. Эпический идеал воплощается в типе воинов (идеальный воин смелый, стойкий, не боящийся смерти, главное – слава и честь, а не жизнь). Также он должен быть умным, что свидетельствует о гармоничности образа. Более того, неразумные действия осуждаются богами (Афина сдерживает гнев Ахилла, Нестор упрекает Ахилла и Одиссея).

 

Ахилл – друг, поддается гневу, проявляет великодушие.

Гектор – воин, муж и отец. Боится смерти, но находит силы преодолеть страх.

Одиссей – хитроумный, верный муж.

Жанровое своеобразие:

Эпосу присущ универсализм (касается всех проблем бытия: жизнь и смерть, война и мир, смысл жизни, отцы и дети, верность в браке, семья).

Энциклопедизм, воссоздание быта, интерьера, одежды, обрядов того времени. Например: подробное описание сцены пиршеств.

Гомеровское спокойствие. Автор одинаково спокойно описывает трагические моменты жизни.

В Одиссее присутствуют черты не только героического эпоса, но и мифического. Есть чудовища, элементы фетишизма, мотив неподчинения, мотив помощи богов людям, мотив победы над чудовищами. Родовой эпос отражается бытом. Инициальный эпос, проверка на способность переносить страдания.

Художественное произведение с чертами романа: охватывает длительный промежуток времени, много героев и несколько сюжетных линий + прием ретроспекции.

Особенности поэтики:

- стихотворная форма, гекзаметр

- ретардация за счет детальных описаний (описание щита Ахилла в 18-ой песне), повторов, каталогизации (перечисление кораблей)

- вставные эпизоды, воспоминания

- развернутые сравнения (картины в них взяты из мира природы и быта)

- повтор простого сравнения

- огромное количество эпитетов (к каждому герою от 30 до 50). Они обладают изобразительной, эмоционально-оценочной).

 

Наиболее наглядный пример - описание боя за тело Патрокла (в " Илиаде", 17гл, 735-759), где фактическая сторона дела укладывается в несколько строк: ахейцы отступают, унося тело Патрокла, но троянцы теснят их, и оба Аякса ведут тяжелый бой:

" Так усердно они уносили Патрокла из боя
К стану судов мореходных; но бой возрастал по следам их,
Бурный, подобно как огнь, устремленный на град человеков;
Вспыхнувши вдруг, пожирает он все; рассыпаются зданья
В страшном пожаре, который шумит, раздуваемый ветром
Так и коней колесничных, и воинов меднодоспешных
Бранный, неистовый шум по следам удалявшихся несся";
перед натиском Гектора и Энея ахейские юноши в панике разбегаются:
" И как туча скворцов или галок испуганных мчится
С криками ужаса, если увидят сходящего сверху
Ястреба, страшную смерть наносящего мелким пернатым, -
так пред Энеем и Гектором юноши рати ахейской
С воплем ужасным бежали, забывши воинскую доблесть".

 

Гектор, повсюду сияя огнем, устремлялся на толпы
И налетал, как с разбега волна на корабль налетает,
Ветром вскормленная, бурно, несясь из-под тучи; забрызган
Доверху пеной корабль; дыханье ужасное ветра
В парусе воет; трепещут сердца корабельщиков бледных...
Страхом объятых, и еле они из-под смерти уходят.
Так же терзались сердца в груди меднолатных ахейцев.

 

11. Послегомеровский эпос. Пародийный эпос «Батрахамиомахия».

Послегомеровские эпосы. Три направления:

1) Киклические (циклические) эпосы о событиях Троянской войны, не описанных в эпосах Гомера, также повествуется о других героях и других исторических событиях. (Фиваида (Фивийская трилогия Софокла) рассказывает об истории королей Лая и Эдипа).

2) Пародийный эпос («Батрахамиомахия» - война жаб и мышей – пародия на эпосы Гомера).

3) Дидактический эпос («Работы и дни» Гесиода)

12. Дидактический эпос Гесиода. «Работы и дни».

«Работы и дни» - эпос, который адресован селянам, земледельцам и скотоводам. Не имеет сюжета, содержит советы землеобработки в разные поры года, начинается с мифов, которые объясняют несчастья.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.