Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Искусство тембрирования






    В жизни мы постоянно тембрируем. Вспомним, например, каким мягким, теплым, приятным тембром окрашивается наша речь, когда мы разговариваем с человеком, которому симпатизи­руем, и каким резким, раздраженным становится тембр, когда мы нередко «распускаемся» в различных ситуациях бытового общения. Вот почему воспитание культуры речевого общения — есть воспитание культуры чувств человека, и это — важнейшая проблема дня. «Помните, что ваша интонация, — пишет один из авторов, — это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного " оформления" высказывания»'.

    Владеть искусством тембрирования оратору необходимо. Эта тончайшая окраска голоса особенно привлекает внимание слуша­телей.

    У и раж н е н и е «Тембрирование». Произносите слово «при­шла» с выражением: удивления, радости, восхищения, ненависти, гнева, угрозы... Нафантазируйте обстоятельства и действие. Пришла?! Мне страшно за тебя! Во всем вини саму себя! (Со страхом)

    Пришла?! А самолюбье где?

    За ним, как «верный пес», везде! (С осуждением)

    Пришел?! Так обмануть меня!

    Ты не мужик, а размазня! (С презрением)

    Пришел?! Вот и попался, друг!

    Меня ведь не обманешь вдруг. (С ехидством)

    Пришла! Знать так тому и быть:

    Нам друг без друга не прожить. (С радостью)

    Ушел?! Придет иль нет? Загадка.

    Я поступила с ним так гадко! (С тревогой)

    Ушел! Гора свалилась с плеч! (С чувством радостного

    Избави бог от этих встреч! облегчения)

     

    Тренируйте себя в произнесении текстов, требующих мо­ральных, эстетических и иных оценок: мудрость—глупость; кра­сота—безобразие; любовь—ненависть; доброта—жадность; сме­лость—трусость...

    1 Б. Н. Головин. Основы культуры речи. — М.: Высшая школа, 1980. С. 206.

    Упражнение «Контрасты».

    Как притягательно красива:

    В ней все гармония, все диво!

     

    Она уродлива не от природы.

    То — порожденье экстра-моды

    И жизни, протекающей беспечно:

    Не девушка, не юноша, а «нечто»!

     

    Он глуп, «как пробка», хоть красив.

    От глупости еще спесив.

     

    Он честен, и умен, и одержим.

    Нельзя не преклоняться перед ним!

     

    Он жаден — все себе, все в дом.

    Богач? Нет, бедный.

    Что в богатстве том?

    Когда душа скупа и холодна,

    Жизнь жадного бедным-бедна.

     

    А добрый рад отдать все, чем владеет.

    Чем больше отдает — тем больше богатеет:

    Умом и сердцем, добрыми делами,

    Успехами в труде и верными друзьями.

     

    Уж если его что за сердце забрало,

    Идет он в атаку «с открытым забралом».

     

    Трусливый же смелостью хоть поражен —

    Скорее «в кусты», чтоб «не лезть на рожон»

     

    Как трудно б ни было — молчит. И знает:

    За днями трудными и светлые мелькают.

     

    Он — оптимист. Честь и хвала ему!

    Он злого не желает никому.

     

    А нытик, нигилист все видит в черном свете.

    Как трудно жить ему на свете,

    Не зная радости, озляся на весь мир

    За то, что он — не гений, не кумир.

    (Уродство)

    (Глупость)

    (Ум)

    (Жадность)

    (Доброта)

    (Смелость)

    (Трусость)

    (Вера)

    (Безверие)

     

    Прежде чем приступать к произнесению этих текстов, необ­ходимо нафантазировать предлагаемые обстоятельства: Кто? Где? Когда? Кому? Для кого? С каким отношением, чувством?

    Упражнение «Луна». Восприятие явлений действитель­ности с различной оценкой и отношением развивает эмоцио­нальный тембр, дает возможность услышать, попять глубочай­шую зависимость тембра голоса от внутренней жизни человека.

    В разведке

    Луна! О, черт возьми, луна!

    Эх, как некстати нам она!

    Теперь вдвойне опасней путь.

    Внимательней и осторожней будь.

     

     

    В лесу

    Какая темень. Пропадем.

    Дорогу к дому не найдем.

    Луна! Ура! О, лунный свет,

    Тебя дороже в мире нет!

    Ну, выходи скорей, свети!

    Путь к дому помогай найти! (Восприятие нужного

    предмета с чувством

    радостной благодарности)

     

     

    В чужом огороде

    Хорошо, что ночь темна — Нам союзница она.

    Черт возьми, луна выходит!

    Нас «под монастырь подводит»:

    Засекут и... «крышка» нам.

    Врассыпную по домам! (Восприятие нежелательного предмета с чувством досады, тревоги и даже ужаса)

     

     

    Лицо луны

    Взгляни на небо — на луну.

    Вот это диво! Ну и ну!

    Мне видится лицо луны:

    И нос, и лоб, и подбородок,

    Веселый рот. Черты ясны.

    О, как причудлива природа! (Восприятие невиданного

    ранее явления природы

    с чувством изумления

    и радости открытия)

     

     

    Скептик

    Луна?! Подумаешь, луна?

    На кой же черт она дана?

    Вся скорчилась, вся сморщилась,

    Не стоит ни рожна!

    И светит «на фу-фу».

    Тьфу! (Восприятие неинтересного предмета с чувством иронии и пренебрежения)

     

     

    Влюбленные

    Луна! Волшебница луна!

    О, как божественна она!

    Любовную раскинув сеть,

    Она дала сердцам узреть,

    Что в глубине их жар пылает,

    В одно двоих соединяет!

    Тоска

    Без нее мне счастья нет.

    Грусть, тоска меня снедает.

    И луны печальный свет

    Сердце холодом сжимает. (Восприятие предмета еще более углубляющего чувство тоски и безысходного одиночества)

     

     

    Отчаянье

    Я в отчаянье, луна!

    Ты во всех краях бываешь,

    Так открой же: где она?

    С кем? Жива ли? Ты ль не знаешь?!

    Я молю, луна! Молчишь?

    Злую думу ты хранишь. (Восприятие предмета, к которому обращаешься как к последней надежде,

    с мольбой и отчаянием)

    Обогащает эмоциональный тембр исполнение поэтических произведений наших великих классиков — Пушкина, Лермонто­ва, Некрасова, Блока, Есенина, Маяковского и других, чьи строки окрашены бесконечно богатой палитрой чувств, эмоций, желаний, действий.

    Искусству тембрирования поможет натренированный то­нальный слух, способный воспринимать и воспроизводить ма­лейшие изменения в окраске голоса, рождаемые сменой чувств, отношений, оценок.

    Однако к произведениям поэтов можно перейти, лишь владея средствами речевой выразительности. А для этого следует тренироваться на более простых, незамысловатых, сочиненных специально текстах, которые мы рассмотрели выше.

    Наиболее удобным материалом для обогащения тембра яв­ляются поэтические произведения, окрашенные определенным чувством.

    Я помню чудное мгновенье:

    Передо мной явилась ты,

    Как мимолетное виденье,

    Как гений чистой красоты...

    В этих словах, конечно, любовь, преклонение, и потому голос окрашен теплым, нежным, мягким тембром.

    Ненастный день потух: ненастной ночи мгла

    По небу стелется одеждою свинцовой;

    Как привидение, за рощею сосновой

    Луна туманная взошла...

    Все мрачную тоску на душу мне наводит...

    А в этих строках А. С. Пушкина проявляется его тоска в разлуке с любимой женщиной, и потому звук голоса тяжелый, низкий, мрачный.

    Для тренировки тонального слуха полезно работать с магни­тофоном. Слушая запись образцовой выразительной речи (арти­ста, чтеца, оратора), надо проследить за тем, каким тоном окра­шены выступление в целом и его отдельные части? Какие чувства передаются через различные тембры?

    Записав на магнитофонную пленку часть своего выступления или чтение стихов и затем прослушав, проанализировав запись, можно установить, как владеешь тембрированием: если оно плохо развито, то надо совершенствовать тембр голоса.

    «Прежде русские дикторы могли различные по смыслу со­общения передавать по-разному. Русская музыкальная и поэти­ческая культура, уникальная сама по себе, развивала возможно­сти устной речи — ив тональности, и в ритме, и в произношении звуков, всегда с уважительным отношением к слушателю.

    Современные «радиоголоса» изменились, но в одном отно­шении они одинаковы: с ироническим ли оттенком звучания, заигрыванием или запугиванием — они несут общий отпечаток стилистической безвкусицы»'.

    Тембр голоса должен ласкать не только слух, но и душу слушателей — говорил К. С. Станиславский. Через тембр голоса слушатель чувствует сердце говорящего. Речь наших современ­ников воспринимается иностранцами «как агрессивно озлоблен­ный монотон»! Пора спасать русскую речь и ее носителей!

    Говоря об интонационной выразительности, нельзя пройти мимо такого действенного средства речи, как пауза.

    Паузы выполняют различные функции в звучащей речи.

    Артикуляционные паузы необходимы при произношении не­которых звуков, слогов, в слове, между словами.

    Например: Нет хуже удела,

    Чем быть не у дела.

    У бахчи — сарай —

    Не Бахчисарай.

    В танцах из вращений

    Не делай извращений.

    В цветенье скор пион.

    А на подлость — скорпион.

    В. В. Колесов. Русская речь. СПб, 1998. С. 214.

     

     

    Я — колокол. Подам я зык —

    И в час луны, заката иль утра ты

    Услышишь вновь набатный мой язык

    Глас радости, тревоги и утраты.

    Разговор о литературе

    — Чем заняты таланты?

    Возвести!

    — Да продолжают славный воз везти!

    — А бездари?

    — Те мнят, Что делают погоду.

    — А критики?

    — Темнят Или молчат по году.

    (Я. Козловский)

     

    Усилительные паузы возникают перед или после слова, логи­чески выделяемого. Эти паузы подчеркивают значимость слова, усиливают его значение.

    Цветок, ] засохший, безуханный,

    Забытый в книге | вижу я.

     

    — Не осуждай меня | без нужды.

    — Я так хочу увидеться с тобой!

     

    Ситуативные паузы замедляют речь, выполняя те или иные цели: дают возможность слушателям подготовиться к исполне­нию приказов (Налее-во! Круу-гом! Шаагом-арш!); успеть запи­сать услышанное (диктовка): легче воспринять речь, звучащую во время шума, при плохой акустике, звучащую на большое рас­стояние; при активных глаголах действия (Внушаю. Запрещаю. Вдалбливаю. Угрожаю. Упрекаю. Удивляю. Изумляю...)

    Это | не-об-хо-дИмо | сделать! (вдалбливаю)

    Как |можно быть |та-ким бес-печ-ным?! (упрекаю с чувством горечи) Ритмические паузы — стихотворные. Постоянные паузы ста­вятся в конце стихотворной строки, подчеркивая ритм стихов, а люфт-паузы — в середине строки, когда в ней более четырех стоп:

    Простишь ли мне | ревнивые мечты?

    Моей любви | безумное волненье?

    Ты мне верна! | Зачем же любишь ты||

    Всегда пугать | мое воображенье?

    Это пятистопный ямб с цезурой после второй стопы. «Зашагивание» мысли на другую строку. Пауза более длительная.

    Физиологические паузы возникают от недостатка воздуха или от задержки процессов в центральной нервной системе — забы­вается слово, не находится нужное. Такая речь с трудом вос­принимается слушателями. К такого рода паузам прибегает, на­пример, артист Л. Дуров, создавая образы своих киногероев. Ко­гда он слишком злоупотребляет паузами, его трудно слушать.

    Физиологическая же пауза для легкого «добора» воздуха не воспринимается как остановка в речи.

    Психологические паузы — это интонационные паузы. Они обладают интеллектуальным и эмоциональным значением. И возникать могут в самых неожиданных моментах речи. Вот, на­пример, речь Маши из пьесы А. П. Чехова «Три сестры»:

    «— Мне хочется каяться, милые сестры. Томится душа моя. Покаюсь вам и уж больше никому, никогда... Скажу сию минуту... Это моя тайна, но вы все должны знать... Не могу молчать... Я люблю, люблю... Люблю этого человека... Вы его только что видели... Ну, да что там. Одним словом, люблю Вершинина...»

    Или возьмем короткий диалог из чеховской шутки в одном действии «Медведь»:

    Попова: Почему вы не хотите драться?

    Смирнов: Потому что... потому что вы... мне нравитесь.

    Попова: Я ему нравлюсь! Он смеет говорить, что я ему нравлюсь.

    Смирнов: Послушайте... Вы все еще сердитесь?.. Я тоже чертовски взбешен, но, понимаете ли... как бы этак выразиться... Дело в том, что, видите ли, такого рода история, соб­ственно говоря... Ну, да разве я виноват, что вы мне нравитесь?.. Я... я почти влюблен!

    Индивидуальные паузы связаны с особой манерой говорить. Своеобразна неповторимая паузировка в речи Б. Н. Ельцина, Е. Киселева и других.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    Какова роль мелодики речи в речевом действии?

    Какая ошибка наблюдается в мелодической конструкции повествовательного

    предложения?

    Какой характерный признак мелодического выделения ударного слога

    в русской речи?

    Что надо знать об эмоциональной функции мелодики?

    Что характерно для вопросительных предложений русской речи?

    Какова роль диапазона голоса в звучащем слове?

    Каким приемом можно добиваться совокупной работы резонаторов?

    Что надо знать об относительности пиано и форте?

    Как надо понимать диалектическое единство темпо-ритма речи?

    Какие типы скороговорок особенно вырабатывают четкость дикции?

    Каковы условия звучания сценической скороговорки?

    Какова роль искусства тембрирования в речевом действии?

    Как следует понимать речевой слух и какова его роль в совершенствовали речевого мастерства?

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.