Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вступление. Задачи занятия (для преподавателя)






ЛЕКЦИЯ 1.

ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГА
И ЕЕ ВЫСОКОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ.
СПЕЦИФИКА ТРУДА ПЕДАГОГА

Задачи занятия (для преподавателя)

1. Познакомить студентов с целями, задачами, программой курса ВвППС.

2. Формировать у студентов понимание высокого предназначения профессии педагога в обществе.

3. Помочь студентам осознать специфику (особенности) педагогического труда.

4. Развивать у студентов умение вести беседу, аргументировать свои мысли.

5. Побуждать студентов к активному самоусовершенствованию личности, готовить себя к педагогической деятельности.

Задачи занятия (для студентов)

1. Прийти к пониманию высокого предназначения профессии педагога в обществе;

2. Осознать специфику (своеобразие, особенности) учительского труда и труда педагога профессиональной школы;

3. Познакомиться с 4-блочной структурой учебного плана вуза, его назначением.

Оборудование

1. Статья В. А. Сухомлинского «Что такое призвание к труду учителя и как оно формируется»;

2. Тесты для микропрактикума (раздаточный материал);

3. Схема «Функции-роли учителя»;

4. Схема «Роли учителя в интерпретации В. Леви»;

5. Анкеты.

Литература

1. Сухомлинский, В.А. 100 советов учителю/ В.А. Сухомлинский.– Киев, 1979. – Т. 2 (а) Что такое призвание к труду учителя и как оно формируется? – С. 449–454; б) О здоровье и полноте духовной жизни учителя. – С. 454).

2. Сухомлинский, В.А. Общество и учитель / В.А. Сухомлинский. – Киев, 1979.– Т. 5.– С. 115–129.

3. Мудрик, А.В. Учитель: мастерство и вдохновение / А.В. Мудрик.– М., 1988.– Гл. «Время выбора и решений».– С. 3–19.

4. Зязюн, И.А. Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн.– М., 1989.

5. Елканов, Б.Р. Основы профессионального самовоспитания будущих учителей / Б.Р. Елканов.– М., 1989.– С. 132–142.

6. Кнебель, О. Поэзия педагогики / О. Кнебель.– М., 1987.

7. Леви, В. Искусство быть другим / В. Леви.– М., 1988.

8. Вульфов, Б.З. Основы педагогики в лекциях, первоисточниках / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов.– М., 1997.– Тема 7.– С. 76–88.

9. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин и др.– М., 1998.– Раздел I.– Гл. 1.– С. 5–11.

 

Словарь

Авторитет – общепризнанное значение, влияние
Престиж – влияние, уважение
Приоритет – первенство
Уникальный – неповторимый, особенный
Феномен – редкое, необычное, исключительное явление
Тезаурус – упорядоченное множество базовых понятий учебной дисциплины
Функция – обязанность, круг деятельности; назначение, роль
Категория – общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов, явлений объективного мира (материя, время, пространство, движение, причинность, качество, количество и т.д.)
Привилегия – особые права, преимущества

План

1. Вступление.

2. Цели и задачи предмета. Требования к работе студентов.

3. Древняя, массовая и уникальная профессия:

o значение понятий «профессия», «учитель», «преподаватель»;

o школа и учитель периода наших дней;

o массовая профессия; престижность;

o уникальная профессия. Почему мы выбираем поприще педагога?

4. Особенности (специфика) профессии. Знакомство со статьей Сухомлинского В.А. «Что такое призвание к труду учителя и как оно формируется?» (совет 1 из книги «100 советов учителю»).

5. Полифункционализм деятельности учителя. Особенности профессионального обучения в современных педагогических заведениях: освоение четырех блоков учебных дисциплин.

6. Анкетирование с целью выявления мотивации выбора профессии.

Благородна и ответственна миссия учителя,
преподавателя, воспитателя. Никакая другая
профессия не имеет такого важного
общественного предназначения и ни к одной из них
не предъявляется таких высоких требований.
Материалы Всесоюзного съезда работников
народного образования, 1988 г.

Вступление

Поэт Герман Крупин воплотил свои мысли об учителе в такие строки:

Когда сентябрь у школьного порога
Рассыплет нежных флоксов лепестки,
Начнется ваша трудная дорога,
Как говорят, с нетронутой доски.

Пусть будет меньше праздников, чем буден,
Но тот, кто стал учителем, поймет,
Какое счастье – быть полезным людям,
Учить Его Величество – Народ!

Нести ему дар мудрости и знанья
И доброты своей сердечный свет –
Нет на земле ответственней призванья,
Почетнее и радостнее нет.

Бессмертными идеями очерчен,
Пусть будет труд ваш честен до конца,
И вам тогда откроются навстречу
Сограждан юных чистые сердца.

И пронесут они, как эстафету,
Как память об учителе своем,
Стремленье – краше сделать Землю эту,
Планету, на которой мы живем.

И вы, молодые девушки и юноши, придя в педагогическое учебное заведение, сделали свой важный выбор – вы приняли решение овладеть профессией ПЕДАГОГА. Профессией интересной, благородной, творческой, но самой ответственной и сложной.

Имеются ли противопоказания к выбору профессии учителя?

Да, не каждый способен стать учителем. Об этом рассказал В.А. Сухомлинский в книге «100 советов учителю» (гл.2, т.2). Уходила из школы учительница, которой было всего 45 лет. «Милые друзья, – сказала она, – я ухожу потому, что работа в школе не была моим делом. Я не находила в этой работе удовлетворения. Она не давала мне никакой радости. Это беда, это трагедия моей жизни. У меня надорвано здоровье тем, что труд не давал мне радости. Советую вам – проверьте сами себя, если труд не дает вам радости – уйдите из школы. Иначе годы труда станут для вас адом».

Итак, педагогический труд должен быть любимым делом, и дети должны любить педагога.

Для того чтобы стать педагогом, учителем, вам предстоит научиться делу воспитания и обучения подрастающего поколения, овладеть профессией.

(Познакомить студентов с составом профессорско-преподавательского коллектива университета.)

Большую роль в профессиональном становлении педагога играют теоретические знания, компонентом которых является понятийный аппарат, т.е. научная терминология по предмету. Поэтому следует всегда помнить, что важно четко знать определение понятий, не нарушать принципа научности, который предполагает соблюдение принципа точности (нельзя упрощать, выхолащивая смысл).

Поэтому на занятии и дома вы должны быть внимательными к научной терминологии, записывать точные определения понятий. Целесообразно в конце тетради завести словарик, куда вносить тезаурус по предмету в алфавитном порядке.

Изучение психолого-педагогических дисциплин в педвузе начинается с курса «Введение в профессионально-педагогическую специальность», рассчитанного на один семестр. Занятия – 2 часа в неделю.

Далее охарактеризовать типы учебных занятий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.