Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сила голоса






    Сила звука зависит от амплитуды колебания голосовых свя­зок: больше амплитуда — сильнее звук. Сила звука определяется и величиной давления, которое оказывает звуковая волна на единицу поверхности. Сила звука в речи оратора — это и сила убеждения, и сила чувства, и сила его желания достичь постав­ленной цели. Поэтому и бытует такое понятие, что говорить с силой — значит говорить с большим душевным подъемом.

    И вот тут-то, когда оратор говорит с силой, возникают зажи­мы, перенапряжение голосообразующего органа. Во избежание этого надо воспитать в себе «мышечного контролера». «...Этот процесс самопроверки и снятия излишнего напряжения должен быть доведен до механической, бессознательной приученности. Мало того, его надо превратить в нормальную привычку, в естественную потребность.., главным образом, в минуты высшего нервного и физического подъема»1.

    Для снятия излишнего напряжения при сильно звучащей речи рекомендуется следующее упражнение.

    У п р а ж н е н и е «Добьюсь цели». Надо послать «упрямого» друга, допустим, в булочную за хлебом. Чтобы желание ваше было выполнено, добивайтесь этого, используя различные гла­голы:

    Ну иди же!

    Ну же!

    Нут-ка!

    Добежать одна минутка!

    (просите)

    (умоляете)

    (приказываете)

    Проследите за тем, достигли ли вы различного звучания глаголов: просить, умолять, приказывать. Подчиняется ли вам голос? Выра­жает ли ваши чувства? Попробуйте переставлять глаголы: сначала приказываете, а затем просите и умоляете.

    Упражнение «Сделать по-моему». Подчините вашей воле человека, который совершает неверный поступок: хочет взять не ему принадлежащую вещь.

    К. С. Станиславский. Соч., т. 3. С. 110—111.

    Яблоко Алле. (Напоминаете. Речь звучит свободно, озвучен-

    ный воздух «сам вытекает в природу»)

    Яблоко Алле. (Предупреждаете с угрозой. Речь звучит

    с силой, и воздух «выгоняется»)

    Алле — яблоко! (Приказываете. Воздух «выталкивается»

    в рывке.)

    Усиливая звучание, следите за тем, чтобы не было пере­напряжения в голосовом аппарате, завышения топа голоса. «Мы­шечный контролер» пусть не дремлет. Характер речи отражается только на характере выдыхания. Растет активность действия (заставляете выполнить то, что требуете) — растет и сила звука, а с ним и степень давления воздушной струи. Это хорошо ощу­щается в области диафрагмы и межреберных мышц. При повто­рении упражнения фиксируйте внимание на действии «дыха­тельного пояска».

    Надо уметь расчетливо и искусно пользоваться усилением звука. Вспомните замечания К. С. Станиславского об относи­тельности таких понятий, как «громко» и «тихо».

    «...Forte — понятие относительное. Допустим, что вы начали

    читать монолог очень тихо. Если б через строчку вы продолжали

    бы чтение несколько громче, это было бы уже не прежнее forte.

    ...В этом постепенном превращении звука из piano-pianissimo в forte-fortissimo заключается нарастание относительности гром­кости»1, — пишет К. С. Станиславский.

    Упражнение «Сони». Договорились с товарищами идти гулять. Зашли к ним в комнату, а они... спят. Надо немедленно их разбудить!

    Эй, вы, ну ли! (средний уровень громкости)

    Что заснули? Ну и ну!

    Ну и ну!

    Вы зачем нас обманули? Что склонило вас ко сну?

    Нут-ка, нут-ка, просыпайтесь! (усиление звука)

    Поднимайтесь,

    одевайтесь, И айда скорей гулять!

    Ну же! (с каждым приказом растет сипа звука)

    Эй, вы! Хватит спать!

    1 К. С. Станиславский. Соч., т. 3. С. 110-111.

    Не посылайте звук далеко. Товарищи — рядом. Они могут подыгрывать вам «сон». Конкретность же адреса удержит от не­нужного крика, напряжения. Будите не криком, а силой речи — волевым приказом, поднимая товарищей с постели. Если под­вижная диафрагма успевает быстро «подпереть» ударные слоги в словах-приказах, то голос зазвучит свободно. Снимайте ма­лейшее мышечное напряжение с фонационных путей. Этому помогут междометия и сонорные согласные (в стихотворении 15 сонорных звуков).

    Затем попытайтесь не делать больших пауз, чтобы весь текст звучал слитно. Слитность речи оправдайте действием: во что бы то ни стало скорее разбудить! Действуйте!..

    Заговорили очень быстро, без пауз, и голос не успевает «на­рисовать» различной силы вопросы, различное звучание вос­клицательных знаков. Сохраните выразительную линию звуча­ния. Ведь дважды повторенное восклицание «Ну и ну!» во вто­рой строчке или два вопроса в третьей и четвертой строках по своему характеру, энергии, силе и тону звучат по-разному. По­этому сначала «будите», не торопясь, успевая оцепить, увидеть, родить слово. Затем убыстрите темп, но не за счет пробалтыва-ния слов, а за счет энергичного движения мысли, видений, оце­нок. Быстрый темп, слитность речи способствуют развитию ав­томатизма вдоха, ровности звучания голоса на протяжении всего текста, голосовой гибкости при большой силе звука, помогают удерживать звук от повышения.

    У п р а ж н е н и е «Народный шквал». Целевая установка уп­ражнения — владеть силой звука. При этом уметь искусством пиано и форте владеть.

    Все ближе, все громче рокочущий шум:

    ТрУм-ту-ту-тУм!

    ТрУм-ту-ту-тУм! Сильней все

    то тут

    барабан бьет,

    ТрАм-та-та-тАм!

    ТрАм-та-та-тАм! Трепещут враги;

    задрожали враги. Народ наступает.

    Сдавайся!

    Беги!

    то

    Народного гнева

    бушующий шквал

    Поднялся,

    обрушился! Враг злобный пал.

    Усиливая звук, постепенно повышайте его до самого высоко­го тона, способного звучать с силой на слове «поднялся». Сле­дующее слово «обрушился» опустите вниз (голос по-прежнему звучит с силой).

    Выработайте в себе контролера, знающего, какие тона вашего головного и грудного регистра способны к усилению. Рассчи­тайте силовые возможности голоса. Особенно остерегайтесь срывов на верхних тонах.

    Для укрепления голоса полезны упражнения, в которых текст звучит на единой силовой ступени сравнительно большой период.

    Упражнение «Необычный базар». Многолюдный, шум­ный базар, где есть все! От цветов и овощей всех времен года до всевозможных спортивных товаров! Вы бойко, радостно зазы­ваете покупателей, увлекая их своими товарами.

    Первый продавец.

    В ларьках овощных

    на прилавках не пусто:

    Вот вам — огурцы, Помидоры, капуста.

    Морковь, баклажаны, укропа пучок,

    Картошка, редиска, зеленый лучок,

    И репчатый лук, и капуста цветная,

    Вот хрен, кольраби и тыква большая,

    Салат, сладкий перец, чеснок, кабачки,

    Петрушки душистые есть корешки,

    В продаже и редька и репа...

    Что надо? Иди — покупай!

    Угодить будем рады.

    Второй.

    А ягоды, фрукты!

    Каких только нет! Скорей выбирай

    на свой вкус и на цвет. Есть крымские персики,

    груши и дыни,

    Третий.

    Арбузы херсонские славятся ныне,

    Вот яблоки — белый налив,

    вот ранет,

    А вот земляника,

    что слаще конфет,

    Черешня и вишня...

    А здесь посмотри-ка!

    Красавицей выросла

    наша клубника,

    Крыжовник садовый,

    чудесная слива,

    Малина душистая —

    прямо на диво!

    Есть красная, черная также сморода...

    Все щедро земля

    отдает для народа.

    Здесь вам можно купить

    самый нежный товар.

    Перед вами роскошный

    цветочный базар:

    Гиацинты, нарциссы, ромашки, тацеты,

    Кампанула, душистой сирени букеты,

    Львиный зев, незабудки, анютины глазки,

    Обратите вниманье

    на формы и краски!

    Астры белые, красные маки,

    тюльпаны.

    Наперстянки, гвоздика,

    роскошные канны,

    Олеандры, жасмины,

    фиалки, мимозы,

    Георгины, настурция,

    нежные розы,

    Гладиолусы, крокусы,

    флоксы, левкои,

    Хризантемы, пионы...

    Вот чудо какое

    Создала нам природа -

    нельзя отойти!

    Надо эту красу

    вам с собой унести!

    Четвертый.

    Кто любит сладкое — ко мне!

    Довольны будете вполне.

    Печенье, вафли, мармелад,

    Зефир, фигурный шоколад

    Доставят детям радости.

    Восточные есть сладости:

    Рахат-лукум, халва, щербет...

    Есть много кисленьких конфет:

    «Мечта», «Фруктовая смесь»,

    это — «Лимонные», «Весна» и «Лето»,

    «Прозрачная» и «Барбарис», «Дюшес», «Снежок»...

    А вот ирис:

    «Кофейный», «Ледокол», «Забава»,

    Вот «Ключик», «Тузик»... «Летний»...

    Право

    Разнообразен выбор наш:

    «Антракт», «Цирк», «Белочка», «Грильяж»...

    Решил со сливочной начинкой?

    Доволен будешь

    «Украинкой», «Славянской», «Детской» и «Столичной»...

    Вот шоколад на вес — отличный!

    Орехи в шоколаде есть...

    Сортов конфет не перечесть!

    Пятый.

    Эй, всех возрастов люди,

    скорее сюда!

    Покупай, если хочешь

    быть молод всегда!

    Из снастей рыболовного спорта

    в продаже:

    Всевозможные спиннинги, удочки,

    даже Для ухи котелки,

    блесны, лески, крючки,

    Чтобы рыбу таскать, из капрона сачки,

    А на случай дождя есть в продаже

    Палатки...

    Вот гантели и гири,

    для бокса перчатки,

    Для гимнастики обручи, ленты, скакалки,

    Есть коньки с сапогами, есть лыжи и палки,

    Все для тенниса есть, бадминтона, футбола.

    Ядра, молоты, копья, мячи волейбола...

    Маску, ласты, ружье, акваланг покупай,

    Интереснейший мир под водой изучай!

    Спорт вам силу, и ловкость,

    и бодрость дает.

    В вашем теле здоровом

    душа запоет!

    Сочиняйте сами, что вы продаете: игрушки для детей или всевозможную радиозвуковую технику...

    Упражнение «Базар» вырабатывает: единую выразительную линию звучания (товар перечисляется без пауз в речи, но с кон­кретностью видений и отношений); автоматизм вдоха, обеспечи­ваемый приемом «подлаивания»; ясность и четкость дикции (названия предметов должны быть понятны); посыл звука па большое расстояние (зазываете народ «к себе»); силу звука (полнозвучие, но не крик); голосовую гибкость при громком звучании (умение модулировать при силе голоса).

    Однако на практике оратор чаще пользуется сдержанной си­лой звука. Поэтому полезно тренировать и навык тихого звуча­ния голоса, при котором надо следить за тем, чтобы не снимать голос с «опоры» (что часто случается). При этом слух должен контролировать чистоту звучания голоса. Оправдывайте необхо­димость говорить тихо.

    Не путайте тихое звучание с шепотом, когда очень слышен выдыхаемый воздух. Научитесь, тихо разговаривая, не выпус­кать ни капли неозвученного «дикого» воздуха (придыхательная атака).

    Упражнение «У микрофона». Прочитайте «по микрофо­ну» такое стихотворение:

    Лес заснул. И, как во сне, Сосны стряхивают снег. И доносится сквозь сон Медных сосен медный звон. В сизой дымке тишина Четких звуков лишена. Мир тишайший из тишин От корней и до вершин...

     

     

    Мир покоя без границ

    В тихом цвиньканье синиц.

    Породнить его спеши

    С тихой музыкой души.

    (М. Дудин)

    Такие большие периоды тихого звучания позволяют удержи­вать звук на опоре, лучше закреплять на слух одну силовую ступень звучности. Ни один миллиграмм воздуха не расходуется впустую. Дыхание не слышно. В процессе тренинга:

    Надо навык закрепить:

    Научиться по секрету —

    По секрету всему свету,

    То есть залу говорить.

    Одновременно с развитием природного тембра голоса, диапа­зона, силы звука идет работа и над темпо-ритмом речи.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.