Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древнегреческая философия, ее периодизация и основные проблемы.






Спецификой древнегр фил-ии явл стремление понять сущность прир, космоса, мира в целом. Развитие фил-ии шло вместе с развитием риторики, логики. Этапы развит древнегр фил: 1)натурфилософия (досократовский), 2) классич, 3) эллинистический. 1) представ натурфил (физики) были заняты поиском всех первоначал. Основ др-гр фил Фалес видел первонач в воде, Анаксимен - в воздухе, Анаксимандр - в апейроне, Гераклит - в огне, Пифагор - в числах и числ отнош-х, Демокрит- в неделимых атомах. Осн школы: Милетская (Фал, Анакс, Анаксим; посик первовещ, из кот сост космом), Пифагорейская (в осн космоса лежит кол-ая гармон), Атомистов (Демокр: мир сост из атом (бытие), между ними пустота (небыт)), Элейская (Зенон, Перменид; гл тезис «Бытие есть, небытия нет»). 2) Сократ интересовался челом, его внутр миром, духовно-нравств и интелл развитием. Для Сократа характерен этический рационализм. По сокр, люди должны больше думать о своем дух, нравств, интеллект развит. Сократ не написал фил произвед, предпочитал вести устные беседы. Сократ был приговорен к смерти и отвергнул предлож совершить побег. Учеником Сократа был Платон. Платон - родоначальником класс идеализма. Согласно Платону, подлинной реальностью обладает лишь мир идей. Аристотель – учен Платона. Больше ценил реальн земной мир, выдвинул идею о сущ-ии метафизики, чел – полит животное.фил-ы этого периоды проявили интересе к пробл чела, общва, гос-ва. Важн роль в развитии др-гр фил сыгр софисты – учителя риторики. Представ: Протагор и Горгий. Идеи: релятивизм (относительность в познании), истина (то, что допущено созн), скептитизм (сущ только мир мнений), софизмы (мнимые док-ва). 3) Фил школы эллинизма: Стоицизм: Предст Сенека, Марк Аврелий, Идеи: «Измени себя и мир изменится», Добродетель не в познании и счастье, а в покое, безмятежности, апатии; Цель чела - жить «в согласии с прир»; Гл препятствие на пути гармонии со своей судьбой — это страсти. Идеалом стоиков был невозмутимый мудрец. Стоики выделяют 4 вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Эпикуреизм: Предст Эпикур, Лукреций Кар; Цель чел жизни - получать удовольствие; для счастливой жизни челу необх: 1)отсутствие телесного страдания; 2)невозмутимость души (атараксия); 3) дружба. Фил-ы уделяли небольш вним-ие к пробл окр среды, повыш – к пробл чела, общ-ва, гос-ва, пробл смерти и загр жизни.

6.Философские концепции Платона и Аристотеля.

Наиб выдающимися фил-ми Др Гр были Плат и Арист.Плат - основат объективного идеализма. Фил система Платона содержит 4 составные части: 1)Онтология – фил уч о Бытии; 2) Космология – филучоб Окр мире; 3) Гносеология – фил уч о Методах познания мира; 4) Этика – фил уч о Правилах поведения людей в обществе. Делит весь окр мир на Мир идей и Мир вещей. Первичн (гл) явл МИ, производным (втор) МВ. Док-во Плат: материальные идеи не вечны, сущ-ют только в опр время, а общ понятия или идеи – вечны. (Предм сущ-ют, т к они выражают к-л идеи). Пл опредеил общее понятие всех предм матер мира, назвал его материей. Больш вним Пл уделял Этике. Решил создать систему Идеального гос-ва, разделил общ-во на 3 сословия: правители гос-ва (фил-ы, политики), воины, крестьяне и ремесл. Каждое сосл должно заним своим делом, укреплению гос-ва должна способств религия. Платон выделяет 7 типов гос-ва: идеальное " государство будущего", которого пока не, и 6 типов сущ-х гос-в: монархия (справедл власть 1 чел), тирания (несправедл власть 1 чела), аристократия (справедл власть меншь-ва), олигархия (несправедл власть меншь-ва), демократия (справедл власть болшь-ва), тимократия (несправедл власть болшь-ва, власть военных вождей, армии). Аристотель - ученик Платона, оставил сочинения по всем областям науки своего времени. Он был учителем А. Македонского. Разделил науки на: 1) Теорет (метафизика – это наука о наиболее общих понятиях развития мира, физика – это наука о закономерностях прир, мат – это наука о количественных величинах); 2) Практ (этика – это наука о поведении чела в общ-е; экономика – это наука о хоз отношениях, политика – это наука о Гос и общ деят-ти). Арист выступил против учения Плат о том, что первичным явл ми людей или общих понятий. По его мнению, общ понятия – это лишь имена или названия конкр предметов. Как и Плат, Арист применял понятие материи для обозначения предметов матер мира. Считал, что всему сущ-ему свойственно движение, связывал движ с внутр энергией. Аристотель был дуалистом.

 

7.Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (А.Августин, Ф.Аквинский).

Полемика о природе универсалий.Фил-ия Средн охват период 4-14 вв. Фил носила религ характер. Идейные основы ср фил: теоцентризм (характериз тесной связью с Библ, Бог – смысл центр мира, Бог и бессм душа – ценности), провиденциализм (бож план, промысел), эсхатологизм (учение о конце света, втором пришествии Христа), монотеизм (учение о едином Боге). Суть пробл средневек фил заключ в познании Бога, можно ли познать Бога с пом разума или только с пом веры. Идеи: 1)знание и вера – антиподы; 2) зн и в должны объед; 3) зн и в могут су, т к у них разн источники; 4) между в и раз лежит пропасть. Пробл чела: Чел в ср фил-ии терял свое прежнее величие, чел – раб, лишь отдавая себя на служение Богу он обретает смысл. 2 этапа разв средневек фил: патристика и схоластика. Патр (2-8 вв), происходила форм-ие мировоззр стандарта средневек мысли; наиб острые пробл: тринитарная (соотношение ипостасей Бога), христологическая (сочетание во Христе бож и чел природы), антропологическая (греховность чела, пробл свободы воли, спасение и исаупление). Предст: Тертуллиан, Августин Аврелий. Гл фил труда Авг посвящены пробл бытия и времени, движение истории и истор прогресса, личности чела, его воли и разума перед Богом. Бог, по Авг, - внеприр начало, сверъест личность, чел душа не имеет ничего общ с материей, т к она сотворена Богом, душа бессмертна, активность чела проявляется в воле. Бог, согл Авг, находится вне времени, пребывает в вечности, а чел неразрывно связан со врем, время – сугубо чел понятие, тк только чел может различать «до», «сейчас», «после». Проблема общ-ва и истории заним большое место. Авг выделял 2 вида чел общностей: «град земной» (гос-ть, основанную на любви к себе) и «град божий» (дух общность, осн на любви к Богу). Схол (9-14 вв) – средневек «школьн фил», представ кот стремились рационально обосновать и систематизировать христ вероучение. Осн пробл: док-во бытия Бога; соотношение веры и разума; проблема свободы воли; провиденциализм (истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога), пробл универсалий. Представ: Фома Аквинский, Пьер Абеляр, Уильям Оккам.Крупн систематизатором средневековой схоластики был Фома Аквинский, который, сумев христианизировать Аристотеля, пытался рационально обосновать догматы христианства. Он разгран области фил и теологии. Предметов первой выступ «истины разума», второй – «истины откровения». Особое места заняло пробл отношения понятия к слову и к предметам. Как уже было омечено, важной пробл ср фил явл пробл универс. С попытками решения этой пробл связаны 3 фил течения Ср век.: концептуализм, реализм, номинализм. Особенностью средн фил явл спор между реалист и номиналист. Спор шел о прир универсалий. Р основ концепцию о 3 видах сущ-я универс. Универс сущ-ют трояким образом: «до вещей» (вбожеств разуме), «в самих вещах», «после вещей» (в чел разуме). Такое решение вопроса назыв умер реал. Номин считали, что унив сущ лишь в чел разуме, те отриали сущ-ие «до вещей». В итоге, церковь приняла умеренный реализм Аквинского. Выступая против крайностей реал и номин, Пьер Абеляр разоаботал концептуализм (универс не облад самостоят реальностью).

 

8.Философские идеи эпохи Ренессанса: гуманизм, антропоцентризм, пантеизм.

Развитие знаний в 14-16 в сильно повлияло на представления людей о мире и месте чела в нем. Великие геогр откр, гелиоцентрическая с-ма мира Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Всел. В эту эпоху происходят кардинальные сдвиги в соц-экон и дух жизни Евр. Происходило возрождение ант культурыры, ант образа жизни, способа мышления и чувствования, поэт эпоха получ назв Возр. Появилась натурфил-и (учения о природе, свободного от подчинения теологии), она отождествляла Бога с прир, не отрицая его суще-я.Огромное знач-е имели естественнонауч. труды Кузанского, Коперника, Бруно, Винчи, Галилея. Важнейшей отличит чертой мир-ия эпохи Возр - ориентация на искусство, в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек, он приобрет наиб самостоятОсн черты: Антропоцентризм (интерес, в первую очередь, к челу и его деят-ти; С антропоцентр связан характерный для Возр культ красоты.), Гуманизм (идеология, рассматривающая чела, его личность, его свободу, его активную, созидающую деят-ть как высшую ценность и критерий оценкиобщ институтов; В шир смысле слова гуманизм предст собой образ мышления, который провозглашает идею блага чела главной целью соц и культ развития и отстаивает ценность человека как личности. Как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник именно в эпоху Возрожд), Пантеизм (религ и фил учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир; Если в средневекБог и прир резко противопоставляются, то в фил-ии Возрожд ближаются, а в некоторых концепциях начинает преобладать пантеизм, где Бог не творит мир из ничего, но растворен в мире и является таким же вечным, как мир. В результате этих процессов в фил-ии Ренессанса вырабатывается новая картина мира, приводящая как к отождествлению Бога и природы, так и к обожествлению самого человека).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.