Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диапазон голоса






Понятие «диапазон» включает в себя охват, объем, совокуп­ность всех звуков различной высоты, доступных человеческому голосу. При расширении диапазона необходимо сохранять каче­ство звучания голоса во всех регистрах. Регистр — это часть звукоряда, это ряд звуков, объединенных прежде всего тембро­вым единством.

Чтобы сохранить устойчивость, качество голоса во всех реги­страх: в верхнем (или головном), среднем и нижнем (или груд­ном), надо добиться совокупности работы резонаторов. Это зна­чит, что при звучании голоса в грудном регистре работает и головной резонатор, а при звучании в головном — и нижний. Этому способствует наш прием «подлаивания».

 

Упражнение «Трап».



 

Диапазон свой разовью

В прыжках на трап и на траву.

Три разных трапа предо мной.

Я звуку помогу рукой.

«Подлаивать» не забывать.

И все три трапа можно «взять».

трап! С трапа

С травы на|

на траву.

трап! С трапа

С травы на|

на траву.

 

 

трап! С трапа

С травы на|

на траву.

 

 

Прибегайте к помощи руки, которая активно «прыгает» на воображаемый трап. За рукой, которая легко «вспрыгивает» па видимую внутренним взором высоту, свободно повышается и тон голоса.

Упражнение «Этажи». Поднимайтесь по этажам, отсчи­тывая пройденные:

и шестой этаж...

и пятый этаж,

и четвертый этаж,

и третий этаж,

и второй этаж,

И первый этаж,

 

Проверяйте опору звука, «подлаивая» слово «этаж». Слова «и первый, и второй, и третий...» как бы кладутся все выше и выше на следующие этажи: голос повышается от грудного в средний, затем в головной регистр.

Теперь спускайтесь вниз:

И шестой этаж,

и пятый этаж,

и четвертый этаж,

и третий этаж,

и второй этаж,

и первый этаж.

Дойдя до «первого этажа», не «сажайте голос на горло», а обязательно держите его в высокой позиции — на «опоре» (и на грудных тонах посылая звук в головной резонатор).

Упражнение «Чудо-лесенка». Чтобы не забыть об «опоре» при работе над диапазоном голоса, полезно, повышая строку стихотворения, говорить текст четко но слогам. Так можно проверять опору звука на каждом произносимом слоге:

 

- Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю, (низкий тон)

- Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю: (выше)

- Шаг-на-го-ры, (выше)

- Шаг-на-ту-чи... (еще выше)

- А подъ-ем-все-вы-ше, кру-че... (еще)

- Не-ро-бе-ю, петь хо-чу, (еще)

- Пря-мо-к-солн-цу-я-ле-чу! (самый высокий тон голоса)

 

 

Рассчитайте свой диапазон. Интервалы очень маленькие, едва уловимые человеческим слухом! Хватило голоса? Нет? Еще раз попробуйте, сдерживая голос в его стремлении вверх!

Постепенность повышения и понижения голоса — важная краска в арсенале выразительных средств речи. Она говорит о выдержке, владении собой, своими чувствами, голосом. Это дос­тигается большим трудом. Поэтому следует уделять максимум внимания подобным упражнениям.

Упражнение «Авиамоделист». Кисть руки — это скон­струированная вами «авиамодель». Вы искусно управляете ею: «модель» набирает высоту, опускается, снова взмывает в подне­бесье, делает «мертвую петлю», мягко опускается на землю... Сопровождайте движение руки («модели») тянущимся звуком АААА... Голосом «рисуйте» путь следования «модели», которая легко маневрирует в воздухе.

У п р а ж н е н и е «Прыгун». Вообразите, что просматриваете киноленту, которая зафиксировала (замедленные кадры) ваш прыжок в высоту через планку. Видя (на своем «внутреннем эк­ране» — в воображении) «линию прыжка», рисуйте его голосом.

Вот примерное графическое изображение линии звучания такого текста:

голосовой «загиб»

И вот лечу... кручу.

Прыжок...

Разбег...

Теперь мне надо опуститься

Чтоб ставить точку

научиться.

 

На слове «загиб» загните голос кверху. Затем спокойно опус­кайте его вниз и положите на «дно».

Сопровождайте слова движением руки, рисующей прыжок. Рука свободная, движется плавно, мягко, как в состоянии неве­сомости. Так же свободно, легко поднимаясь и опускаясь, звучит голос. Мысленно проделывайте движения прыжка.

А теперь убыстрите темп речи, легко «взбегая на вышку» с таким текстом:

Вот оборот! взлетаю! Как птица я... Прыжок! взбегаю я легко На вышку

И вниз

стрелой

Скрываюсь быстро

под водой.

 

Упражнение «Ворона»

 

Ворона каркнула и

вверх взлетела — быстрый «взлет» голоса.

Так удивил ее Сороки глас!

Потом понижение большими интервалами до грудного регистра

спустилась,

мягко села,

С укором поглядев на нас:

Ведь по-сорочьи «тр! тр!» мы трещали. Средний регистр

Подвижность диафрагмы развивали.

 

Упражнение «В лесу».

Диапазон чтоб свой развить,

Люблю с утра я в лес ходить.

Регистры средний, и грудной

Я разовью, и головной.

Вокруг себя лишь посмотрю

И радостно заговорю: —

Грудной регистр мой

ниже пня -

Такой есть голос у меня.

А средний — словно тот дубок:

Не низок он и не высок. А головной —

как та сосна

Стоит стройна и зелена!

 

Упражнение «Новогодняя елка».

 

Ай да елка! Красота!

Широта и высота!

Снизу вверх гляжу, гляжу...

Глаз от ней не отвожу!

Вот гирлянды,

Фонари

И шары,

шары,

шары...

Поглядите-ка туда:

Что там светится?

Звезда!

Ай да елка! Красота!

Я любуюсь неспроста.

Тренируюсь заодно:

Проверяю «верх» и «дно».

 

Упражнение «Колокола».

Для того, чтобы звук был ка­чественно однородным во всех регистрах, нужно уметь сделать незаметными переходы из регистра в регистр. Это достигается слаженной работой всех резонаторов.

Для сглаживания переходов из регистра в регистр проделайте такое упражнение.

В грудном регистре,

Что за гром?

Бум! Бом!

Бум! Бом!

А в среднем гул На целый дом:

Бим-бом! Бим-бом!

Вот в головном Чистейший звон:

Динь-дон! Динь-дон!

И все звенит, Гудит им в тон:

Динь-дон!

Бум-бом! быстрое переключение с грудного в головной регистр.

 

Динь-дон!

Бум-бом!

Все шутливо, весело. Послушайте себя, что делается в вашем «доме» (в резонаторах). Действительно, во всех регистрах голос звучит легко, собранно, звучно! Значит, резонаторы работают совокупно.

 

Упражнение «Регистры».

Идите голосом за текстом, помогая звучанию рукой.

Головной регистр (голос звучит высоко)

И средний регистр (голос звучит на «центре»)

И грудной регистр я стремлюсь развивать (звучит ниже «центра»)

Чтоб здесь говорить (показываете рукой на диафрагму)

И тут говорить (показываете на грудь)

И там говорить (рука выше головы)

И здесь говорить! (на диафрагме)

 

Забавно? Наивно? Хорошо. Верьте в результат таких упраж­нений. Они придают свободу, непринужденность, а это одно из главных условий верного звучания.

Упражнение «Спор». Тренируйтесь не только в посте­пенном повышении, но и в понижении тона голоса. Знайте свою самую высокую «рабочую» ноту («потолок») и самую низкую («дно»).

Первый: Чем шире наш диапазон,

Тем больше выразит нам он. Давай поспорим. Заодно

Проверим «потолок» и «дно».

Второй: Широк ли твой диапазон?

Первый: Широк ли? В две октавы он.

Мой!.. (первый)

Мой шире! (второй)

Мой! (первый)

Второй: Мой шире! (Спорят, постепенно повышая тон голоса)

 

Наконец, один из спорщиков, почувствовав, что выше идти не может, в речевой — утвердительной интонации (переходя от «стона» к «лаю») говорит:

Твой шире! Вот мой «потолок», Пойдем-ка вниз с тобой, дружок!

 

Второй: Мой шире! (Спорят, постепенно понижая тон голоса)

Мой!

Мой шире!

Мой!..

Тот, кто ощутил предел голоса в грудном регистре, не может больше понижать тон голоса, говорит:

Твой шире! Вот мое и «дно».

Второй: И я закончу заодно.

Не забывайте о сонорном согласном М в слове «мой». Пом­ните о «стоне». Произносите слова «мой шире» как одно слово: слитно, монотонно. Ведь вы демонстрируете умение повышать и понижать тон голоса. Не сердиться! Не зажимать звук. В разго­ворно-утвердительной интонации перед «потолком» и «дном» не забывайте о «подлаивании». Оно позволяет проверить «рабо­чие» высокие и низкие тона голоса.

 

Упражнение «Батут».

 

ЛОВКО С СИЛОЙ ОТТОЛКНУСЬ —

Вверх стрелою я взовьюсь,

Сальто сделав, — снова вниз,

Но батут бросает ввысь!

Выше, выше все взлетаю —

Голос свой я развиваю.

Все в порядке.

«Лай» помог Укрепить мне «потолок!»

 

Упражнение «Дельфин».

Мой дом — океан,

мне легко в нем одном:

Я прыгаю вверх и

спускаюсь на дно.

Работает мой резонатор

грудной. Я долго и ловко

плыву под водой.

Прыжок! Вот еще!

Я уже над водой,

Теперь резонатор звенит

головной.

В полете легко.

И не трудно на дне.

Но лучше всего

отдохнуть на волне.

 

Упражнение «Легкокрылая пушинка».

(Голосом рисовать движения пушинки, используя все три регистра звучания.)

 

Легкокрылая пушинка

Села елке на вершинку,

Поднялась под облака,

Огляделась свысока,

Охладиться захотела —

Над рекою пролетела.

Над печной трубой метнулась,

Сорок раз перевернулась,

Прокатилась по траве

И пропала в синеве...

Целевая установка упражнений: добиваться совокупности ра­боты резонаторов на всем диапазоне звучания голоса, сглаживая регистры, легко переходить со средних тонов в верхние, с верх­них — в низкие ноты звучания, оправдывая внутренним виде­нием это движение голоса.

Чрезвычайно важно натренировать и навык постепенного понижения голоса; развить низкие тона своего голоса.

I

Упражнение «Аквалангист».  
Чтоб овладеть грудным регистром. Центр голоса
Я становлюсь «аквалангистом».  
Все Постепенное
ниже опускаюсь! расчетливое
Ниже! понижение
А дно морское голоса
ближе!  
ближе!..  
И вот уж в царстве я подводном! Грудной
Хоть «погрузился» глубоко, регистр
Но голосом грудным, свободным  
Распоряжаюсь я легко.  
Чтоб овладеть грудным регистром  
Полезно стать «аквалангистом».  
   

Экономно пользуйтесь диапазоном. «Погружайтесь» посте­пенно, с небольшими интервалами. Понижение контролируйте рукой. На низких нотах не снимайте голос с «опоры». Сохраняйте высокую позицию звука, не «сажайте» его на горло. Опять на помощь — руки! Свободные, они медленно, легко (под водой) плавают, не задевая за «дно». Так же звучит голос, не задевая за связки, не застревая в напряженных мышцах глотки.

Еще одно упражнение на постепенное, расчетливое пониже­ние голоса.

 

Упражнение «Парашютист». Представьте мысленно, что вы летите высоко в самолете и готовитесь совершить парашют­ный прыжок. Начинайте говорить в верхнем регистре вашего диапазона, постепенно понижая голос, давая себе словесную установку:

Когда начну я опускаться,

Мой голос будет отражаться

Ив резонаторе грудном,

И непременно в головном.

Высоко, высоко над землею лечу.

Совершить с парашютом прыжок я хочу.

Вот шагнул, и...

стремительно

падаю

вниз...

Ветер бьет мне в лицо.

Я рванул за кольцо!.. Надо мною спасательный купол навис.

Опускаюсь я медленно ниже

и ниже...

А земля подо мною все ближе

и ближе...

С голубыми озерами,

ширью полей...

Рядом...

Вот она!

Крепко стою я на ней.

 

Проверьте, на «опоре» ли говорите последнюю фразу, поле­тит ли она в зал? Запомните: чем ниже звучит голос, тем выше (в головной резонатор) надо посылать звук, чтобы работать на смешанном регистре.

Мысль развивается в диапазоне. И если пет движения голоса вверх или вниз, нет и ясного выражения не только смысла одной фразы, но и всей мысли, складывающейся из нескольких фраз. Вот почему К. С. Станиславский предупреждал о том, что говорить надо «по вертикали», а не «по горизонтали». Только так можно избежать играиия «на вольтаже», когда голос напря­жен и звучит невыразительно, становится «прямым, как палка».

Однако следует научиться экономно пользоваться диапазо­ном голоса. Как нельзя отдавать «всего, что есть внутри», так точно нельзя сразу взбираться на самые высокие тона голоса. Постепенность, скупость, расчет в пользовании диапазоном го­лоса — непременное условие сценической речи. К. С. Стани­славский подсказывает нам прием голосовых «оттяжек», кото­рый помогает создавать впечатление широкого диапазона голоса у исполнителя:

«Пять нот — вверх, две — оттяжка!

Итого: только терция!

А впечатление, как от квинты!

Потом опять четыре ноты вверх и две — оттяжка вниз! Итого: только две ноты повышения. А впечатление —

четырех! И так все время. При такой экономии диапазона хватит на все сорок

слов!»

Упражнение «Девятый вал».

Чтоб зритель не видал предела

Диапазона, я умело

1 К. С. Станиславский. Соч., т. 3. С. 128.

 

Прием «оттяжки» применю,

Когда по «лесенке» пойду;

И вымыслом воображенья

Я оправдаю повышенья.

Вообразите: море... шквал...

Как подступал девятый вал.

Идет волна.

Еще волна...

Вот третья им во след

спешит,

За нею, силою полна,

Волна четвертая бежит.

Вот пятая о скалы бьется

И отступает далеко...

Стремителен шестой полет:

Она, взмывая высоко,

Разбилась в брызги!

И опять

Пошла на берег наступать

Волна седьмая!

Вслед — восьмая!

И я слегка звук опускаю,

Волною новою пленен.

Мне грозный рокот моря

слышен.

Мой голос крепнет!

Силы

полн,

Звучит он выше,

выше,

выше...

Встает огромною волной

(очень легкое повышение на слове

«еще») (снова небольшое голосовое

повышение)

(голос немного вниз, чтобы «под­нять» слова следующей строки) (голос выше)

(голосовая оттяжка и опять

вверх к «шестой» волне)

(держитесь того же тона)

(звук слегка понизился, чтобы взять

разгон вверх, на каждом слове

к «седьмой» волне)

(еще выше)

(голосовая оттяжка, надо

подобраться к самой высокой и самой сильной ноте звучания)

(началось повышение)

Девятый вал...

передо мной!

(легкое понижение перед

броском вверх)

(самая высокая тональность)

(голос понизился, заканчивая

мысль)

На протяжении всего стихотворения сохраняйте единую ли­нию звучания. Подобно тому, как на море движение волн не­прерывно, так и в речи должна быть непрерывная выразительная линия звучания. Восклицательные знаки, точки, паузы — ничто не останавливает действия. Дыхание берется естественно, легко, незаметно, не обрывая звучания (значит, «добор» частый).

Умение пользоваться диапазоном голоса с расчетом (с посте­пенным, по небольшим интервалам, повышением или понижением тона голоса) должно быть подкреплено и умением владеть силовым диапазоном голоса.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.