Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Джаз у нас. В Загорске, как и в Новом Орлеане, духовикам приходилось решать одновременно множество творческих задач






В Загорске, как и в Новом Орлеане, духовикам приходилось решать одновременно множество творческих задач, порой противоположных. Например, играть на свадьбах и похоронах. А также в концертах самодеятельности, на танцах и в ресторанах. Местные трубачи не ломали голову, к примеру, что такое мундштук " Джорданелли № 5", но " культуру в массы" несли не щадя живота своего. На мой взгляд, музыка нашего города в 50-е годы существенно отличалась от московской. Музыканты играли более старомодно и, порою, архаично. Наивность музыки компенсировалась искренностью. Модерн неспешно проникал в провинцию. А пока на танцах царил репертуар с " одесским" колоритом. (Впрочем, некоторые американские темы, например, " Однажды" Ш. Брукса, поразительно напоминают музыку одесситов. Не случайно в фильме " Мы из джаза" на эту мелодию были положены слова " Прости-прощай, Одесса-мама! ")
Несомненным мастером этого направления был и остается легендарный Александр Пасынков. За плечами этого мэтра не меньше 40 лет, отданных музыке. Пасынков не только яркий трубач, играющий в манере Армстронга, но и бесспорный лидер: во времена Б. И. Трайтеля он мог повести за собой целый биг-бэнд.
В те же 50-е начинал играть на трубе Павел Киневский. Его облик интеллигента в очках соответствовал присущей ему более мягкой манере игры. И сегодня П. Киневского можно услышать в ансамбле ветеранов Дворца культуры им. Ю. Гагарина.
Позднее, в 60-е годы, богатый талантами ЗОМЗ дал миру еще двух трубачей. В ресторане " Север" играл Юрий Салищев. Грамотный музыкант, надежный руководитель ансамбля - он запомнился не только игрой на трубе, но и, что вообще редкость в легкой музыке, владением скрипкой. Он открыл Загорску прекрасного басиста С. Кожухаря и оказал неоценимую поддержку начинающим рок-музыкантам, работая с ними в ресторане " Золотое Кольцо".
Вячеслав Кондралев работал многие годы в ресторане " Отдых". Его отличала интимная манера игры на трубе и невероятно беглая " читка с листа". Сейчас он директор муниципального оркестра " Ретро", а новой страстью для него стал альт-саксофон.
Все трубачи, игравшие в те годы легкую музыку, исполняли в силу обстоятельств и джаз. Но джазовыми этих музыкантов можно назвать весьма условно.
Исторический пример: " король свинга" Бенни Гудмен был одержим идеей выпустить пластинку " серьезной" музыки. Наконец он записал " Концерт для кларнета с оркестром" Моцарта. Но академическим музыкантом от этого не стал. Или более свежий пример: наш мэтр А. Козлов, снедаемый неясным томлением, выступил с квартетом Шостаковича, " заставив его свинговать". В результате получился цирковой номер.
Однако в недрах памяти народной сохранились воспоминания о трубаче по фамилии Демин. Говорят, это был настоящий джазмен. Он играл в Загорске в начале 60-х, затем исчез и неожиданно всплыл лет 20 назад в каком-то самодеятельном ансамбле из поселка Новый. Затем следы его теряются...
P. S. И все-таки бывают счастливые исключения, когда в одну телегу впрячь можно... Выдающийся трубач современности Уинтон Марсалис в 1983 году получил сразу две премии " Грэмми" (высшая награда за успех в звукозаписи). Первую - за джазовый диск " Помни об одном", и вторую - за пластинку с музыкой Леопольда Моцарта.

Два золотых века
Джазовая лихорадка

" Линдберг перелетел Атлантический океан, Бэйб Рут вошел в историю бейсбола, тысячи женщин сходили с ума по Валентино, газетчики гонялись за сенсациями... И в это время все они распевали блюзы."
(Джон С. Уилсон. " Джаз: истоки, течения, поиски".)

Эра американского " сухого закона". Питейные заведения бутлегеров, замаскированные под библиотеки, клубы по интересам и даже под церкви. Черные лаковые лимузины, подкатывающие по ночам к парадным шикарных дансингов. Лаковые штиблеты с белыми гетрами, элегантные костюмы с белоснежными сорочками и бабочками. Набриолиненные волосы, толстые сигары в смеющихся ртах. Подпольные лотереи и тотализаторы, автоматные очереди враждующих банд, " Голландец Шульц" в войне с нарождающейся итальянской мафией... Все это - Америка 20-х годов. И над всем этим, в гуще этого - джаз. В Чикаго - горячая труба Армстронга, в нью-йоркском Гарлеме - " музыка джунглей" Дюка Эллингтона. И тысячи других, менее известных, но обожаемых в своих городах ансамблей и оркестров.
Посмотрите " В джазе только девушки", " Коттон Клаб", " Бикс", " Иззи и Моу - отчаянные борцы за сухой закон" - фильмы, достоверно показывающие " романтику" тех лет, что названы " золотым веком джаза".
В эту пору формируется эстетика джаза и всего его окружения. Появляются блестящие степисты (чечеточники), необычные вокалисты, такие как Кэб Кэллоуэй, который вовлекал в свой номер весь зал, роскошные шоу, восходящие, возможно, к традициям французского " Мулен Руж", где было все - степ, вокал, скетчи, болтовня, кордебалет, великолепные номера оркестра!
Обостренный интерес к джазу, мода на него заставляют самих джазовых музыкантов, вчерашних изгоев, осознать свою значимость, избранность. Отсюда - необычное поведение, особая смесь важности, щегольства и дурашливости одновременно.
И все это - в стране, где уже в 1880 году (!) начали возводить небоскребы, в то время как нью-йоркские кабаре посещали портовые грузчики, речь которых была полна африканизмами!
Джаз был не только гибридом от рождения, но и постоянно оплодотворялся парадоксальным сочетанием суперсовременного и архаически старого. В 20-е годы все было пропитано джазом: ложиться спать и просыпаться, делать бизнес и отдыхать под джаз было естественным, как дышать воздухом.
Пожалуй, только в середине следующего десятилетия, с приходом " короля свинга" Бенни Гудмена, джаз испытал еще раз такую же популярность. Но, если в 30-е джаз был больше модой, то в " золотой век" джаз был образом жизни американцев.
Да, забыл напомнить, рождению небоскребов предшествовало появление первой линии нью-йоркского метро в 1868 году.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.