Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Джаз у нас. В 1967 году в возрасте 41 года умер Джон Колтрейн




В 1967 году в возрасте 41 года умер Джон Колтрейн. Казалось, эволюция мирового джаза приостановилась.
Но в Загорске все шло своим чередом. Дослуживал срочную Геннадий Токарев, были призваны пианист Эдик Гуревич, барабанщик Толик Предтеченский и их друг-стиляга Виктор Плужников. А неуемный Виктор Афанасьев с бешеной энергией соединил музыкантов, создавая все новые ансамбли.
Кто же тогда играл на саксофонах в Загорске? Это уже названные В. Гросс, В. Афанасьев. В ДК им. Гагарина играли альт-саксофонисты В. Сочилов и А. Серовский, а также тенорист Е. Миронов. В ансамбле, набранном практичным начальством ГДО из солдат музкоманды, играл крепкий тенор-саксофонист из Москвы Михаил Томилин.
Во времена моды на " Ласковый май" предприимчивый московский музыкант изобрел " Ласковый май-2". Но фискальные органы сочли неубедительной его теорию о том, что " Ласковый май " - это просто новое направление в музыке"... Последовали санкции.
В ансамбле баяниста Короткова в Лозе кроме тенориста В. Афанасьева играл на альт-саксофоне Валерий Филатов (брат замечательного барабанщика Павла Филатова). В ДК на Скобянке (позднее на Горбуновке в Хотьково) играл сначала на альте, а затем на причудливом баритон-саксофоне Валерий Коваленко.
Импровизирующего баритониста, каким был Валерий, непросто было отыскать даже в Москве.
Да и импровизация была еще тайной за семью печатями, хотя пытались заниматься ею все, кому не лень. И кому лень - тоже. А если совсем не получалось, то компенсировали чем-то другим.
Однажды на танцах в ДК им. Гагарина один из публики нелестно отозвался об игре саксофониста. За что тут же получил саксофоном по голове и оказался на полу под ногами танцующих. Так в очередной раз была доказана магическая сила воздействия саксофона на умы его слушателей.
Однажды в Загорском ПКиО я увидел совсем еще редкую в те годы электрогитару. Кто мог предположить, что через три-четыре года этот, казалось, несерьезный инструмент почти вытеснит с эстрады духовые?.. Кстати, на гитаре играл мой будущий друг и компаньон Володя Рак. Но это уже другой рассказ.

Судьба барабанщиков
Дюк Эллингтон: " Без свинга нет джаза"

Кто же он - джазовый барабанщик? Это человек, который может возвысить ансамбль до небес и, напротив, сделать его никаким.
К первым можно отнести, скажем, великого Арта Блэйки. Менялись времена и участники его ансамбля, но " Джаз Мессенджерс" оставался одним из лучших комбо современного джаза.
Ко второй группе грешно применять слово " джазовый". Увы, их большинство. Но, впрочем, песня не о них...
Джазовый барабанщик - не жонглер, умеющий красиво подкидывать палочки в воздух. Он - виртуоз в большей степени, чем любой другой музыкант. Зачастую ноги и руки его играют совсем разные ритмы, и, мало того - в разных размерах! (Это как одной рукой рисовать круг, а другой - треугольник одновременно.) Бедняга Джо Морелло: ему приходилось играть и на пять, и на семь, и даже на одиннадцать четвертей! Впрочем, он блестяще справлялся с капризами, на которые так плодовиты были его " мучители" - пианист Дэйв Брубек и саксофонист Пол Дезмонд. А выдающийся барабанщик эры свинга Джин Крупа играл свои соло так стремительно, что любопытствующим приходилось снимать их на кинопленку, а затем просматривать в замедленном темпе. Через сорок лет его подвиги на новом джаз-роковом витке повторил Билли Кобем, блестящий виртуоз. Его " визиткой" стал удар на слабую долю после пулеметного брэйка (" сбивки" на жаргоне музыкантов).
Настоящий джазовый барабанщик - это Музыкант, а не ритм-машина. Тромбонист А. Сухих рассказывал, что знаменитый эллингтонский барабанщик Луис Беллсон на " джеме" в Москве буквально со второй ноты начинал играть синхронно с солистом все его акценты!
Но джазовый барабанщик - и ритм-машина тоже. Это очевидно, особенно когда слушаешь того же Билли Кобема и других мастеров джаз-рока или музыки фьюжн.
Ускорять (или " загонять") темп считается дурным тоном. " Фирма всегда тянет", - говорил замечательный питерский пианист и аранжировщик Виктор Смирнов, подразумевая едва заметную оттяжку в ударах фирмачей.
Джазовый барабанщик - всегда творец. Дж. Л. Коллиер в книге " Становление джаза" заявляет, что " любая революция в джазе всегда начиналась с революции в ритме." Не напрасно ударную установку еще называют " кухней". Именно на этой кухне великие " повара" готовили дальнейшую судьбу джаза.
Порою доходило до курьезов. Так, знаменитый Кенни Кларк утверждает, что придумал новую манеру игры только из-за того, что очень уставал поддерживать темп в стремительных боповских композициях.
На самом же деле словечко " кухня" появилось от сходства ударной установки с настоящей кухней: барабаны - это кастрюли, а тарелки - тарелки и есть. В Новом Орлеане начала века джазовый оркестр маршировал под грохот большого барабана и лязг пары металлических тарелок (как некогда наш " Ретро" на праздниках или похоронах). Уже позднее барабанщик, заняв место на возвышении, украсил большой барабан своим именем и приделал к барабану педаль с колотушкой. А пару тарелок соединил в хай-хэт (или чарльстон). И так за 20-30 лет " кухня" из приспособления для маршей стала грозным орудием ритма. Тем, на чем играется сегодня самый крутой джаз, джаз-рок, " латино" и фьюжн.
И последнее о джазовых барабанщиках. Можно перекрещивать руки и ноги в хитроумных парадидлах (здесь и далее - " непереводимая игра слов"), заполнять паузы невероятными стомп-паттернами, наконец, разбивать в мелкие дребезги палочки о барабаны... И все эти приемы не стоят ни гроша, если нет таинственной малости - свинга. Того, без чего нет и самого джазового музыканта. Того, что создает " завод" и комфорт слушателя. Что сегодня зовется емким и модным словечком " драйв". И если одна из знаменитых пьес самого маэстро Эллингтона называется " Без свинга нет джаза" - то это что-то значит!


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.