Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Культура речи. Основные компоненты культуры речи и средства ее повышения






    Интерес к проблемам речевой культуры в настоящее время велик, об этом свидетельствуют следующие факты: при Президенте РФ создан Комитет по вопросам русского языка, разрабатывается закон о русском языке, Государственным образовательным стандартом предмет введен во все учебные заведения (средние и высшие), выходит много учебных пособий, справочной литературы, популярной по вопросам речевой культуры, постоянные рубрики в газетах и журналах «А как это по-русски», «О культуре родной речи», передачи радио и телевидения посвящены проблемам речевой культуры.

    Наконец-то общество осознало, в каком плачевном состоянии находится речевая культура. Даже появилось такое понятие – «экология речевой среды», т. е. то, что нуждается в защите, спасении, очищении.

    Слишком много можно назвать факторов «загрязнения» речи современного человека:

    - обилие слов-паразитов, слова эти довольно стереотипны – так сказать, значит, ну, вот, как бы;

    - засорение речи жаргонизмами. Речь современных людей – это речь жар гонизированная. Жаргон перестал быть речевой характеристикой молодежи (студентов, школьников).

    Жаргонизмы превращаются в модные словечки в речи журналистов, политиков, бизнесменов, разного рода «звезд». Сегодня жаргонное слово чувствует себя свободно там, где, казалось бы, ему не должно быть места – в парламентской речи, в выступлениях государственных чиновников, в официальном общении. Жаргонизированный тип речевой культуры является сегодня одним из самых влиятельных и экспансивных;

    - просторечные слова и выражения;

    - нарушения литературных норм произношения, словоупотребления, построения фраз;

    - засорение языка иностранными словами. Заимствования – один из самых динамичных процессов современного русского языка.

    - употребление ненормативной лексики стало почти нормальным явлением, нецензурные слова проникли даже в СМИ;

    - катастрофическое сужение объема словарного запаса «среднего человека»;

    - обеднение выразительных средств языка;

    Все это свидетельствует о языковой анархии, какую переживает наше общество в настоящее время.

    Итак, интерес к проблемам речевой культуры связан с создавшейся неблагополучной ситуацией в речевом пространстве, с низким уровнем речевой культуры.

    Следующей причиной большого общественного интереса к проблемам речевой культуры является повышение требований к речевой подготовки современного специалиста.

    Владение культурной речи – показатель профессионального уровня, профессиональной пригодности преподавателей, юристов, социальных

     

    работников, психологов, специалистов по связям с общественностью, менеджеров, всех тех, в профессиональной деятельности которых слово является главным «инструментом».

    Профессиональный успех, профессиональный рост во многом определяется владением речевой культурой.

    Недостаточная речевая культура как письменная, так и устная снижает рейтинг любого профессионала, чья деятельность связана с речевым общением.

    Понятие «культура речи» следует рассматривать в нескольких аспектах:

    1. Культура речи – лингвистическая наука, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком.

    2. Культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в той или иной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

    Качественная оценка высказывания с точки зрения культуры речи предполагает ответы на вопросы:

    1. Является ли речь правильной, построена ли по литературным нормам?

    2. Является ли речь «хорошей», уместной в определенной ситуации, действенной, искусной?

    3. Соответствует ли речь правилам этики общения (речевому этикету)?

    Итак, три составляющих компонента определяют сущность культуры речи – нормативный, коммуникативный, этический.

    Наконец, культура речи – учебная дисциплина, основной целью которой является формирование, совершенствование речевой культуры.

    Какие требования предъявляются к хорошей речи? Какие признаки ее характеризуют?

    1. Правильность речи, т. е. соответствие принятым в определенную эпоху литературно-языковом нормам: произношения, ударения, образования и употребления грамматических форм, словоупотребления.

    2. Точность – коммуникативное качество речи, проявляющееся в использовании слов в полном соответствии с их значением.

     

    3. Ясность – качество речи, обеспечивающее адекватное понимание сказанного. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять», – писал еще в античные времена римский учитель красноречия Квинтилиан.

    4. Уместность – соответствие слов и выражений целям и условиям общения.

    5. Логичность речи, то есть соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей» (Чернышевский).

    6. Простота речи, то есть безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, «красивостей» слога. «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания» (Л. Толстой).

    7. Чистота речи, то есть устранение из нее слов нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных.

    8. Живость речи, то есть отсутствие шаблонов; выразительность, образность, эмоциональность.

    9. Благозвучие речи, т. е. соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны.

     

    Какие существуют средства и методы повышения речевой культуры?

    1. Приобретение новых знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники, получение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтение научной, публицистической, художественной литературы.

    2. Расширение лингвистического кругозора, знаний о языке.

    3. Обогащение словарного запаса.

    4. Развитие речевого слуха. Следует слушать, как говорят, как произносят слова, как употребляют слова, т. е. обращать внимание не только на содержание речи, но и на форму преподнесения материала, языковое мастерство, ораторские приемы.

    5. Практика говорения (ведение беседы, переговоров, выступление в массовой аудитории, участие в дискуссиях и т. п.).

    6. Овладение техникой речи.

    Основные элементы речевой техни­ки – фонационное (речевое) дыхание, голос (правильные навыки голосообразования) и дикция (степень отчетливости в произношении слов, слогов, звуков).

    Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время гово­рения, четкая дикция, безупречное произношение позволяют высту­пающему привлечь внимание аудитории, наилучшим образом доне­сти до слушателей содержание выступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю.

    Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые свя­зи между частями речевого высказывания.

    Чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабочем состоянии следует систематически выполнять рекомендованные специалиста­ми упражнения по технике речи.

    7. Знакомство с основами ораторского мастерства.

    8. Анализ текстов. Читая тексты, важные документы, выполняйте роль редактора – текст читается медленно, слово за словом, пытаясь установить, как иначе можно толковать отдельные слова и предложения, какие мысли сформулированы неясно.

    Ваша задача заключается в том, чтобы найти слабые места в тексте.

    9. Овладение нормами литературного языка – одно из важнейших условий совершенствования речевой культуры.

    10. Овладение технологиями речевого общения.

    Современному деловому человеку необходимо освоить методику организации и проведения различных видов бесед, переговоров, презентаций, телефонных разговоров и т. п., овладеть стратегией и тактикой поведения в наиболее типичных ситуациях делового общения.

    11. Развивайте эпистолярной жанр, пишите письма, оттачивайте слог, вырабатывайте собственный стиль. «Перо – лучший и превосходнейший творец и наставник красноречия» (Цицерон)

     

    12. Одним из эффективных способов совершенствования речевой культуры является работа со словарями.

     

    Контрольные вопросы

    1. Какие аспекты в толковании понятия «культура речи» можно выделить.

    2. Дайте определение понятия «культура речи».

    3. Какие признаки характеризуют «хорошую» речь.

    4. Какие существуют средства и методы повышения речевой культуры.

    5. Есть ли у вас опыт работы над совершенствованием собственной речи.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.