Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О.В. Иноземцева






Типы взаимосвязей между синдромами увлеченности работой и выгорания

О.В. Иноземцева

В последнее время продолжает возрастать интерес к изучению благоприятных состояний человека и его оптимального функционирования - это направление получило название позитивной психологии [например, 6; 9]. Интерес психологов к позитивным сторонам психической деятельности обусловлен тем, что знания о факторах развития и последствиях негативных феноменов не дают полной картины о психической деятельности человека.

Синдром выгорания исследуется психологами уже несколько десятилетий, однако позитивные явления, противоположные выгоранию, остаются в стороне. Под выгоранием мы понимаем совокупность негативных эмоциональных переживаний и установок относительно своей работы и субъектов делового общения, возникающих как реакция на ситуации с эмоциональной напряженностью и когнитивной сложностью [2, с. 332]. Для изучения выгорания используется 3-компонентная модель С. Maslach, включающая: эмоциональное истощение, цинизм, редукцию личных достижений [2; 4]. С. Maslach и M.P. Leiter [8] предложили термин «увлеченность работой» (work engagement) для обозначения явления, противоположного выгоранию. Это понятие операционализировали W.B. Schaufeli с коллегами [10; 11] и определили его как позитивный, приносящий удовлетворение и связанный с работой синдром, включающий энергичность, энтузиазм и поглощенность [3; 10; 11].

Исследователи увлеченности и выгорания отмечают обратную связь между синдромами [7; 9; 10; 11]. Мы предполагаем, что, несмотря на общую отрицательную направленность связи между синдромами, возможны различные сочетания уровней их выраженности, поскольку высокая увлеченность может приводить к затратам внутренней энергии работника, если объективные характеристики деятельности не восполняют его внутренние ресурсы.

Дополнительную информацию о соотношении увлеченности и выгорания дают результаты о связях этих явлений с другими переменными. В нашей работе в качестве такой переменной выступают характеристики деятельности, проявления которых в работе оценивают сами испытуемые.

Итак, целью данного исследования является изучение взаимосвязей синдромов выгорания и увлеченности. Актуальность работы обусловлена отсутствием эмпирической типологии соотношения выраженности увлеченности и выгорания, а это важно для понимания содержания синдромов и разработки рекомендаций по оптимизации самочувствия работников.

В исследовании поставлены задачи: измерить уровень выгорания и увлеченности работой у испытуемых, определить, как испытуемые оценивают характеристики своей деятельности; выявить особенности связей между симптомами увлеченности, выгорания и характеристиками деятельности.

Предмет исследования – взаимосвязи между синдромами увлеченности работой и выгорания. Объектом исследования являются представители сферы обслуживания - официанты московских ресторанов в количестве 107 человек (женщин 33, мужчин 74; возраст 18-37 лет; стаж работы от 2 недель до 10 лет).

Теоретическая гипотеза: увлеченность работой и выгорание представляют собой синдромы психических явлений, связанных отрицательно, но не сводимых к противоположным полюсам одной шкалы профессионально обусловленных феноменов.

Исследовательские гипотезы:

1. Синдромы увлеченности работой и выгорания коррелируют отрицательно.

2. Корреляции увлеченности работой и показателей выгорания с характеристиками деятельности имеют противоположные знаки: шкалы увлеченности связаны с позитивными оценками характеристик, а шкалы выгорания - с негативными.

3. При сопоставлении уровней увлеченности работой и выгорания выделяется тип связей, при котором шкалы обоих синдромов принимают низкие значения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.