Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перспективы педагогической профессии






Перспектива (франц. perspective, от лат. perspicio – ясно вижу) – то, что должно или может произойти, наступить вслед за настоящим, дальнейший ход каких-либо событий, движение вперед в чем-либо; виды, планы на будущее.

Сложная, трудная, чрезвычайно ответственная, не очень престижная, но в высшей степени ценная для общества профессия учителя имеет свои привлекательные стороны, определенные перспективы, возможности для специалиста. Рассмотрим их.

Работа со схемой
«Перспективы педагогической профессии»

Комментарий к схеме

Первый аспект перспектив педагогической профессии связан с возможностью получения и совершенствования образования.



Требования общества на современном этапе к системе общего среднего образования, выпускающего в жизнь молодое поколение, во многом изменились, выросли. Следствие – рождение альтернативных общеобразовательных учреждений – лицеев, гимназий, школ с разными уклонами, частных школ. Например, в г.Туле возникли лицеи, гимназии. Школы имеют классы с гуманитарным и политехническим уклоном и т.д.

Схема " Перспективы педагогической профессии"

Цели их создания:

  • учет потребностей общества: «заложить» в учащихся некоторую профессиональную направленность; готовить выпускника, необходимого современному обществу;
  • учет личности ученика, его возможностей и способностей при получении среднего образования.

Это обстоятельство заставляет и высшие профессиональные заведения перестраиваться: социальный заказ общества диктует необходимость усиления дифференцированной подготовки учителей, чтобы они могли работать (т.е. были бы подготовлены) в образовательных учреждениях разного типа. С целью большей социальной защищенности после окончания вуза студент имеет возможность овладевать специализациями: например, учитель начальных классов с правом преподавания русского языка и литературы (математики) в среднем звене; учитель начальных классов с выполнением функций социального работника. Кроме того, студент имеет право получить и дополнительную специальность. Например, учитель математики, социальный педагог; учитель математики и экономики; учитель математики, менеджер образования.

Профессией учителя можно овладеть, обучаясь в педагогических учебных заведениях. Различны пути получения педагогического образования:

  • среднее специальное педагогическое образование – в педагогических училищах и педколледжах;
  • высшее педагогическое образование – в вузах: пединститутах, педуниверситетах, педакадемиях.

Возможны варианты получения высшего педагогического образования: это традиционная моноуровневая система и многоуровневая система высшего образования, включающая в себя бакалавриат и магистратуру. А также вариативны формы получения педагогического образования: очная, очно-заочная, заочная, вечерняя, экстернат.

Дальнейший рост специалиста осуществляется через аспирантуру (получение ученой степени кандидата наук) и докторантуру (получение ученой степени доктора наук). Преподавателям с ученой степенью могут присвоить ученое звание «доцент» и «профессор», при условии выполнения ими определенной учебной, методической и научной работы. Кроме того, совершенствовать свое образование, квалификацию учитель имеет возможность через курсы, семинары, ФПК (факультеты повышения квалификации), «школы», стажировку, соискательство ученой степени, через самообразование, изучение и творческое усвоение чужого опыта и т.д.

Второй аспект перспектив педагогической профессии – педагогическое образование позволяет получить определенную работу в образовательных заведениях разных педагогических систем (см. рис.6).

Третий аспект перспектив педагогической профессии – это прогрессирующая система оплаты труда учителя.

В государстве существует единая квалификационная система оплаты труда граждан. Например, технический работник получает зарплату по 1 разряду – самому низшему; труд преподавателей в системе образования оплачивается с 7-го по 17-й разряд.

Рис. 6. Образовательные заведения разных педагогических систем

При назначении разряда учитываются критерии:

  • образование, профессиональное образование;
  • стаж работы;
  • ученая степень и ученое звание;
  • особенности профессиональной деятельности, определяющие ее успешность, качество работы.

В системе образования разряды распределены по трем категориям.

Знакомство с раздаточным материалом: «Требования к квалификации по разрядам труда учителя».

Дополнения: квалификационная категория присваивается в результате аттестации учителя. Квалификационная категория – это соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности учительского и управленческого труда, обеспечивающих работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.

Квалификация – степень, уровень профессиональной подготовленности к какому-либо виду труда.

Высшая категория соответствует 14-му разряду: это чаще всего заслуженные учителя и учителя-методисты (если подтвердят свои звания в ходе аттестации).

Первая категория соответствует 13-му разряду: это чаще всего учителя – отличники образования и старшие учителя.

Вторая категория: с 7-го по 12-й разряд.

Молодому специалисту, пришедшему работать в образовательное учреждение со средним специальным образованием, присваивается 7-й разряд, с высшим педагогическим образованием – 8-й разряд. 1

Учитель имеет право, проработав год, подать заявление на повышение разряда в ходе аттестации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.