Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совершенство СВ. Антония и слава на небе 13 страница






Богу нашему слава!

 

 

ЧАСТЬ 3

 

 

Слово о суетѣ міра и воскресеніи мертвыхъ. [1]

Печатается по изданию: «Святаго отца нашего Антония Великаго, Слово о суете мира и воскресении мертвых». - Пер. А. С. Красносельскаго. - Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санкт-петербургской Духовной Академии». - 1825 г.

 

Настоящая жизнь, возлюбленные, дана намъ для того, чтобы мы пріуготовлялись къ жизни вѣ чной, къ славѣ неизмѣ няемой. Настоящая жизнь оканчивается смертію, и мірская слава непостоянна и преходитъ. Ибо многіе изъ сильныхъ земли неожиданно сведены во адъ; многіе судіи земные преданы суду тѣ хъ, которыхъ прежде сами судили; богатые обнищали; почитавшіеся мудрыми признаны за глупыхъ; крѣ пкіе ослабѣ ли; здоровые впали въ болѣ знь; имѣ вшіе власть лишились оной. Въ мірѣ нѣ тъ ничего твердаго и постояннаго, потому что нѣ тъ ничего добраго. Дѣ ти презираютъ и оскорбляютъ родителей своихъ; родители боятся дѣ тей своихъ. Жены оставляютъ мужей своихъ; мужья не сохраняютъ супружеской вѣ рности къ женамъ своимъ. Юноши вмѣ стѣ съ стариками теряютъ разсудокъ; старики вмѣ стѣ съ юношами предаются порочнымъ забавамъ. Между друзьями нѣ тъ вѣ рности, и между братьями — любви. Люди въ разговорахъ показываютъ другъ къ другу любовь; но въ сердцѣ питаютъ другъ къ другу ненависть. Вездѣ видно коварство и злоба, вездѣ господствуетъ обманъ. Никто не думаетъ о Богѣ, никто не представляетъ себѣ, что по смерти долженъ отдать Богу отчетъ въ своей жизни. Отъ забвенія Бога умножается между нами зло. Богъ далъ намъ разумъ, чтобы мы, узнавши волю Его, дѣ лали добро; но мы знаемъ волю Его и дѣ лаемъ зло. Богъ повелѣ лъ намъ быть добродѣ тельными, чтобы мы исполняли то, что праведно и что благоугодно Ему; но мы любимъ нечестіе. Далъ намъ богатство, чтобы мы оказывали вспоможеніе бѣ днымъ; но мы, имѣ я богатство, угнетаемъ бѣ дныхъ. Далъ намъ власть и силу, чтобы мы защищали гонимыхъ невинно; но мы не защищаемъ, а сами болѣ е гонимъ ихъ. Никто не ходитъ путемъ заповѣ дей Божіихъ. Изсякла любовь и ненависть умножила плодъ свой. Искренность почитается за ничто, и вездѣ видно притворство. Смиреніе сдѣ лалось постыднымь, гордость — почтенною. Истина изгнана, и ложь царствуетъ на землѣ. О глубина богатства, благости и долготерпѣ нія Божія! Богъ долго терпитъ наши беззаконія и не мститъ намъ. Онъ умѣ ряетъ гнѣ въ свой не потому, чтобы не могъ тотчасъ наказать насъ; но потому что, какъ милосердый Отецъ, ожидаетъ нашего покаянія и обращенія къ Его милосердію. Ибо не смерти, но раскаянія грѣ шника хочетъ Богъ. И велика ли наша сила, что мы противимся силѣ Божіей? Подулъ на насъ вѣ тръ, и мы посохли: поднялась буря, и разсѣ яла насъ, какъ мелкія прутья. Чѣ мъ можетъ гордиться земля и пепелъ? Писано: Видѣ хъ нечестиваго превозносящася, и высящася яко кедры Ливанскіе: и мимо идохъ, и се не бѣ, и взыскахъ его, и не обрѣ теся мѣ сто его (Псал. 36, 35).

He будемъ думать, что по смерти обратимся въ ничто, и что послѣ земной жизни не будетъ никакого суда. Нѣ тъ, по смерти будетъ воскресеніе мертвыхъ, и мы будемъ судимы Богомъ, который воздастъ каждому по дѣ ламъ его. Итакъ не будемъ обманывать самихъ себя, не будемъ жить на подобіе безсловесныхъ животныхъ. Если нѣ тъ воскресенія, нѣ тъ и смерти. Если же будетъ воскресеніе, будетъ и судъ. Ибо кто опредѣ лилъ человѣ ку смерть, тотъ обѣ щалъ сдѣ лать и судъ. Если Богъ справедливъ въ первомъ случаѣ: то не можетъ обмануть и въ послѣ днемъ. Чтó для человѣ ка удобнѣ е сдѣ лать? Старый ли домъ разрушить и изъ вещества его вновь построить тотъ же домъ, или приготовить новое вещество и построить новый домъ? Итакъ если Богъ произвелъ изъ ничего землю, изъ которой созданъ человѣ къ: то не съ большею ли удобностію можетъ возсоздать въ первый образъ того же человѣ ка, умершаго и обратившагося въ землю? Богъ въ дѣ лахъ своихъ не чувствуетъ никакихъ затрудненій. Его дѣ ло есть Его слово; слово же Его есть мысль Его. Рече и быша, говоритъ Писаніе о Богѣ (Псал. 32, 9). Онъ нарицаетъ не сущая, яко сущая (Рим. 4, 17). Какъ сила и могущество Божіе непостижимы, такъ и дѣ ла Его. И какъ премудрость Его неизмѣ рима, такъ и пути Его неизслѣ довани (Рим. 11, 33). И такъ оставимъ невѣ ріе. Будемъ опасаться, чтобы не подвергнуться осужденію болѣ е за невѣ ріе, нежели за худыя дѣ ла. Худыя дѣ ла проистекаютъ иногда отъ нашей слабости: напротивъ источникъ невѣ рія всегда есть безразсудность и дерзость. Но безразсудный и дерзкій едва ли способенъ къ какому нибудь доброму дѣ лу. И такъ пока имѣ емъ время, позаботимся о себѣ самихъ, и постараемся умилостивить Бога о грѣ хахъ нашихъ, чтобы Онъ не повелѣ лъ связать намъ руки и ноги и ввергнуть во тьму кромѣ шнюю, гдѣ плачь и скрежетъ зубовъ (Матѳ. 13, 42). Плачь что иное означаетъ, если не жестокость страшныхъ мученій? Скрежетъ зубовъ что иное показываетъ, если не позднее раскаяніе о содѣ ланныхъ грѣ хахъ? Ибо тогда только мы начнемъ негодовать на самихъ себя и съ скрежетомъ зубовъ укорять себя, когда уже не будетъ времени для раскаянія, и надежды на освобожденіе. Итакъ, если Мы въ краткое время сей жизни можемъ служить Богу и предохранить себя отъ геенны и вѣ чныхъ мученій, то для чего нерадимъ и презираемъ заповѣ ди Божіи, для чего слѣ дуемъ злымъ своимъ похотямъ, и дѣ лаемся достойными вѣ чнаго наказанія? Богъ нашъ великій, человѣ колюбивый, богатый въ милости (Ефес. 2, 4), и сильный въ дѣ лахъ своихъ, Самъ укрѣ питъ нашу слабость, Самъ сокрушитъ сатану подъ ноги наша вскорѣ (Рим. 16, 19), и дастъ намъ силу и духовный разумъ, чтобы мы въ остающееся для насъ время служили Ему истинно и вѣ рно, и обрѣ ли милость Его въ страшный день суда Его. Аминь.

Примѣ чаніе:
[1] Сіе слово переведено съ латинскаго языка, изъ Библіотеки древнихъ отцевъ, издан. Галландомъ, въ Венеціи 1788 года. Оно найдено въ древней латинской рукописи Альда Минуція, и въ первый разъ напечатано Жерардомъ Воссіемъ въ Маинцѣ 1604 года въ собраніи сочиненій разныхъ святыхъ отцевъ, изданномъ въ одной книгѣ съ сочиненіями св. Григорія Чудотворца.

 

 

Письма къ монахамъ [1].

 

Печатается по изданию: «Святаго отца нашего Антония Великаго, Слово о суете мира и воскресении мертвых». - Пер. А. С. Красносельскаго. - Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санкт-петербургской Духовной Академии». – 1826 - 1828 г

 

 

  1. О удаленіи отъ міра.

 

В озлюбленные, во-первыхъ я желаю вамъ спасенія отъ Господа, потомъ покажу вамъ различные образы удаленія отъ міра и обращенія къ Богу. Люди, которымъ преподаются истины Евангельскаго ученія, и которыхъ Духъ Божій призываетъ къ святой и благочестивой жизни, бываютъ троякаго рода. Одни, услышавши слово спасенія, убѣ ждаются въ истинѣ онаго почти также, какъ убѣ ждаются въ истинѣ словъ другаго человѣ ка. Посему, не медля ни мало, послѣ дуютъ призыванію Божію, и стараются сообразовать жизнь свою съ ученіемъ Евангельскимъ. Такъ нѣ когда отецъ нашъ Авраамъ, услышавъ повелѣ ніе Божіе: изыди отъ земли твоея, и отъ рода твоего, и отъ дому отца твоего, и иди во землю, юже ти покажу (Быт. 12, 1), охотно и немедленно исполнилъ сіе повелѣ ніе, чрезъ то содѣ лался примѣ ромъ послушанія для всѣ хъ, коимъ проповѣ дуется Евангеліе. Сей образъ удаленія отъ міра и обращенія къ Богу всегда предоставленъ свободѣ каждаго человѣ ка. И нынѣ если кто отворяетъ двери сердца своего Божественной благодати, вмѣ стѣ съ сею благодатію принимаетъ залогъ будущихъ благъ.

Д ругіе возбуждаются къ жизни благочестивой только потому, что узнаютъ изъ Евангельскаго ученія о великихъ наказаніяхъ, которыя ожидаютъ грѣ шника въ будущей жизни, и о неизрѣ ченномъ блаженствѣ, которое обѣ щано праведнымъ. Страхъ подвергнуться первымъ и надежда получить послѣ днее побуждаютъ ихъ исполнять волю Божію. Такимъ образомъ законъ Господень обращаетъ души ихъ (Псал. 18, 8), и явленіе словесъ Господнихъ просвѣ щаетъ и вразумляетъ ихъ (Псал. 118, 130).

И ные, наконецъ, по развращенію и грубости сердца своего, по сильной и долговременной привычкѣ ко грѣ хамъ не могутъ оставить порочную жизнь свою первыми двумя образами. Почему милосердый Богъ ввергаетъ ихъ въ бѣ дствія и болѣ зни, чтобы совѣ сть ихъ пробудилась отъ грѣ ховнаго усыпленія, чтобы тяжкія несчастія побудили ихъ раскаяться всѣ мъ сердцемъ въ беззаконіяхъ своихъ, послѣ довать призыванію Божію, и сдѣ латься участниками въ дарахъ духовныхъ также, какъ первый и второй родъ людей, обращающихся къ Богу. И такъ Богъ троякимъ образомъ показываетъ людямъ путь спасенія, чтобы могли они усвоить себѣ заслуги Искупителя, Сына Божія.

К то совершенно удалился отъ міра, и всѣ мъ сердцемъ обратился къ Богу, долженъ пріобрѣ сти духовное мужество и научиться терпѣ нію, чтобы могъ онъ твердо стоять противъ врага и отражать его нападенія. Духъ Святый въ началѣ обыкновенно дѣ лаетъ для него легкими всѣ духовные подвиги, чтобы раскаяніе во грѣ хахъ не было для него трудно и непріятно. Онъ показываетъ ему истинный путь къ благочестію, болѣ е и болѣ е усиливаетъ въ немъ духъ покаянія, укрѣ пляетъ его въ добродѣ теляхъ, научаетъ обуздывать свое тѣ ло и очищать свое сердце, и такимъ образомъ содѣ лываетъ его наслѣ дникомъ жизни вѣ чной. Тѣ ло умерщвляется обыкновенно долговременными постами, бдѣ ніемъ и трудами. Если человѣ къ постоянно питаетъ въ себѣ духъ покаянія, и не препятствуетъ дѣ йствію Духа Божія, то трудные подвиги покаянія раждаютъ въ немъ духовное утѣ шеніе, и онъ уже ясно чувствуетъ, что привязанность къ суетнымъ удовольствіямъ міра сего и возвращеніе къ жизни порочной гибельно для него. Тогда душевный взоръ человѣ ка на окружающіе его предметы просвѣ щается, душа и тѣ ло очищаются, и въ чистотѣ своей дѣ йствуютъ согласно между собою. Все сіе производитъ Духъ Святый, который постепенно истребляетъ въ человѣ кѣ природное его поврежденіе, чтобы поставить его въ первобытное состояніе и чтобы не осталось въ немъ ничего, что собственно принадлежитъ врагу его. Когда душа человѣ ческая возвращаетъ первобытную свою чистоту: то тѣ ло уже теряетъ свое господство надъ нею, ибо тогда оно зависитъ отъ воли души, которая и предписываетъ ему правила воздержанія въ пищѣ и питіи и управляетъ имъ во всѣ хъ его дѣ йствіяхъ, какъ говоритъ Апостолъ о себѣ: умерщвляю тѣ ло мое и порабощаю (1 Кор. 9, 27).

Д ѣ йствія человѣ ческаго тѣ ла, по моему мнѣ нію, бываютъ троякаго рода. Однѣ относятся къ обыкновеннымъ занятіямъ жизни человѣ ческой, когда человѣ къ посредствомъ тѣ ла исполняетъ всѣ внѣ шнія дѣ ла свои. Сіи дѣ йствія всегда зависятъ отъ воли души. Другія тѣ лесныя дѣ йствія побуждаютъ человѣ ка желать пріятной и роскошной пищи и питія. Когда онъ удовлетворяетъ сему желанію, то изобиліе крови и соковъ, произшедшихъ отъ пищи, производитъ волненіе въ тѣ лѣ и раждаетъ различныя порочныя желанія. Посему-то Господь нашъ Іисусъ Христосъ говоритъ своимъ ученикамъ: внемлите себѣ, да не когда отягчаютъ сердца ваша объяденіемъ и піянствомъ (Лук. 21, 34) и Апостолъ Павелъ запрещаетъ упиваться виномъ, въ немъ же есть блудъ (Ефес. 5, 18). И такъ всякій, кто удаляется отъ міра и обращается къ Богу, долженъ наблюдать строгое воздержаніе въ пищѣ и питіи, и такимъ образомъ умерщвлять тѣ ло свое, чтобъ въ чистотѣ совѣ сти могъ онъ говорить съ Апостоломъ Павломъ: умерщвляю тѣ ло мое и порабощаю. Наконецъ иныя дѣ йствія въ человѣ ческомъ тѣ лѣ происходятъ отъ злыхъ духовъ, которые стараются совратить съ пути чистоты вступившихъ въ оный. Если душа постоянно питаетъ въ себѣ духъ покаянія, и непрестанно старается строго исполнять евангельскія заповѣ ди, то Духъ Святый показываетъ ей средства управлять дѣ йствіями тѣ ла своего, или совершенно уничтожать оныя. Но если человѣ къ Не обращаетъ вниманія на заповѣ ди Господни, и не хочетъ послѣ довать имъ, то чувственныя желанія его усиливаются, и душу его порабощаютъ господству тѣ лесныхъ страстей, такъ что она не знаетъ, откуда получить себѣ помощь. Если же человѣ къ прибѣ гаетъ къ Богу съ молитвою о помощи, и въ дѣ лахъ своихъ старается руководиться Духомъ Божіимъ, то противоборство страстямъ своимъ для него есть духовный покой и миръ.

И зъ всего сказаннаго мною видно, что истинное покаяніе и обращеніе къ Богу требуетъ чистоты не только душевной, но и тѣ лесной. Человѣ къ, который хочетъ удалиться отъ міра, прежде всего долженъ обращаться къ Богу съ молитвою о божественной помощи. Духъ Святый ниспосылаетъ свою помощь человѣ ку по мѣ рѣ его ревности къ благочестію, по мѣ рѣ того, какъ онъ сильно чувствуетъ нужду въ пособіи, и желаетъ получить оное. Когда Божественная благодать не находитъ препятствій своимъ дѣ йствіямъ въ сердцѣ человѣ ческомъ, то она постепенно искореняетъ въ немъ всѣ страсти, какъ тѣ, которыхъ сѣ мя скрывается въ тѣ лѣ человѣ ческомъ, такъ и тѣ, которыя раждаются собственно въ сердцѣ. Она просвѣ щаетъ взоры человѣ ка, чтобы они были свѣ тлы и чисты, и чтобы въ нихъ не было ничего помрачающаго или ослѣ пляющаго ихъ; исправляетъ слухъ его, чтобы человѣ къ обращалъ оный только ко гласу истины, а не къ клеветѣ или поношенію, и чтобы особенно приклонялъ оный къ воплямъ угнетенныхъ и несчастныхъ; освящаетъ и языкъ его, чтобы онъ говорилъ всегда истину, полезное и назидательное для другихъ. Ибо человѣ къ часто впадаетъ во многіе грѣ хи единственно потому, что не обуздываетъ языка своего. О семъ Апостолъ Іаковъ такъ говоритъ: аще кто мнится вѣ ренъ быти въ васъ, и не обуздываетъ языка своего, но льститъ сердце свое, сего суетна есть вѣ ра (Іак. 1, 26) и въ другомъ мѣ стѣ: языкъ малъ удъ есть, но сквернитъ все тѣ ло (Іак. 3, 5-6). Когда человѣ къ укрѣ пится въ благодати, то обращаетъ вниманіе на каждое слово свое, чтобы въ словахъ его не видно было никакого чувственнаго желанія, но чтобы вси глаголы устъ его, какъ говоритъ Соломонъ (Прит. 8, 8), были съ правдою, и ничтоже въ нихъ было стропотно или развращенно, чтобы языкъ его, какъ языкъ премудрыхъ, исцѣ лялъ другихъ (Прит. 12, 18). У порочнаго человѣ ка руки обыкновенно служатъ орудіемь ко грѣ ху, напротивъ у благочестиваго человѣ ка, котораго всѣ дѣ ла освящаются внутреннею его святостію, руки выражаютъ возвышенность и стремленіе духа его на небо: ибо во время молитвы онѣ воздѣ ваются къ небу. Такимъ образомъ на благочестивомъ человѣ кѣ исполняются слова Писанія, сказанныя о сильной и святой молитвѣ людей благочестивыхъ: Воздѣ яніе руку моею, какъ жертва вечерняя. Сверхъ сего благотвореніе и раздаяніе милостыни есть одна изъ необходимыхъ обязанностей, исполненіемъ которой руки праведныхъ людей освящаются. Человѣ къ, истинно удалившійся отъ міра и обратившійся къ Богу, наблюдаетъ строгое воздержаніе въ пищѣ и питіи, и никогда не увлекается примѣ ромъ тѣ хъ, которые не сохраняютъ сей добродѣ тели, такъ какъ говоритъ о семъ псалмопѣ вецъ: гордымъ окомъ и несытымъ сердцемъ, съ симъ не ядяхъ (Псал. 100, 5). Ибо онъ опасается, чтобы пища и питіе не отяготило его, и чтобы невоздержаніе не ослабило духовныхъ силъ его, и такимъ образомъ не покорило власти врага. Посему человѣ къ любящій воздержаніе исполняетъ наставленіе Апостола Павла: аще убо ясте, аще ли піете, аще ли ино что творите, вся во славу Божію творите (1 Кор. 10, 31) Если возникаютъ въ немъ чувственныя желанія, дабы совратить его съ пути правды, онъ спокойно удаляетъ оныя, и сохраняетъ себя въ чистотѣ. Его защита, помощь и укрѣ пленіе есть Духъ Святый, который научаетъ его побѣ ждать всякое зло, и даетъ ему силу умерщвлять уды свои, яже на земли, блудъ, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоиманіе, еже есть идолослуженіе (Кол. 3, 5). Наконецъ, благочестивый человѣ къ направляетъ на путь истины и стопы свои, если онѣ уклонялись на путь неправды: но болѣ е всего соблюдаетъ чистоту сердца своего, хранитъ благодать, обитающую въ ономъ, и всегда располагаетъ оное къ исполненію всякаго добраго дѣ ла. И такъ человѣ къ, желающій себѣ спасенія, старается, чтобы и душа и тѣ ло его были совершенны и покорны благодати. Тѣ ло его нѣ которымъ образомъ участвуетъ въ силѣ и совершенствахъ будущаго, блаженнаго тѣ ла, которое откроется въ воскресеніи мертвыхъ.

В се, доселѣ сказанное нами, относится къ тѣ мъ порочнымъ пожеланіямъ души, которыя раждаются въ ней по причинѣ соединенія ея съ тѣ ломъ. Сіи пожеланія всегда стремятся къ тому, чтобы ослабить душу, и подвергнуть ее власти духа злобы. Въ душѣ бываютъ и другіе пороки, какъ-то: гордость, ненависть, гнѣ въ, малодушіе, нерадѣ ніе, и другіе подобные симъ. Когда душа совершенно предается Богу, то преблагій Богъ даруетъ ей духъ истиннаго покаянія, и очищаетъ ее отъ всѣ хъ пороковъ, чтобы духъ злобы не могъ имѣ ть власти надъ нею: ибо онъ всегда старается содержать ее въ рабствѣ страстей и чрезъ то господствовать надъ нею. Если душа постоянно повинуется внушеніямъ Духа Святаго, и терпѣ ливо переноситъ труды покаянія, то милосердый Творецъ взираетъ благосклоннымъ окомъ на всѣ ея подвиги, какъ-то: на долговременный и строгій постъ, бдѣ ніе, размышленіе при чтеніи Слова Божія, непрестанную молитву, на искреннее и чистосердечное служеніе всѣ мъ людямъ, на нищету духа. Преблагій Богъ наконецъ освобождаетъ ее отъ всѣ хъ искушеній, и изливаетъ ей духовное утѣ шеніе. Ибо Онъ человѣ колюбецъ есть. Ему и Единородному Его Сыну и Святому Духу должно быть приносимо славословіе во вѣ ки вѣ ковъ. Аминь.

Примѣ чаніе:
[1] Всѣ хъ писемъ Антонія Великаго, которыя посылалъ онъ въ различные египетскія монастыри, считается двадцать. Онъ писалъ ихъ на египетскомъ языкѣ, на которомъ онѣ и донынѣ сохраняются во многихъ Египетскихъ монастыряхъ. Еще въ четвертомъ вѣ кѣ по Р. X. съ египетскаго языка онѣ переведены на греческій, въ восьмомъ на арабскій, а въ семнадцатомъ вѣ кѣ съ арабскаго на латинскій маронитомъ Авраамомъ Ехелленскимъ, который и издалъ ихъ въ Парижѣ въ 1641 году. Святый Антоній писалъ сіи письма въ старости. Это видно какъ изъ слѣ дующихъ словъ его въ седьмомъ письмѣ: Вся протекшая, довольно долговременная, жизнь моя была не что иное, какъ непрестанный плачь и стенаніе о грѣ хахъ моихъ, такъ и изъ того, что въ четвертомъ письмѣ онъ упоминаетъ объ аріевой ереси, которая начала распространяться въ восьмидесятыхъ годахъ жизни святаго Антонія.

О подлинности первыхъ семи писемь, по Галландову изданію оныхъ, свидѣ тельствуетъ Іеронимъ (Catalog. de vir. illustr. cap. 88), который говоритъ, что въ нихъ видѣ нъ апостольскій духъ, и что лучшее изъ нихъ есть то, которое святый Антоній послалъ въ монастыри, находящіеся близъ города Арсиноя (письмо шестое). Святому Антонію приписываетъ сіи письма и неизвѣ стный греческій писатель книги О дѣ лахъ и изреченіяхъ отцевъ, которую Фотій разсматриваетъ въ своей Библіотекѣ (cod. 198). Сей неизвѣ стный писатель, приводя одно мѣ сто изъ перваго, предлагаемаго здѣ сь, письма, прибавляетъ, что такъ сказалъ Антоній. Что касается до прочихъ тринадцати писемъ: то, по мнѣ нію Комбефизія (Recens. auct. Bibl. concion. tom. I. p. 5), подлинность ихъ видна и изъ слога и изъ духа ихъ, сходнаго съ слогомъ и духомъ первыхъ писемъ и прочихъ сочиненій святаго Антонія. — Настоящій переводъ сдѣ ланъ по Галландову латинскому изданію оныхъ въ его Библіотекѣ древнихъ Отцевъ.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.