Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Практика как феноменология общественного бытия
В неомарксистской социологии практика трактуется обычно как онтология общественного бытия, его центральное звено и основа (Д. Лукач). Практикой по существу заменяется социальная субстанция, т.е. онтологическая структура социальной реальности растворяется в практике.[252] Соответственно онтология общественного бытия низводится до уровня его феноменологии. Феноменологическая социология идет еще дальше; практику сводит к деятельности по конструированию интерсубъективных «смыслов» и «значений», приписываемых людьми определенным ситуациям взаимодействия. Из этих субъективных значений, являющихся, якобы, центральными для понимания общества, строится сама социальная действительность. Общество превращается в процесс, в постоянное созидание смыслов событий, образующих повседневный жизненный мир людей. Материалистическая социология в практике усматривает способ существования общества, основную форму его бытия. В этом своем качестве практика составляет прежде всего материальное проявление активности социальной субстанции—субъекта, ее сущностных, производящих сил, т.е. выступает как феноменология, а не онтология общественного бытия. Поэтому социология практики представляет собой материалистически понятую социальную феноменологию, т.е. феноменологию общества. Как форма бытия общества практика относится к явлениям объективной социальной реальности, составляя ее коренное свойство. В положении материалистической гносеологии о том, что практика составляет основу теории, под практикой имеется в виду не совокупность значений реальной действительности или эмпирическая познавательная деятельность, а нечто другое — объективное содержание субъективного отражения социальной действительности, объективная основа эмпирической познавательной деятельности. Материальное производство, составляющее определяющий вид человеческой практики, обладает свойством развиваться по законам, независимым от сознания и воли людей, от того, как люди понимают его развитие. Не может считаться приемлемым решением вопроса попытка придать социальной практике широкий смысл, включив в нее не только материальную деятельность и изменение материальных общественных отношений (узкий смысл), но и деятельность педагогов, пропагандистов, воспитателей по передаче знаний и формированию сознания людей. Духовная деятельность, жизнь в мыслях — это не практика, а ее отражение. Нельзя разделить позицию авторов, замечает Г.С. Арефьева, которые относят к практике в се широком смысле все формы жизнедеятельности общественного человека, в том числе деятельность педагогическую, воспитательную, идеологическую. Указанные формы не относятся к социально-исторической практике.[253] О политической, моральной, правовой и другой практике можно говорить лишь в смысле политических действий (стачка, забастовка), нравственных поступков (обман, бесчестный или благородный поступок), реальных нарушений законов и т.п. По эту сторону познания оказывается социальная практика и в том случае, когда она трактуется как звено, посредством которого совершается переход к некоей стоящей за ней социальной реальности, т.е. как будто практика есть не атрибут социальной реальности, к которой совершается переход, а нечто такое, что лишь опосредует потустороннюю реальность. Поскольку указанная социальная реальность помещается тоже в систему человеческой практики, то она, не будучи простой суммой вещей, составляет то, что якобы опосредуется эмпирической деятельностью. Практика, следовательно, расчленяется по-кантовски: на «практику в себе» и «практику для нас», надындивидуальный процесс и деятельность индивида.[254] На самом деле существование социальной объективной реальности ничем (кроме природы) не опосредуется. Утверждать обратное значит ставить ее существование в зависимость от эмпирического опьгга. Материалистический подход предполагает, что практика — объективное явление, «объект познания, независимый от познания». Как известно, В.И. Ленин особо подчеркивал, что существуют «две формы объективного процесса: природа (механическая и химическая) и целеполагающая деятельность человека».[255] Вопрос о месте человеческой практической деятельности в обществе, в истории также может быть решен посредством материалистического подхода. Теория, исходящая из первичности деятельности, а не ее предметного носителя обычно начинает с обращения к поверхностному слою знаний — с представлений об обществе как совокупности людей, которые, действуя, делают историю, причем творят ее как существа, обладающие сознанием и преследующие определенные цели. В подобных взглядах есть, безусловно, здравый смысл: во-первых, роль творцов истории отводится живым людям, а не богам или героям; во-вторых, подразумевается, что общество не может существовать без составляющих его людей. Выражают ли эти представления материалистическое понимание деятельности как проявление сущности общественного бытия? Ответ на этот вопрос может быть только отрицательным. Названные абстрактные суждения не противоречат материализму, но в то же время не раскрывает его содержательной формулы. Положение о том, что «историю делают личности, теоретически совершенно бессодержательно», [256] «это — пустая фраза».[257] Столь же очевидно, что никто из здравомыслящих людей не думал приписывать обществу, социальной системе самостоятельное, независимое от составляющих его людей существование. Вместе с тем надо иметь в виду, что названные положения относительно деятельности и людей использовались и до сих пор используются в качестве теоретических предпосылок определенных социологических концепций. Тезис о том, что история есть продукт деятельности живых личностей, лежал в основе социологических построений народников. Из него исходит теория «социального действия», представленная Т. Парсонсом. Согласно Т. Парсонсу, «действие» составляет исходную точку системы координат любой социальной системы. Наряду с субъектом деятельности есть ее объект, к которому относится и другой субъект. Кроме субъекта и объекта социальное действие имеет свои средства, в числе которых оказываются различные знаки, символы, знания и т. д., составляющие элемент культуры.[258] Проблема деятельности, в том числе вопрос о ее роли в системе основных посылок социологического подхода к истории, привлекли к себе внимание ряда отечественных авторов. Одни из них стали утверждать, что категория деятельности служит исходным основанием и марксистской социологической концепции общества.[259] Отправным пунктом материалистического понимания истории являются, по их мнению, «не безличные общественные отношения (они суть отношения между индивидами), а практика как совместная деятельность».[260] Точкой отсчета (координатами) при анализе социальной системы считалась человеческая деятельность, а присущая историко-материалистической концепции «модель объяснения социальной реальности была выработана на основе структурного анализа самой деятельности людей».[261] Другие авторы решительно возражают против возведения деятельности в ранг отправного пункта материалистической социологии, считая, что данная позиция «не содержит ничего специфически марксистского».[262] Марксизм, конечно, далек от недооценки значения практической деятельности, особенно роли труда в развитии общества, а также познавательных, методологических функций категории труда. Но в данном случае речь идет о другом: если история есть деятельность людей, то надо материалистически объяснить эту деятельность; если история развития труда составляет ключ к пониманию истории, то важно правильно представить развитие трудовой деятельности, ее сущность. Материализм в данном вопросе, как и в толковании труда, не сводится к выделению в деятельности различных элементов, в частности субъекта деятельности, объекта деятельности и ее средств. Более того, такой подход к ее анализу не может быть предметом как политической экономии, так и социологии. Определенной политико-экономической, а тем более социальной категорией является не труд, а общественная форма, социальное устройство труда, отношения между людьми по участию в общественном труде. Поэтому нельзя было выработать материалистическое понимание истории на основе структурного анализа самой деятельности вообще или труда как такового. Это было сделано посредством выделения из разных областей общественной жизни области экономической, из всех общественных отношений — отношений производственных как основных, определяющих все остальные отношения. Анализ деятельности вне общественных отношений, особенно производственных, приводит к результатам, не выводящим за пределы технологического понимания деятельности. Поскольку, например, человеку присущи функции труда, познания, общения, оценки, то и структура деятельности должна якобы состоять из соответствующих элементов: практически-преобразовательной, познавательной, деятельности по общению и оценочной деятельности. Достаточно, вроде бы, распространить функции индивида на общество, чтобы получить структуру общественной или человеческой деятельности вообще. Для технологически понятой деятельности производственные отношения будут выступать внешней детерминацией, а всякого рода субъективные факторы (потребности, интересы, ценностные ориентации и т.п.) — внутренней, т е. объективное и субъективное меняются местами. Обращение к способу деятельности для объяснения самой деятельности, предпринимаемое по аналогии с требованием объяснить общественное производство способом производства (производственными отношениями), тоже не приводит к положительным результатам. В данном случае способ производства подменяется способом социального действия, т.е. опять-таки технологическим способом (хотя и социального действия), а средства и механизм, образующие его, сводятся к культуре. Можно сказать, что растворение способа производства в средствах и способах деятельности (действиях), производственных отношений — в межличностных отношениях лишают человеческую практику свойства быть ареной действия объективных законов общественного развития.
|