Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальных понятий






Прикладные формы социологического исследования не исчерпы­ваются средствами, обеспечивающими логический переход от абст­рактного к конкретному (от общего к единичному, от сущности к явлению). К прикладным исследованиям относятся и разработка ме­тодик частного характера — методик сбора и анализа социальных фактов, процедур измерения социальных явлений и др.

Обращение к фактическому материалу диктуется не только необходимостью использования в прикладной социологии методов эмпи­рических исследований, но и ее собственными нуждами — прежде всего, требованием тщательного изучения объекта приложения теории. В прикладном исследовании нет необходимости создавать гипотети­ческую модель объекта. Предполагается, что его концептуальная мо­дель уже содержится в прилагаемой теории. Знание же фактов здесь нужно главным образом для установления точного значения теории применительно к исследуемой области, а не для проверки выдвинутой гипотезы, ее эмпирического обоснования.

Изучение фактов предполагает, в свою очередь, обращение к эмпирическим формам и методам социологического исследования как к важному средству получения прикладных результатов. Необходимо, следовательно, оценить место и функции эмпирических форм в при­кладных исследованиях, т.е. их роль в превращении фундаментальных теоретических принципов в прикладные разработки.

С необходимостью использования эмпирического знания мы встречаемся тогда, когда совершаем переход от живого созерцания конкретной действительности в ее целостности к абстрактным опре­делениям на основе ее расчленения и анализа. Здесь эмпирическое служит первичным познавательным материалом, из которого выводят­ся простейшие абстрактные огтределения, приемлемые в определенных рамках в качестве эмпирических правил социального поведения. Кроме того, к эмпирическому изучению социальной действительности, к фак­там социальной жизни мы обращаемся при переходе от абстрактных определений к конкретным, т.е. когда на базе изучения фактического материала осуществляется конкретизация уже имеющихся абстрактных положений, полученных в первом цикле познания. Такого рода кон­кретные определения позволяют на практике не ограничиваться пра­вилами, выведенными из изучения эмпирических обстоятельств, а ру­ководствоваться законами этих обстоятельств и, следовательно, пере­ходить к практике «от теории», от знания законов социальной дейст­вительности.

Названные функции эмпирического познания существенно отли­чаются друг от друга. Неодинаковы их роль и место как в общем познавательном процессе, так и в прикладной его части, поскольку речь идет о двух способах, или путях, исследования и перехода к практике. В прикладной социологии эмпирические исследования долж­ны быть подчинены требованиям перехода от теории к практике, их следует рассматривать как звено этого перехода. Иначе они превращаются в простое средство получения абстрактных определений или эмпирических правил, следуя которым, мы неизбежно вынуждаем себя действовать тоже эмпирически, методом проб и ошибок. Эта ситуация довольно часто встречается в исследовательской практике социологов и нуждается в соответствующей критике с тем, чтобы ее преодолеть.

 

§ 1. ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОВ —






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.