Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалектика как теория и метод






ВВЕДЕНИЕ

(продолжительность – 5 минут)

 

На предыдущей лекции мы рассмотрели вопрос о сущности и структуре сознания. Как вы помните, сознание возникает в природе не сразу, а является итогом длительной эволюции материи, усложнением такого ее свойства, как отражение. Если исходной формой отражения, присущей всей природе, является механическое отражение, то на уровне живой природы последовательно появляются более сложные формы отражения – раздражимость, чувствительность, психика и, наконец, сознание, возникающее в ходе антропогенеза – процесса возникновения человека – из психики животных.

Сегодня мы также будем говорить об эволюции и развитии, но не сознания или отражения, и даже не об эволюции человека, а об эволюции вообще, развитии вообще. Учением, которое традиционно изучало развитие, его источники и механизмы, является диалектика, понимаемая после работ Гегеля именно как учение о развитии и всеобщих взаимосвязях. И наша сегодняшняя лекция будет посвящена именно диалектике, ее основным принципам и законам, а также альтернативным диалектике теориям развития.

Итак, цель нашего занятия – рассмотреть сущность и структуру диалектики как учения о развитии, выявить основное содержание как диалектики, так и альтернативных теорий развития.

Конкретизирована эта цель может быть в следующих задачах:

· выявить происхождение и различные значения термина «диалектика»;

· получить представление о структуре диалектика как учения;

· рассмотреть основные принципы диалектического метода познания и категории диалектики;

· изучить содержание и значение для пожарного дело законов диалектики;

· получить представление об альтернативных диалектике концепциях развития и методах познания


Учебный вопрос № 1

Диалектика как теория и метод

(продолжительность – 15 минут)

 

Термин «диалектика» древнегреческого происхождения, в первоначальном значении диалектика – искусство ведения беседы или спора. По мнению Аристотеля, родоначальником диалектика был Зенон Элейский, разработавший метод опровержения мнений оппонентов, основываясь на логическом законе противоречия. Для Сократа диалектика – способ отыскания истины в диалоге через столкновение противоборствующих позиций. Согласно Платону, диалектика – метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей. В Средние века диалектика стала преимущественно пониматься как учение о совпадении (единстве) противоположностей, о взаимопереходе противоположных понятий.

Начиная с Гегеля, понятие «диалектика» приобретает современное значение: с одной стороны, диалектика трактуется как всеобщая теория развития, развития через борьбу противоположностей; с другой, понимается как особый философский метод мышления, основанный на принципах противоречия, всесторонности, историзма и детерминизма.

Своеобразие диалектики как теории развития и всеобщей взаимосвязи явлений и процессов действительности состоит в том, что развитие здесь рассматривается в наиболее общей, абстрактной форме, безотносительно к тому, что развивается – природа, общество, человек или мышление. В этом отношении диалектика отличается от частных теорий развития (таких, как эволюционная теория Дарвина, космогоническая теория «Большого Взрыва» и др.), в то же время составляя их теоретико-методологический фундамент.

Диалектика как метод мышления представляет собой систему принципов и правил обращения с познаваемым предметом. Их суть сводится к требованиям брать предмет в развитии, в его истории, изучать явления в их взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями, вскрывать противоречия как источник развития и самодвижения объектов, находить причины явлений.

Исторические формы диалектики. Становление диалектики как теории развития происходило на протяжении всей истории философии, начиная с Древнего мира. Первой исторической формой диалектики стала наивная стихийная диалектика, для которой характерны приоритет чувственно-образного видения мира, опора на обыденное мышление. На Востоке диалектические идеи встречаются уже в мифологических текстах, в которых подчеркивается противоречивость бытия, сотканного из противоположностей: Брахман и Атман в ведической мысли, Инь и Янь – в китайской «Книге перемен». В отличие от западной, индийская философия делает акцент не столько на противоречивости, сколько на единстве и целостности бытия: ««Все в этом мире взаимообусловлено, взаимосвязано: в одном месте тронешь, в другом отзовется», -- таков, в частности, лейтмотив буддизма и йоги. Из идеи целостности вытекал вполне диалектический принцип: «Односторонность не ведет к Истине», а также «Все неоднозначно, всякое утверждение относительно».

Наиболее ярким представителем древнегреческой диалектики является Гераклит, создавший картину непрерывно текучего бытия, единого мирового потока как «вечно живого Огня», не имеющего ни начала, ни конца, в который «нельзя войти дважды». Главным достижением греческого мыслителя явилось понимания роли противоречий, борьбы противоположностей как причины развития: «война и распря – отец всего», «все возникает через вражду». Также Гераклит вводит диалектический принцип относительности: «Море – вода чистейшая и грязнейшая: рыбам – питьевая и спасительная, людям – негодная для питья и губительная».

Следующий этап развития диалектики – идеалистический -- связан уже с философией Гегеля, который, по словам Энгельса, «впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии». Гегель разработал стройную теорию развития и всеобщей взаимосязи, включающую в себя учение о законах, принципах и категориях диалектики. Специфика гегелевской диалектики в ее опоре на идеализм: развитие природы есть лишь отражение развития Абсолютного духа.

Третья историческая форма диалектики – материалистическая диалектика марксизма, в которой почти полностью сохраняется гегелевская система категорий и законов, но источник саморазвития мира переносится «с неба на землю», в саму природу.

Современное понимание развития задается синергетикой (от греч. «син» — «со-», «совместно» и «эргос» — «действие») – теорией самоорганизации сложных открытых систем, основы которой были заложены немецким физиком Г. Хакеном и бельгийским физиком И. Пригожиным. В центре внимания синергетики – универсальные закономерности самоорганизации и саморазвития, одинаково присущие объектам как неживой, так и живой природы, человеческому мышлению и социальным системам.

Синергетика – развитие междисциплинарных идей системного подхода и кибернетики. Однако основное внимание она уделяет не внутренней структуре системы, не противоречиям внутри нее, а поведению системы во времени и её взаимодействию с внешней средой. Главные вопросы синергетики – не как устроена и функционирует система, а куда она развивается и как этим развитием можно управлять.

С точки зрения синергетики развитие сложных систем принципиально непредсказуемо, определяется не только внутренней структурой системы, но и внешними случайными факторами. Роль случайности стремительно возрастает, когда система проходит «точки бифуркации» (неустойчивости). В этих точках перед системой раскрывается веер альтернатив развития, выбор одной из которых абсолютно непредсказуем и нередко зависит от незначительных событий, «малых флуктуаций». Излюбленной метафорой синергетики является образ бабочки, взмах крыльев которой в амазонской сельве способен стать причиной разрушительного урагана у берегов Японии.

Другим важным отличием синергетики от диалектики является утверждение, что «настоящее не только определяется прошлым, предысторией системы, оно строится, формируется из будущего, в соответствии с контурами грядущего». «От будущего веет незаметно ветер», -- звучат в духе этого слова Ницше. Иными словами, в синергетике будущее конструктивно и активно: завтра есть причина сегодня, ибо оно формирует сегодня, видя в нем требующие синтеза «обломки будущего».

В целом, синергетика не отменяет диалектику, а дополняет и конкретизирует ее положения, делает теорию развития более точной, давая математический аппарат описания процессов развития и самоорганизации.

 

ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

 

1. Первоначальное значение термина «диалектика» -- это искусство ведения беседы, поиска истины в диалоге. Так диалектику понимал еще Сократ.

2. Современное значение термин приобрел благодаря Г. Гегелю, который трактовал диалектику как учение о развитии и всеобщих взаимосвязях.

3. Диалектика выступает не только как теория, но и как универсальный метод познания, главный объект приложения этого метода – любые развивающиеся явления и объекты.

4. Современные представления о развитии задаются синергетикой – междисциплинарным учением, изучающим сложные саморазвивающиеся явления в природе и обществе. Синергетика не отменяет диалектику, а дополняет и конкретизирует ее, давая математический аппарат для описания процессов самоорганизации и саморазвития.

 

От истории концепций развития теперь перейдем к более подробному рассмотрению теории диалектики, которая включает в себя три части: учение о принципах, учение о законах и учение о категориях.


Учебный вопрос № 2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.