Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические взгляды И.Тэна






Видную роль в распространении пози­тивистских идей играл во второй половине XIX в. Ип­полит Тэн (1828—1893), широко извест­ный литературовед и искусствовед (осно­ватель культурно-исторической школы в этой области, развивавшей историко-гене­тический анализ искусства), а также фи­лософ, историк. В плане политическом сначала он стоял на умеренно-либераль­ных позициях, после собы­тий Парижской Коммуны 1871 г. перешел к воинствующему консерватизму, что сказалась на его подходе к истории революции, изучению которой он посвятил последние 20 лет своей жизни.

Ранние труды Тэна посвящены философии, общей социологии, теории и истории искусства и литературы; среди них главный — четырехтомная «Ис­тория английской литературы» (1863— 1864).

В его общем взгляде на историю идеа­листическое понимание ее переплеталось с вульгарно-материалистическими тенден­циями. В целом историко-социологические воззрения Тэна были явно отмечены чер­тами сциентизма, присущими вообще ин­теллектуальной атмосфере времени; в 1866 г. он писал о необходимости основать «экспериментальную историю». Тэн отста­ивал мысль о применении «естественнона­учного метода» к изучению социологии и истории. Историю он рассматривал как науку, подобную наукам о живой природе, как, например, физиология и зоология. Так же, как существуют определен­ные, но не поддающиеся количественному измерению отношения между органами и функциями живого тела, существуют и оп­ределенные отношения, которые не могут быть выражены в цифрах, между группами фактов, составляющими социальную и моральную жизнь. Эти «определенные отношения», по мысли Тэна, могут быть названы законами, как в зоологии или ботанике, и познаны наукой.

Исходя из этого, Тэн разработал свой «психологический метод» изучения об­щества. Решающее значение в его жизни он придавал психологии составляющих его людей. Характерно, что саму науку историю Тэн определял как «психологи­ческую анатомию». Формирование общест­венной психологии он объяснял совокуп­ным воздействием трех факторов: «расы» (естественные национальные особеннос­ти), «среды» (климатические и географи­ческие условия, а также социальные и по­литические обстоятельства), конкретного исторического «момента» (взаимодействие «расы» и «среды» с исторической тради­цией).

В 1876—1893 гг. Тэн создал пятитом­ный труд «Происхождение современной Франции» (последний том, посвященный «современному порядку», остался неза­конченным). Тэн работал в Национальном архиве; он заявлял, что следовал «беспри­страстному научному методу». В действи­тельности созданный им труд, основанный на его «психологическом методе» изучения истории, глубоко пристрастен, он представ­ляет собою решительное осуждение Фран­цузской революции. Этому был подчинен и отбор документов.

Глубинным истоком революции Тэн считал особенности «французского духа», сложившегося под воздействием рацио­нализма XVII в. и Просвещения. Абстракт­ный, прямолинейный, этот тип сознания, полагал он, стремился подчинить умозри­тельной жесткой схеме живую, исполнен­ную многообразия действительность. Осо­бенно вредоносной он считал систему Рус­со — в ней уже были заложены и анархия (так как форма правления должна подчи­няться в любой момент «общей воле»), и деспотизм (так как права индивида в ней отчуждены в пользу коллектива, «народа- суверена»).

Между тем именно этому духу следова­ла во всем Французская революция, в которой Тэн, в отличие от Токвиля, восхи­щавшегося порывом к свободе в 1789 г., не видел ни одного светлого эпизода. В сущности, согласно Тэну, уже с Учреди­тельного собрания все было предрешено: воплощение руссоистской схемы «общест­венного договора» вело к превращению Франции во «вместилище распыленных, равных друг другу, оторванных друг от друга и подобных друг другу, как песчин­ки, индивидов».

Революцию в целом Тэн считал гибель­ным взрывом преступных страстей. Он ви­дел в ней две главные действующие силы. Первая — народ. Измученный нищетой, грубый и невежественный, он был отравлен разрушительной философией XVIII в., которая опрокинула сдерживающие тради­ции и разнуздала низменные инстинкты: «Несколько тысяч говорунов спустили с цепи несколько миллионов дикарей». Вторая сила революции, по Тэну, — «яко­бинцы» (к ним он причислял и Жиронду). Якобинцы» в схеме Тэна не социально-по­литическое течение, а особый психологи­ческий тип: это озлобленный демагог и дог­матик, пропитанный абстрактными идеями философии, олицетворявший самый дух ре­волюции, ее собирательную психологию.

Из анархии, по мысли Тэна, естественно вырастал деспотизм, тоже взявший на воо­ружение философию и построивший в на­полеоновское время основы современной Франции. «В этой философской казарме, — заключал Тэн, — мы живем уже восемь­десят лет».

Книга Тэна содержала некоторые реа­листические наблюдения относительно массовой психологии эпохи, особенно предреволюционного времени (хотя его подход к проблеме был в духе антропо­морфизма: психологию массы он отождест­влял с психологией отдельного человека). Желая показать «разгул анархии» в годы революции, Тэн уделил большое внимание народным движениям и был первым исто­риком, попытавшимся дать по документам Национального архива общий обзор кре­стьянских восстаний.

Написанная ярко, талантливо, книга Тэна стала заметным явлением во фран­цузской историографии последней трети XIX в. Она была с одобрением встречена в консервативных и реакционных кругах. До конца столетия отдельные ее тома выдержали от 5 до 25 изданий. В 80-е годы XIXв. во Франции выходил журнал «Вест­ник революции» («Revue de la Revolu­tion»), в котором история Французской ре­волюции трактовалась в духе тэновского подхода.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.