Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения Украины.






1. В комментируемой статье дан только перечень органов государственного надзора за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда. Данная статья не содержит норму, раскрывающая полномочия и компетенцию данных органов. Эти нормы нашли свое отражение в иных нормативных актах и, в первую очередь, в Законе Украины «Об охране труда».

2. В соответствии со статьей 45 Закона Украины «Об охране труда» органы государственного надзора за охраной труда не зависят от каких-либо хозяйственных органов, объединений граждан, политических формирований, местных государственных администраций, органов местного самоуправления и действуют в соответствии положениям, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины. При этом должностные лица органов государственного надзора за охраной труда (государственные инспекторы) вправе:

1) беспрепятственно, в любое время, без предупреждения посещать подконтрольные предприятия для проверки соблюдения законодательства об охране труда, получая при этом все необходимые пояснения, материалы и информацию;

2) давать руководителям и должностным лицам предприятий, органов исполнительной власти и местного самоуправления обязанности для выполнения распоряжения (предписания) об устранении нарушений требований по охране труда;

3) приостанавливать до устранения нарушений требований по охране труда эксплуатацию предприятий, объектов, отдельных производств, цехов и участков, рабочих мест, машин, механизмов, оборудования, транспортных и иных средств производства, если эти нарушения создают угрозу для жизни или здоровья работающих;

4) накладывать штрафы на предприятия и работников, виновных в нарушении законодательных и иных нормативно-правовых актов об охране труда;

5) направлять собственникам и руководителям предприятий представления о несоответствии отдельных должностных лиц должностям, которые они занимают, для применения к ним соответствующих мер, а при необходимости — материалы в органы прокуратуры для привлечения их к уголовной ответственности;

6) контролировать соблюдение установленного порядка допуска работников к работе, их инструктирование, обучение, проверки знаний по вопросам охраны труда, отстранять от выполнения опасных и специальных работ лиц, которые не имеют права их выполнять.

3. Наиболее широкими полномочиями по осуществлению надзора за соблюдением законодательства об охране труда наделен Государственный комитет по надзору за охраной труда. Данный комитет, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины «О вопросах надзора за охраной труда» от 27 января 1993 г. № 62, образован на базе Государственного комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору. На основании этого же постановления на протяжении 1993 года Госкомитету по надзору за охраной труда были переданы функции государственного надзора за охраной труда от иных министерств и ведомств, а также от технической инспекции труда профсоюзов. В свою очередь, Государственный комитет по надзору за охраной труда был преобразован в Комитет по надзору за охраной труда Украины, который, согласно с Указом Президента Украины «Об утверждении Положения о Комитете по надзору за охраной труда Украины» от 9 марта 1998 г., стал правопреемником Государственного комитета по надзору за охраной труда. В связи с ликвидацией Комитета по надзору за охраной труда Украины, согласно Указу Президента Украины от 15.12.1999 г. «О смене структуры центральных органов исполнительной власти», функции по надзору за охраной труда возложены на Министерство труда и социальной политики Украины.

4. В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной политике Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 30 августа 2000 года № 1035/ 2000, одной из основных задач Минтруда Украины является осуществление комплексного управления охраной надзора за соблюдением в процессе трудовой деятельности требований безопасности, гигиены труда и производственной среды.

Соответственно указанному Положению Минтруд Украины осуществляет комплексное управление охраной труда на государственном уровне, реализует государственную политику в этой отрасли, разрабатывает с участием министерств, иных центральных органов исполнительной власти и профсоюзов национальную политику улучшения безопасности, гигиены труда и производственной среды, а также контролирует их выполнение.

5. Для реализации своих полномочий Минтруд Украины контролирует, в частности, выполнение отраслевых и региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, а также комплексных мероприятий предприятий по этим вопросам; поступление и затраты по назначению средств фондов охраны труда. Минтруд Украины организует и осуществляет государственный надзор в том числе за:

1) соблюдением в процессе трудовой деятельности требований законодательства, межотраслевых, отраслевых и иных нормативных актов об охране труда;

2) соответствием требованиям нормативных актов об охране труда технологий, которые используются, технологических процессов, машин, механизмов, оборудования, транспортных и иных средств производства;

3) своевременным обеспечением работников спецодеждой и иными средствами индивидуальной защиты;

4) работой служб ведомственного контроля за состоянием охраны труда и иных структурных подразделений предприятий по созданию безопасных условий труда.

6. В настоящее время не существует предусмотренный настоящей статьей Государственный комитет Украины по ядерной и радиационной безопасности. Этот орган реорганизован Указом Президента «Об образовании Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины» от 15 декабря 1994 г. в Министерство охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины. В Положении об этом Министерстве, утвержденном Указом Президента от 10 февраля 1995 г., одной из основных задач Министерства определено осуществление контроля за соблюдением требований законодательства об ядерной и радиационной безопасности. При этом в Положении предусмотрено, что контроль за соблюдением требований законодательства об охране труда, связанного с ядерной и радиационной безопасностью, осуществляет специализированный орган — Главная государственная инспекция по надзору за ядерной безопасностью Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины.

7. Полномочия Главной государственной инспекции по надзору за ядерной безопасностью определяются, кроме Положения о Министерстве охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины, также Законом Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности». Так, статья 25 данного Закона предоставляет право государстве); ным инспекторам: 1) беспрепятственно, в любое время, без предупреждения посещать предприятия для проверки соблюдения законодательства об использовании ядерной энергии, получая при этом все необходимые пояснения, материалы и информацию; 2) направлять предприятиям, а также их должностным лидам, руководителям структурных подразделов центральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления обязательные для выполнения распоряжения (предписания) об устранении нарушений и недостатков в сфере безопасности использования ядерной энергии; 3) прекращать или приостанавливать эксплуатацию предприятий и объектов в случае нарушения требований по ядерной и радиационной безопасности; 4) привлекать к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов по ядерной и радиационной безопасности.

8. Полномочия Государственной пожарной охраны Министерства внутренних дел Украины по осуществлению надзора в сфере охраны труда раскрываются в статье 44 Закона Украины «О пожарной безопасности» и Положении о Государственной пожарной охране, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины № 508 от 26 июня 1994 г. «О мероприятиях по выполнению Закона Украины «О пожарной безопасности».

9. В соответствии с данными нормативными актами основными задачами государственного пожарного контроля являются: осуществление контроля за соблюдением требований пожарной безопасности во время проектирования, строительства, реконструкции, технического переоснащения и эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов независимо от форм собственности и видов деятельности, а также выявление и контроль за устранением причин и условий, способствующих возникновению и распространению пожаров, созданию в случае пожара угрозы жизни и здоровью людей, уничтожению и повреждению имущества, созданию препятствий для своевременной ликвидации пожара и спасения людей.

Для выполнения этих задач государственные инспектора пожарной охраны вправе:

1) проводить в любое время в присутствии собственника или его представителя пожарно-технические обследования и проверки подконтрольных объектов и получать необходимые пояснения, материалы и информацию;

2) давать руководителям органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководителям и должностным лицам предприятий, а также гражданам обязательные для выполнения распоряжения (предписания) об устранении нврушений и недостатков в сфере пожарной безопасности;

3) прекращать работу предприятий, отдельных производств, производственных участников, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, отдельных помещений, отопительных приборов, участков электрических сетей в случае нарушения правил пожарной безопасности, которые создают угрозу пожара или препятствуют его погашению и эвакуации людей;

4) привлекать к административной ответственности должностных лиц, иных работников предприятий и граждан, виновных в нарушении установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнении предписаний и постановлений органов государственного пожарного надзора, использования пожарной техники и способов пожаротушения не по назначению.

10. Органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения Украины отнесены комментируемой статьей к органам, которые специализируются на контроле за отдельными аспектами соблюдения законодательства об охране труда. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба состоит из органов и учреждений санитарно-эпидемиологического профиля Министерства здравоохранения Украины и соответствующих учреждений, подразделов и частей Министерства обороны Украины, Министерства внутренних дел Украины, Государственного комитета по охране государственной границы Украины, Службы безопасности Украины.

11. Правовой основой деятельности этой службы является Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения». В соответствии с этим Законом одним из основных направлений деятельности Государственной санитарно-эпидемиологиче-ской службы является осуществление государственного санитарно-эпидемиологического контроля, а основными задачами государственного санитарно-эпидемиологического надзора являются: 1) надзор за организацией и про ведением органами государственной исполнительной власти, местного самоуправления, предприятиями и гражданами санитарных и противоэпидемических мероприятий; 2) контроль за выполнением программ, направленных на предотвращение вредного влияния факторов окружающей среды на население; 3) надзор за соблюдением санитарного законодательства.

12. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется путем выборочных проверок соблюдения санитарного законодательства по планам органов государственной санитарно-эпидемиологической службы, а также внеплановых проверок в зависимости от санитарной и эпидемиологической ситуации и по заявлениям граждан. При проведении государственного санитарно-эпидемиологического контроля должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы имеют право: 1) беспрепятственного входа на территорию и в помещения всех объектов надзора по служебному удостоверению и вынесения обязательных для выполнения указаний об устранении нарушений санитарных норм, а также проведения необходимых лабораторных исследований; 2) бесплатного получения от юридических лиц и граждан материалов и информации, которые характеризуют санитарное и эпидемиологическое состояние объектов и здоровья людей; 3) бесплатного отбора образцов сырья, продукции, материалов для государственной санитарно-гигиенической экспертизы; 4) расследования причин и условий возникновения профессиональных или групповых инфекционных заболеваний, отравлений, радиационных аварий и предоставления материалов по этим вопросам компетентным органам для привлечения виновных к ответственности;

5) применения предусмотренных законодательством мер по прекращению нарушений санитарного законодательства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.