Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура курса и этапы овладения русским (неродным) языком






Обучение русскому языку в 1-4 классах школ с родным (нерусским) языком обучения построено на основе принципа коммуникативности, который предполагает включение учащихся в продуктивную речевую деятельность на русском языке. В связи с этим специальное место в курсе русского языка отведено работе с текстом. Формирование текстовых умений начинается с устного курса, с описания предметов на предметных картинках и составления диалогического и монологического текста по изучаемой теме. Во втором, третьем, четвертом классах практическое владение текстовыми умениями углубляется понятиями о теме, основной мысли, признаках и типах текста, умениями создавать текст данного типа, что отвечает задаче развития устной и письменной речи. Систематический курс русского языка начинается со второй четверти второго класса, после устного курса и обучения грамоте в первом. Его содержание представлено системой понятий по основным разделам науки о языке и предполагает коммуникативно ориентированное изучение основных единиц языка, их значений и функций. Лингвистическая компетенция на начальном уровне формируется в 1-4 классах при усвоении системы языковых понятий по следующим уровням языка: ‹‹Фонетика››, ‹‹Лексика››, ‹‹Состав слова. Словообразование››, ‹‹Морфология››, ‹‹Синтаксис››, ‹‹Текст››. Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков осуществляется параллельно с изучением основных единиц языка – слова и предложения. Программа предусматривает знакомство учащихся с морфологическим и фонематическим принципом русского правописания (без использования терминов).

В курсе русского языка для 1-4 классов школ с родным (нерусским) языком обучения Чувашской Республики выделяются следующие этапы:

I этап – первое полугодие первого класса – устный курс;

II этап – обучение грамоте и совершенствование речевых способностей – со второго полугодия первого класса по конец первого учебного года;

III этап – основной – 2-4 классы.

Каждый этап имеет свои задачи и является очередной ступенью в процессе овладения учащимися основами ком­муникативной и лингвистической компетенции.

На первом этапе ведущими являются воспитательно - образовательные задачи, связанные с формированием у учащихся положительной мотивации к изучению русского языка, создание исходной базы для развития речевых спо­собностей учащихся. В предварительном устном курсе про­исходит закрепление и развитие умений и навыков устной речи, приобретенных в дошкольный период; выработка первичных умений аудирования, говорения; обогащение лексического запаса учащихся; активизация в речи учащихся наиболее употребительных грамматических форм и слов; формирование навыков построения и употребления в уст­ной речи предложений на основе речевых образцов и выра­ботка умений выражать свои мысли в связной форме.

На втором этапе главной задачей является осознание способов обозначения фонем в русской графике сравни­тельно с графикой родного языка, усвоение слогового принципа русской графики, овладение правилами чтения русских слов. В период обучения грамоте продолжается начатая на разговорных уроках работа по развитию навы­ков устной речи и закладываются первоначальные навыки чтения и письма.

Третий этап — этап комплексного развития речи: рас­ширяется речевой опыт учащихся за счет новых средств общения, формируются умения учащихся осуществлять как устные, так и письменные формы общения. В процес­се обучения чтению школьники учатся читать не только учебные, но и другие тексты, соответствующие возраст­ным особенностям и интересам. Младшие школьники со­вершенствуются в понимании и осмысливании содержа­ния текста, овладевают умениями поискового чтения, со­вершенствуют навык извлекать основную и полную ин­формацию из текста. Следующая из основных задач этого периода — усвоение основных правил русской орфогра­фии и формирование представления о системе граммати­ческого строя языка, а также систематизация приобретен­ных знаний, умений и навыков, их дальнейшее совер­шенствование, в том числе совершенствование умений самостоятельно решать коммуникативные и лингвистические задачи в рамках программных требований.

Во 2 классе происходит углубление знаний учащихся об окружающей действительности, воспитание и общее развитие, совершенствование коммуникативных умений. Даются первоначальные сведения о системных отноше­ниях в языке. Формируется компетентность в учебной и бытовой сферах. Продолжается формирование умений и навыков ведения диалога по заданному образцу или нача­лу, а также совершенствование техники чтения и грамот­ного письма. Большое внимание обращается на выработку умений и навыков каллиграфии. Развитие устной и пись­менной речи проводится на одном и том же лексико-грамматическом, образовательно-воспитательном материале по одной и той же теме. В то же время проводится целенап­равленная работа по формированию представлений об элементарной грамматике (слова, обозначающие предмет, признак или действие, состав слова).

В 3 классе расширяются и углубляются знания, полу­ченные в предыдущих классах, продолжается работа по со­вершенствованию устной и письменной речи. Внимание де­тей сосредоточивается на практическом употреблении в речи глаголов, имен прилагательных, имен существительных в единственном и множественном числе во всех падежах и личных местоимений в косвенных падежах. Если основная задача 2 класса — формирование коммуникативной компе­тенции, то в приоритетные задачи 3 класса входит формиро­вание лингвистической, речевой и культуроведческой ком­петенции. На базе усвоения правил правописания формиру­ется грамотная письменная речь учащихся. При этом боль­шое внимание уделяется обучающим изложениям.

В 4 классе, как и в предыдущем, основной задачей является формирование преимущественно лингвистической компетенции, позволяющей ребенку производить опера­ции синтеза, анализа, сравнения русского и родного язы­ков, а также развитие устной и письменной речи учащих­ся, углубление и расширение знаний об окружающей дей­ствительности.

Много внимания уделяется формированию умений владения всеми функциональными типами речи: рассуж­дением, описанием, повествованием. Также предполага­ется овладение навыком написания изложения и сочине­ния (повествование с элементами рассуждения, повество­вание с элементами описания, сочинение-повествование с элементами описания).

Распределение часов русского языка по классам в школах с родным (нерусским) языком обучения Чувашской Республики в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования следующее:

Устный курс – 45 часов (I класс)

Обучение грамоте и развитие связной речи – 54 ч. (I класс)

Комплексное развитие речи (развитие речи, система языка, орфография и пунктуация) – 136 часов (II класс)

Комплексное развитие речи (развитие речи, система языка, орфография и пунктуация) – 102 часа (III класс)

Комплексное развитие речи (развитие речи, система языка, орфография и пунктуация) – 136 часов (IV класс)

 

Чистописание (1 – 4 классы)

Составной частью изучения русского языка в начальных классах является формирование и совершенствование графических навыков. Обучение графическим действиям младших школьников проводится на каждом уроке русского языка в течение 8-10 минут. Такое обучение предполагает:

− развитие у учащихся мелких мышц руки, совершенствование координации движений руки в сетке тетради, развитие глазомера, самоконтроля в процессе письма;

− совершенствование графических навыков письма - отработка написания трудных для учащихся строчных и заглавных букв, закрепление способов соединений (верхнего, среднего, нижнего, отрывного, безотрывного);

− исправление графических ошибок (изменение размера букв, нарушение параллельности элементов, неправильное соединение букв и др.);

− формирование автоматизированного графического навыка и индивидуального почерка учащегося;

− привитие культуры оформления письменных работ.

В процессе упражнений по каллиграфии отрабатывается умение писать под диктовку, списывать печатный и рукописный тексты.

В программе указан список слов с непроверяемыми орфограммами, написание которых учащиеся должны запомнить к концу каждого года обучения.

 

ПРОГРАММА

1 класс

В Базисном учебном плане на изучение русского языка и литературного чтения в образовательных учреждениях Чувашской Республики с родным (нерусским) языком обучения в первом классе отводится 4 часа в неделю. Из них 1 час рекомендуется выделить на изучение литературного чтения, и 3 часа − на изучение русского языка, что в год составляет 99 часов. Из этого количества часов 45 часов предлагается на устный курс, остальные 54 часа − на обучение грамоте и развитие связной речи. Уроки обу­чения грамоте носят интегрированный характер: они вклю­чают и обучение чтению, и отработку каллиграфических навыков.

Необходимым условием овладения языком является знание словаря. В лексический минимум для активного усвоения включаются слова, которые дают школьникам возможность общаться в сфере бытовой и учебной дея­тельности. Словарь для активного усвоения предполагает практическое ознакомление детей с лексическим значе­нием слов, с многозначностью слов, омонимами, сино­нимами, антонимами, с образованием слов одного корня при помощи приставок и суффиксов.

Устный курс (45 часов)

Обучение порождению непринужденной устной речи — главная задача уроков русского языка. Именно владение устной речью позволит детям в последующих классах по­нимать рассказы и объяснения учителя при изучении ос­нов наук на русском языке и свободно выражать свои мысли на неродном языке.

Семилетний ребенок воспринимает предметы целост­но, без выделения деталей и отдельных признаков. Он за­мечает чаще всего цвет предмета: «огурец зеленый», «порт­фель красный». Перед учителем стоит задача не только на­учить ребенка видеть и называть отдельные признаки пред­мета, но и развить речевую способность описать его жи­вым, выразительным словом в монологической и диалоги­ческой речи с использованием утвердительных, отрицатель­ных, вопросительных конструкций.

В период предварительного устного курса закрепля­ются первичные умения учащихся в области устной речи, приобретенные в детских садах, совершенствуются уме­ния слушания, понимания и говорения на основе новых речевых ситуаций и организуется подготовка детей к обу­чению русской грамоте.

Формирование коммуникативной компетенции

Условием успешного речевого развития школьника — умения составлять диалог, монолог в виде текста-пове­ствования, описания, рассуждения — является создание атмосферы свободного и интересного общения, где учи­тель и ученик выступают в качестве равноправных участ­ников разговора. Для создания атмосферы ситуативного общения предлагаются следующие разговорные темы:

Знакомство. Моя фамилия. Имя. Отчество.

Дом. Семья. Предметы быта. Занятия родителей. По­могаем старшим.

Школа. Класс. Учебные предметы. Мы учимся.

Игрушки. Игры и забавы детей.

Овощи. Фрукты. Огород. Сад.

Домашние и дикие животные и птицы. Уход за жи­вотными.

Посуда. Продукты питания. За обеденным столом. Правила самообслуживания.

Одежда. Обувь.

Деревня. Село. Город. Транспорт.

Лес. Поле. Улица. Двор.

Времена года. День и ночь.

Профессии. Труд взрослых и детей. Уборка урожая.

Человек. Части тела. Личная гигиена. Режим дня. Лич­ные вещи.

В доме. На улице. В магазине. Правила поведения и речевого этикета.

Наши праздники.

Учащиеся должны знать и уметь употреблять стан­дартные выражения этикетных формул в следующих рече­вых ситуациях:

— знакомство: характеристика человека, запрос сведе­ний о человеке, сообщение о себе, этикетные формулы, представления, выражения приветствия, прощания, поже­лания;

— запрос информации о чем-либо, уточнение пред­мета разговора, выяснение местонахождения кого-либо (чего-либо);

—информация о совершаемом или совершенном дей­ствии, деятельности кого-либо, о месте передвижения, орудии деятельности, о совместной деятельности, о на­правлении движения к чему-либо;

— формы выражения разрешения, запрещения, при­влечения внимания собеседника, обращение, приветствие, прощание, приглашение, побуждение к действию, фор­мы предупреждения, благодарности, поздравления, сомне­ния, извинения, пожелания, совета, просьбы;

— оценка деятельности: информация о количестве затраченного времени и времени совершения действия, обмен мнениями о той или иной деятельности: элемен­тарные варианты реплик осуждения, возражения, возму­щения, одобрения, поздравления.

Для первоклассников мотивационная установка мо­жет быть сформулирована как создание условий для овла­дения детьми речевыми навыками и умениями, достаточ­ными для общения в учебно-речевых и игровых ситуаци­ях, для формирования психологической готовности к даль­нейшему усвоению русского языка.

Формирование лингвокультурной компетенции

Сфера становления лингвокультурной компетенции у первоклассников связана с реализацией в практике об­щения со сверстниками информации:

— о родном крае (республике), городе, селе;

—о России и ее столице;

— о традициях своего народа и русских традициях в режиме диалога культур.

Формирование лингвистической компетенции

Учащиеся должны знать следующее:

—гласные и согласные звуки;

—ударные и безударные гласные;

—стечение согласных;

— согласные фонемы в слабой позиции (оглушение, озвончение, смягчение);

— твердые шипящие < ж> и < ш>, мягкие < ч’> и < щ’>, фонемы < ц> и < й’>;

—сочетание согласных с гласными;

—членение слова на слоги;

— выделение ударных слогов с учетом разноместности и подвижности русского ударения;

— от 400 до 800 единиц активного словаря, до 2000 единиц — пассивного;

— основные значения и грамматические категории рус­ского языка, их образование и нормы употребления в речи.

Словоформы имени существительного

Именительный падеж. Словоформы именительного падежа встречаются и в функции подлежащего, и в функ­ции сказуемого в 4 видах.

Значения:

1) Именительный наименования: Школа.

2) Именительный падеж в качестве сказуемого: Это наша школа.

3) В качестве подлежащего:

а) при сказуемом, выраженном переходным глаго­лом: Бабушка варит суп;

б) при сказуемом, называющем состояние предмета или пассивное действие: Мальчик сидит;

в) при сказуемых, выраженных полными прилага­тельными, характеризующими предмет: Школа большая, новая, кирпичная;

г) при сказуемом, выражающем родовое понятие для однородных подлежащих: Парта, доска, стол, стул — мебель.

4) Форма именительного падежа называет предмет, принадлежащий тому или иному предмету (лицу): У кук­лы платье.

Родительный падеж. Словоформы родительного па­дежа в именных формах встречаются в 7 видах в следую­щих значениях:

1) Родительный в словоформах со значением предмета, определяемого количественным словом: В школе три этажа.

2) Родительный при отрицании: У меня нет стула.

3) Родительный с предлогом для при обозначении лица или предмета, для которого назначается, предназначается ка­кой-либо предмет или действие: Это платье для девочки.

4) Родительный с предлогом из (изо) для обозначе­ния вещества, материала, из которого делается, изготов­ляется предмет: Мяч из резины. Мяч сделан из резины.

5) При назывании места, пространства, которое характе­ризуется наличием другого предмета: Около дома есть клумбы.

6) Родительный с предлогом у для выражения отно­шений принадлежности, владения: У коровы есть теленок.

7) Родительный с предлогом у. Целое по отношению к принадлежащей ему части: У платья длинные рукава.

Дательный падеж. Словоформы дательного падежа в именных формах встречаются в 3 видах:

1) Дательный без предлога со значением адресата: Корова дает нам молоко.

2) Дательный с предлогом по со значением пути дви­жения: Мяч можно катать по земле.

3) Дательный с предлогом к со значением цели дви­жения. Подошел к картине.

Винительный падеж. Словоформы в винительном па­деже используются в 3 значениях:

1) Винительный падеж без предлога в конструкциях со значением «объект действия при переходном глаголе»: Бабушка варит суп.

2) Винительный падеж с предлогом в со значением направления движения, ориентированного действия или положения предмета: Лена ходит в детский сад.

3) Винительный падеж с предлогом на в конструкци­ях со значением направления движения, ориентирован­ного действия: В лес мы ходим на экскурсию.

Творительный падеж. Словоформы в творительном падеже используются в 7 значениях:

1) Творительный падеж без предлога в конструкциях со значением инструмента действия: Мячом можно иг­рать. Мяч нужно мыть водой.

2) Творительный падеж в значении именного преди­ката: Мама работает в школе учительницей.

3) Творительный падеж без предлога в страдатель­ных конструкциях: Земля покрыта пушистым снегом.

4) Творительный падеж с предлогом за в значении ука­зания положения предмета: За Вовой (за мной) сидит Иван.

5) Творительный падеж с предлогом за в значении «объект наблюдения»: Я ухаживаю за коровой.

6) Творительный падеж с предлогом перед в значе­нии указания положения предмета: Я сижу перед Леной.

7) Творительный падеж с предлогом с в значении указания на соучаствующее лицо, сопутствующий пред­мет: Дед часто ходит с нами гулять.

Предложный падеж. Словоформы в предложном па­деже используются в 3 значениях:

1) Предложный падеж с предлогом в в значении ме­стонахождения: В школе три этажа.

2) Предложный падеж с предлогом на в значении местонахождения: Доска висит на стене.

3) Предложный падеж с предлогом на в значении «общественно обусловленное состояние лица»: Она (ба­бушка) на пенсии.

Словоформы имени прилагательного

Словоформы имени прилагательного используются в 3 значениях:

1) Полные прилагательные в именительном падеже в качестве сказуемого: Пшеница желтая, спелая.

2) Полные прилагательные в именительном, твори­тельном падежах как компонент составного именного ска­зуемого: Хвойный лес и зимой, и летом стоит зеленый.

3) Полные прилагательные в приименном употреблении в качестве определения: Появляется зеленая травка.

Глагольные словоформы

Глагольные словоформы используются в следующих значениях:

1) Личные формы глагола со значением действия или состояния в роли сказуемого: В школе мы читаем, пи­шем, поем, рисуем, на перемене играем.

2) Глаголы с общевозвратным и собственно возврат­ным значениями: Дети занимаются математикой. Утром Таня умывается и одевается.

3) Глаголы фазисного (начать, продолжать, кончить) и модального (мочь, уметь, хотеть) значения в сочетании с глаголом в инфинитиве: Он продолжает читать. Таня хо­чет с нами гулять.

Словоформы местоимений

Используются словоформы местоимений 4 разрядов:

личные местоимения (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они);

вопросительные местоимения (кто?, что?, какой?, какая?, какие?, чей?, чья?, чье?);

указательные местоимения (этот, эта, эти, тот, та, такой);

притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, свой).

Словоформы наречий

Словоформы наречий используются в 3 значениях:

1) наречия или слова категории состояния в предло­жениях со значением состояния человека или природы: Нам смешно. На улице холодно;

2) слова категории состояния в сочетании с инфини­тивом (надо, нельзя, можно, нужно) в роли сказуемого в безличном предложении (В окно можно увидеть клуб. Нельзя опаздывать в школу);

3) обстоятельственные наречия в качестве распростра­нителя предложения (зимой, весной, утром, далеко, рядом);

4) качественные и количественные наречия, примы­кающие к глаголам, прилагательным, наречиям. Все в этой семье живут дружно. Борис очень хорошо танцует.

Словоформы имен числительных

Словоформы имен числительных используются в 3 значениях:

1) количественные числительные в словосочетании при приименном употреблении: В школе три этажа;

2) неопределенно-количественные числительные в составе словосочетания со значением объекта действия: В чайник можно налить много воды;

3) неопределенно-количественные числительные в составе словосочетания со значением субъекта: Летом здесь много цветов и ягод.

Слова для усвоения вводятся в модели предложений с типовыми значениями:

Это (вот, тут, там) предмет — Это класс.

Предмет и его действие — Ученик читает. Ученик сто­ит у доски. Катя идет к доске. Петя читает книгу. Ваня си­дит за партой. Арбуз растет в огороде.

Предмет и его признак — Груша вкусная.

Субъект и объект владения — У Маши кукла.

В создаваемых высказываниях используются следую­щие конструкции:

Это (тут, там) + существительное (им.п.) — Это класс.

Предмет и его действие — существительное (им.п.) + глагол — Ученик читает.

Существительное (им.п.) + глагол + существитель­ное (пр.п.) — Арбуз растет в огороде.

Существительное (им.п.) + глагол + существитель­ное (тв.п.) — Ваня сидит за партой.

Существительное (им.п.) + глагол + существитель­ное (род.п.) — Ученик стоит у доски.

Существительное (им.п.) + глагол + существитель­ное (дат.п.) — Катя идет к доске.

Существительное (им.п.) + глагол + существитель­ное (вин.п.) — Петя читает книгу.

Предмет и его признак — существительное (им.п.) + прилагательное (им.п.) — Репа вкусная.

Субъект и объект владения — У + существительное (род.п.) + существительное (им.п.) — У Маши кукла.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.