Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Введение. Часть 1 Организация работы логопеда на школьном логопункте






    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................... 4

    ЧАСТЬ 1 Организация работы логопеда на школьном логопункте.................................... 6

    1. Инструктивное письмо........................................................................................................... 7

    2. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР (сентябрь 1979 г.) 8

    3. Должностные инструкции логопеда.................................................................................... 9

    4. Программы обучения........................................................................................................... 16

    5. Годовой план работы логопеда.......................................................................................... 17

    6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся..................................... 28

    7. Паспорт логопедического кабинета.................................................................................. 28

    8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий................. 29

    9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени.................... 32

    10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу................................... 34

    11. Речевые карты...................................................................................................................... 37

    12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг) с аналитической справкой по результатам мониторинга................................................................................. 39

    13. Аналитический отчет о проделанной работе в конце года........................................ 44

    ЧАСТЬ 2 Обследование устной и письменной речи детей на школьном логопункте.. 49

    1. Речевые пробы и система их оценки................................................................................. 51

    Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР....................................................... 67

    Образец заполнения индивидуального речевого профиля ребенка с ОНР.............. 68

    2. Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников................................ 69

    Протокол отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70

    Образец заполнения протокола отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией.................................................................................................... 70

    3. Речевая карта младшего школьника................................................................................. 70

    ЧАСТЬ 3 Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников 91

    1. Особенности письменной речи у детей с дисграфией.................................................. 94

    Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 94

    Акустическая дисграфия...................................................................................................... 94

    Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.................... 95

    Аграмматическая дисграфия............................................................................................... 96

    Оптическая дисграфия.......................................................................................................... 96

    2. Планы работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии........................................................................................................................................................ 97

    Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 97

    Акустическая дисграфия.................................................................................................... 104

    Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза................. 110

    Аграмматическая дисграфия............................................................................................. 115

    Оптическая дисграфия........................................................................................................ 120

    ВВЕДЕНИЕ

    Отправляя ребенка в первый класс, каждый из родителей надеется на то, что его малыш будет успешен в талантлив. Однако это не всегда соответствует действительности. Уже на начальных этапах обучения большинство детей испытывают трудности в овладении родным языком.

    В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности. Существует ряд речевых проблем, которые можно решить только в рамках специальной речевой школы, однако таковых незначительное количество, и напротив, огромное количество детей имеет речевые проблемы, которые возможно решить в рамках общеобразовательной школы.

    В связи с переходом на интегрированное обучение возросли требования к учителю-логопеду, работающему на школьном логопункте общеобразовательного учреждения. Это касается как проблем дифференциальной диагностики, так и разработки методов и приемов коррекционной работы.

    Цель логопеда логопункта — оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной речи. К таким нарушениям относятся: общее недоразвитие речи (ОНР), фонематическое недоразвитие речи (ФН), фонетическое недоразвитие речи (ФН), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), а также различные виды дисграфии и дислексии. Основной задачей учителя-логопеда является коррекция дефектов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку (а не усвоение материала программы, что бывает зачастую).

    Цель данного пособия — помочь учителю-логопеду в организации и проведении диагностических мероприятий, а также планировании коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений письма и чтения любой формы.

    Пособие состоит из трех частей. В первой части рассматриваются основные нормативные документы, которыми может руководствоваться учитель-логопед школьного логопункта. Необходимо отметить, что в зависимости от региона, в котором работает учитель-логопед, могут быть внесены изменения в список представленных документов (может меняться их количество, вид рекомендованных существующих документов и так далее), однако выполнение требований и рекомендаций основных нормативных документов неоспоримо.

    Все представленные образцы документов были разработаны и апробированы как самим автором в ходе практической деятельности, так и большим количеством логопедов различных районов города Самары и Самарской области в течение продолжительного времени.

    Во второй части пособия предлагается программа по преодолению пяти форм дисграфии.

    В третьей части рассматривается система коррекционной работы по всем пяти формам дисграфии.

    Книга может вызвать интерес у широкого круга лиц:

    — логопедов общеобразовательных и специальных школ разного типа;

    — учителей начальных классов и преподавателей русского языка;

    — студентов дефектологического факультета;

    — логопедов дошкольных учреждений (для осуществления взаимосвязи);

    — родителей, чьи дети имеют подобные нарушения.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.