Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.






Материя(лат–в-во)- фил категория для обозначения физ. субстанции в противоположность сознанию(духу). В материалистической философской традиции «материя» обознач. субстанцию, облад. объект реальностью по отношению к субъект.реальности.Содержание фил.категории «материя» прошло многовековую эволюцию. На 1 этапе оно тяготело к наглядно-чувственным представлениям. Считалось, что матер.основой вещей явл. опред. природные «стихии»(вода, воздух, огонь, земля, дерево). На 2 этапе материя отождествлялась с атомами как особой формой в-ва. Анатомическое учение ант фил-в было возрождено Нассенди и развито в трудах Ламетри, Гольбаха, Ньютона, Бойля, Ломоносова. На данном этапе зародились представления о материи как реальности, несводимой к какой бы то ни было конкретной форме в-ва. Материя понималась как носитель опред. свойств, кот обуславливают все св-ва конкр. вещей. Ещё в большей степени такая направленность проявилась на рубеже 19-20вв, когда открытие делимости атома и превращение в-ва в энергию окончательно дискредитировали ориентацию на поиск конкрет. веществ аналога материи. На 3 этапе было выработано так называемое философско-гносеологическое предст-ние о материи. В фил-гнос. пониманинии материи произошло отвлечение от всех конкретных и общих свойств материальных образований, за исключ. двух: 1) способность материи сущ-ть независимо от сознания; 2)её спос-ть отражаться чел сознанием. На нынешнем 4 этапе(начался в сер 20в) осмысление содержания данной категории форм-ся субстанциально-аксиологическая концепция материи как системы, охват-ей более широкую совок-ть её атрибутов.К числу атрибутов материи относят её несотворимость, неуничтожимость, бескончность, безграничность, структурность, движение, пространство, время, сознание.

 

27.Движение как атрибут бытия. Основные формы движения и критерии их классификации. Движение-понятие, охватывающее в самом общем виде всякое изменение и превращение. Выделяют основн, специф и общие формы движения материи. Критер их классифик явл. след. признаки: 1)соотнесенность с опред.уровнем организации неорган, живой или соц.материи; 2)наличие специф.или системы специф. взаимод-ий м/д объектами, образующими опред.уровень организации материи; 3)наличие относительно замкнутой системы з-ов, управляющих специф.взаим-ями; 4)генетическая связь высших форм движения с предшест-ми; 5)несводимость высших форм движения к предш-щим. На осн. этих кри-ев выделяют 5 осн.форм движ. материи: 1)механическую-пространственное перемещение любых материальных образований; 2)физич-охватывает взаимодей-е материальных образований и сопутствующие им изменения на микроэлементарном, ядерном и атомном уровнях; 3)химич-процессы взаимодей-я и изменения материальных образований на атомном и молекулярном; 4)биологич-взаимодей-я и изменения объектов, образующих уровни организации живой материи; 5)соц - процессы взаимодей-я соц.групп и институтов, изменения их структуры и функций в рамках общ-ва как целостной системы.Специф формы движения материи предполагают наличие особого материального носителя и в основном соответствуют уровням организации материи. Выделяют микроэлементарную, внутриядерную, внутриатомную, молекулярную, планетарную, внутризвездную, галактическую и др.Общие формы движения материи, к числу к-ых относят механическую, тепловую, кибернетическую, гравитационную и электромагнитную, -общий способ бытия, общий тип функционирования материальных систем.Неразрывная связь движения с материей-важн. хар-ка движения и материи. К важн.хар-кам движенияотносятся также его абсолютность и противоречивость.Движение противоречиво, тк оно - единство изменчивости и стабильности (покоя), непрерывности и прерывности, абсолютного и относительного.Оно абсолютно, тк стабильность невозможна во всех формах движения одновременно.

 

 

28.Диалектика, ее сущность и исторические формы.

Диалект.(искусство спора) - учение о наиболее общих закономерностяхстановления, развития, внутр источник кот видится в единстве и борьбе противоположностей. Противоречие – центр понятие диал. Противоположности мог сталкиваться тогда, когда они наход в связи. Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях: сов-ть объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания чела; отражение объективной диалектики в сознании; Фил учение о диалектике или теория диалектики. Сущ-ет 3 истор формы диалектики: стихийная диал древнихфил-в, идеалистическая диал нем класс фил-ии и материалистическая диалектика 19в. Стихийная диал др фил-в: Противоположностями Гераклит считал ж и см, вечное и приходящее, золото и солому.Зинон Элейский поставил проблему движения – «изобретатель диалектики».Платон считал, что диал - это движение и покой, тождество и различие.Диал Аристотеля была не только объективной, но и методом, который мог рассуждать о противоречии.Идеалистическая диал нем класс фил-ии: Представит: Фихте, Кант, Гегель. Кант доказывал, что природа развивается во времени и подвержена изменениям. Гегель выделил учение о противоречии, как источник развития, движения, силы развития.Марксистко-материалистическая диал: Диал – наука о всеобщей связи и наиболее общих изменениях.Ее появление связано с естественно-научым развитием: Теория Дарвина (диалектика как учение о наиболее общих формах связи между организмом и средой, живой и неживой природой).Клеточная теория (Шванн, Швеннер).Закон сохранения и превращения энергии (взаимосвязь количества и качества).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.