Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы диалектики






Термин «принцип» (от лат. principium — начало, основа) имеет два основных значения: 1) основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности. Когда мы говорим о принципах диалектики, то обычно имеем в виду первое значение. При этом необходимо добавить, что принципы выполняют не только базисную роль начал познания, но и играют в познании нормативную роль, т.е. предписывают нам способы обращения с объектом познания, подходы к его исследованию.

Центральными принципом диалектики является принцип развития (историзма), в соответствии с которым исследователь должен выявить причины возникновения явления (объекта), стадии его эволюции, механизмы развития, а на их основе уже вправе выдвигать гипотезы о будущих состояниях объекта.

Развитие является разновидностью движения, если движение – это изменение вообще, то развитие – особый вид движения, отличающийся направленностью, усложнением структуры и функционирования объекта, т.е. появлением новых качеств. К признакам развития также часто относят закономерный характер, необратимость и необходимость изменения, но на наш взгляд эти признаки не являются присущими всем формам развития. Иными словами, главное в развитии – это появление новых качеств.

Различают две основных формы развития: эволюционную, связанную с постепенными изменениями объекта, и революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта за относительно короткий период времени.

Развитие необходимо отличать от таких видов движения, как рост и регресс. Рост – это движение с сохранением качества, а регресс (от лат. regressus — обратное движение) – движение от высшего к низшему, обычно связанное с упрощением структурных и функциональных характеристик объекта, процессами деградации, утратой способности к выполнению тех или иных функций, возвратом к изжившим себя формам и структурам.

Термин «прогресс» (от лат. progressus — движение вперед) наиболее близок по смыслу к понятию развития, однако не тождественен с ним. Прогресс – это движение от низшего к высшему, от худшего к лучшему. Иными словами, развитие объективно, нейтрально к нашим ценностным предпочтениям, тогда как в понятии прогресса присутствует момент оценки. Широкое использование понятия прогресса есть не что иное, как желание человека придать целесообразность природе, миру, навязывая им свои человеческие критерии прогресса. Поэтому, когда пытаются выделить критерии прогрессивного развития, они выглядят либо слишком общими, что позволяет подогнать под них любые изменения, либо, напротив, узкими, описывающими лишь какие-то локальные процессы изменений. Критерием прогресса в неживой природе выступает степень усложнения структуры системы. Для органической природы – это развертывание функциональных возможностей системы и повышение степени ее системной организации. Однако даже и эти локальные критерии прогресса слишком относительны, чтобы с их помощью можно было достаточно эффективно дифференцировать процессы изменений в природе.

При оценке социальных явлений отделить прогрессивные преобразования от регрессивных еще сложнее. Здесь уже критерии сложности и функциональности нередко не действуют. Например, современная нуклеарная семья по своей социальной структуре проще, чем патриархальная, но первая более прогрессивна, поскольку в большей степени содействует самореализации человека. Равным образом, и не всякое усложнение прогрессивно. Например, социальный строй фашистской Германии явно сложнее, чем социальное устройство родовой общины, но вот более прогрессивным мы его считать не можем. Ценностная нагруженность понятий «регресс» и «прогресс» требует их осмотрительного и осторожного применения в научных исследованиях.

Принцип всеобщей взаимосвязи утверждает, что все процессы и явления взаимодействуют и взаимно влияют друг на друга. Как отмечал французский философ и ученый Б. Паскаль, «малейшее движение отзывается во всей природе, один-единственный камень способен произвести изменение в целом море», поэтому «в мире нет ничего несущественного».

Связь – это зависимость одного явления от другого в каком-либо отношении. К основным формам связи относятся: пространственные, временные, генетические, причинно-следственные, существенные и несущественные, закономерные и случайные, непосредственные и опосредованные, внутренние и внешние, динамические и статистические, прямые и обратные.

В соответствии с этим принципом необходимо рассматривать любое явление во взаимосвязи с другими, а также исследовать его с различных сторон, ракурсах, точек зрения. Игнорирование принципа всеобщей связи пагубно сказывается в практических делах. Так, вырубка лесов ведет к уменьшению количества птиц, а это сопровождается увеличением числа сельскохозяйственных вредителей. Истребление лесов сопровождается обмелением рек, эрозией почвы и тем самым снижением урожайности.

Наконец, принцип детерминизма (от лат. determino — определяю), традиционно считающийся основополагающим для науки вообще, и, прежде всего, для естествознания, утверждает, что все явления и процессы действительности взаимно обусловливают друг друга, связаны между собой причинно-следственными связями, что нет беспричинных явлений. Принцип детерминизма предстает как требование объяснять изучаемые явления в их взаимосвязи и зависимости от других явлений, нацеливает на поиск причинных и иных зависимостей. Принцип детерминизма шире принципа причинности, ибо причинность – лишь одна из разновидностей детерминизма.

Основной формой детерминизма является причинность. Причина – это явление, которое предшествует по времени и вызывает (порождает) другое явление, называемое следствием. Причинность есть связь, вызывающая к жизни нечто новое, превращающая возможность в действительность, являющаяся необходимым источником развития. Механизм «причинения» связан с переносом материи, движения, энергии и(или) информации от одного объекта к другому. Причина обычно возникает раньше следствия, затем может какое-то время с ним сосуществовать, впоследствии причина угасает, а следствие в конечном счете превращается в новую причину. И так до бесконечности.

Причины бывают внутренними (находятся внутри объекта) и внешними (воздействуют на объект извне), объективными (существующие вне и независимо от сознания и воли людей) и субъективными (сознательно-волевые цели и усилия людей). Нередко одно следствие порождается действием нескольких причин, тогда из числа последних можно выделить главную, решающую причину. Равным образом, одна причина может породить несколько следствий. В итоге, взаимодействуя друг с другом, в друг друга переходя причины и следствия образуют длинные и подчас запутанные цепи причинения, в которых не всегда возможно разобраться.

Причину следует отличать от условий, факторов и повода, которые также являются детерминантами явлений. Условия – это явления, необходимые для наступления данного события, но сами по себе его не вызывающие. Например, попадание микробов в организм не ведет автоматически к заболеванию, заболеет человек или нет определяется во многом его восприимчивостью к болезни, уровнем иммунитета, которые и выступают условиями. Факторы близки к условиям, но они не носят необходимый характер: отсутствие условий разрушает причинную связь, тогда как факторы – это такие обстоятельства, которые могут влиять (например, тормозить или ускорять) на причинно-следственную связь, но не предотвращают появления следствия. Например, факторами, способствующими выздоровлению, могут быть свежий воздух, богатое витаминами питание, постельный режим и т.п., но причиной является обычно правильное лечение и исправная работа иммунной системы. Наконец, повод – это внешний толчок, способствующий появлению причины. Так, незаконный захват в 1991 году власти ГКЧП стал поводом для начала активных революционных действий демократической оппозиции во главе с Б.Н. Ельциным, но причинами их активности были недовольство существующим режимом, стремление к власти, уверенность в поддержке народа и пр.

Причинно-следственные связи могут быть либо динамическими, либо статистическими. В первом случае начальное состояние системы (объекта) однозначно определяет ее последующее состояние. Так, выброшенный в окно кирпич, подчиняясь силе гравитации, необходимо падает на землю. Статистические связи носят вероятностный характер: здесь мы имеем дело большими совокупностями объектов (явлений), образующих некое целое, и можем предвидеть лишь будущее целого, но не каждого объекта (явления) в отдельности. Например, подбрасывая монетку, мы не можем знать, какой стороной она выпадет всякий раз, но при большом количестве проб получим статистически достоверную вероятность выпадения «орла» или «решки», приближающуюся к 50 процентам. Или, если мы знаем статистические данные по числу погибших на пожарах или на автодорогах страны в течение нескольких последних лет, мы можем примерно предсказать, сколько погибнет и в будущем году, но знать, кто именно погибнет и когда мы, конечно, заранее не можем.

Наряду с причинными связями выделяют также функциональные (корреляционные), которые носят более поверхностный характер. Функциональная связь – это такая зависимость явлений, при которой изменение одного явления сопровождается изменением другого. Например, в астрономии установлена зависимость между светимостью и температурой звезд: чем ярче светит звезда, тем выше температура ее поверхности (при равенстве масс звезд).

Наряду с вышеотмеченными (причинным, статистическим, функциональным) существуют и другие формы детерминизма, в частности:

§ системный детерминизм (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого);

§ детерминизм типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину);

§ целевой детерминизм (предваряющая результат цель определяет процесс её достижения).

Есть и такие «экзотические» виды детерминизма, как, например, синхронистичность – понятие, введенное швейцарским психиатром и философом Карлом Густавом Юнгом (1875 – 1961) и обозначающее смысловое совпадение событий, не связанных друг с другом причинными связями. «Синхронистичность, -- пишет Юнг, -- указывает на параллельность времени и смысла между психическими и психофизическими событиями, которую наука пока что не способна свести к общему принципу. Сам этот термин ничего не объясняет, он просто указывает на существование «смысловых совпадений», которые сами по себе являются случайными происшествиями, но настолько невероятными, что мы вынуждены предположить, -- они основаны на некоем принципе или на каком-то свойстве эмпирического мира». Например, женщина «случайно» покупает в магазине черное платье, а придя домой, вдруг узнает, что в другом городе скоропостижно погиб ее родственник и ей надо ехать на похороны. Начинающий писатель, сидя в электричке, начинает писать сцену встречи главного героя с героиней своего первого романа, и «случайно» знакомится с девушкой, имя и фамилия которой совпадают с именем и фамилией героини.

Таким образом, детерминизм не следует отождествлять, сводить к причинности, а надлежит рассматривать как более широкий принцип, в соответствии с которым мир – это огромная сеть явлений, событий и объектов, оказывающих друг на друга многостороннее, разноплановое влияние, последствия которого в глобальном масштабе непредсказуемы. Что же касается индетерминизма, то реально, как правило, он либо базируется на отрицании какой-либо одной формы детерминизма (например, отрицание Д. Юмом принципа причинности), либо считает, что отдельные формы детерминации не имеют объективного характера.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.