Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Общенародный русский язык






     
     

     


    Рис.1

     

    Русский литературный язык существует в устной и письменной формах.

    Устная речь гораздо активнее письменной – мы больше говорим и слушаем, чем пишем и читаем. Шире выразительные возможности устной речи. Б. Шоу по этому поводу заметил, что «есть 50 способов сказать «да» и 500 способов «нет» и только один способ это написать».

    Итак, литературный язык – это язык, прежде всего, нормированной.

    Что такое норма?

    Еще полстолетия назад термин «норма» применительно к языку был малоупотребителен.

    Сейчас он прочно вошел не только в научный, но и в педагогический, образовательный обиход.

    Языковая норма носит объективный характер, она не создается лингвистами, авторами словарей и книг по грамматике и культуре речи, не зависит от вкусов отдельного лица.

    Правила, изложенные в книгах, отражают современное состояние русского литературного языка, поддерживают то, что в нем выражено практикой.

    Норма литературного языка – это общепринятое употребление языковых средств: звуков, ударения, слов, их форм, синтаксических конструкций.

    Норма литературного языка – это единообразное, образцовое употребление элементов языка, относительно устойчивый способ языкового выражения.

    Ниже приведены основные свойства литературной нормы:

    обязательность для всех говорящих и пишущих по-русски;

    устойчивость и историческая изменчивость.

    Если бы нормы не были устойчивы, если бы они легко подвергались различного рода воздействиям, языковая связь между поколениями была бы нарушена.

    И в то же время языковая норма – явление историческое. Изменение норм обусловлено постоянным развитием языка.

    Изменяются нормы употребления слов, произношения. Кого, например, сейчас называют абитуриентом? Каждый ответит: «Того, кто поступает в высшее или среднее специальное учебное заведение». А известна вам этимология этого слова? Оно было заимствовано в XIX в. из немецкого языка. Немецкое Abiturient восходит к среднелатинскому abituriens, -ntis – «собирающийся уходить». Вот, оказывается, какое противоречие: тот, кого называют абитуриентом, должен уходить, покидать, а не приходить, поступать куда-то. В чем же дело? Действительно, в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова, первый том которого вышел в 1936 г., читаем: абитуриент – «учащийся среднего учебного заведения, который держит выпускные экзамены». Как видите, семантика слова соответствует

    его этимологическому значению. В дальнейшем абитуриентами стали называть не только тех, кто оканчивал среднюю школу, но и тех, кто поступал в вуз, так как оба эти понятия в большинстве случаев относятся к одному лицу. Изменения, происшедшие с употреблением слова абитуриент, отражены во втором издании «Словаря современного русского литературного языка», вышедшего в 1991 г. Вот как представлено в нем это слово:

    Абитуриент. 1. Устар. Учащийся, оканчивающий среднее учебное заведение; выпускник.

    2. Тот, кто поступает в высшее или среднее учебное заведение. Списки абитуриентов. Консультации для абитуриентов.

    Следовательно, норма употребления слова абитуриент изменилась.

    Со временем изменяется и произношение. Так, например, у А.С. Пушкина в его письмах встречаются слова одного корня, но с разным написанием: банкрут и банкротство. Чем это объяснить? Можно подумать, что поэт описался или допустил ошибку. Нет. Слово банкрот было заимствовано в XVIII в. из французского языка и первоначально в русском языке звучало как банкрут. Аналогичное звучание имели и производные: банкрутство, банкрутский, обанкрутиться. Во времена Пушкина появляется произносительный вариант с «о» вместо «у». Можно было говорить и писать банкрут и банкрот. К концу XIX в. окончательно победило произношение банкрот, банкротство, обанкротиться. Это стало нормой.

    Вариантность – это следующее основное свойство нормы.

    Вариантность – это два разных способа реализации одной языковой единицы или сочетание единиц.

    Сосуществование старого и нового не только не вредно, но и целесообразно.

    Варианты представлены в таблице на всех уровнях языка.

    Таблица

    Уровень Варианты
    Фонетический Чтобы – чтоб; папоротник – папортник; уполномочивать – уполномачивать
    Словообразовательный Осмысление – осмысливание; слесарничать – слесарить; геройски – по-геройски; читальня – читалка; волчица - волчиха
    Морфологический Эта толь – этот толь; кофе остыл – кофе остыл; полотенец – полотенцев; в цехе – в цеху; поезжай – езжай – съезди; важнейший – самый важный – наиболее важный; в ста метрах – в сотне метрах – в стах метрах
    Синтаксический Ждать поезда – ждать поезд; купить хлеба – купить хлеб; ехать на поезде – ехать в поезде – ехать поездом; рекомендовать тренером; рекомендовать как тренера; рекомендовать в качестве тренера
    Фразеологический Язык прилип (присох к гортани, язык не повернется), не поворачивается сказать, языком трепать / чесать / молоть, будто / словно / точно корова языком слизнула

     

    Вариантов различных уровней очень много в русском языке, что свидетельствует о его богатстве. Но это и создает трудности, так как, чтобы выбрать правильный вариант, необходимо знать, какое место каждый из вариантов занимает, какова его характеристика, его стилистическая окраска.

    Норма может быть императивной (лат. императивус) – не допускающей выбора; диспозитивной (лат. диспозитивус) – допускающая выбор.

    Кодификация нормы – отражение объективно существующей современной литературной нормы, сформулированной в виде правил и предписаний в учебниках, словарях, справочниках.

    Основные источники языковой нормы:

    − произведения классиков и современных писателей;

    − анализ языка средств массовой информации;

    − социологические исследования;

    − опросы, анкеты;

    − научные исследования ученых-языковедов.

    Основные нормы литературного языка:

    − акцентологические;

    − орфоэпические;

    − лексические;

    − грамматические.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.