Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метода ABC и XYZ анализа.






Как наиболее доступный метод мониторинга товарного ассортимента нами был использован логистический подход, базирующийся на классификации товарооборота и товарных запасов, измеряемых в единицах реализации или запаса (ABC-анализ), и их классификации по структуре потребления (XYZ-анализ).

Весь ассортимент предприятия был разделен на 7 ассортиментных групп.

Для проведения ABC и XYZ- анализа были взяты итоговые и квартальные объемы продаж по каждой товарной группе, которые представлены в таблице 3.

№п/п Наименование продукта Итоговая реализация продукта, тыс. руб. Реализация за полугодие, тыс.руб.
II полугодие 2009 I полугодие 2010 II полугодие 2010
  Бытовая химия   3248, 2 3634, 5 3959, 3
  Изделия из пластмассы 703, 2 217, 8 228, 7 256, 7
  Посуда 2709, 3 951, 9 904, 9 852, 5
  Канцелярские товары 1508, 2 508, 2 498, 4 501, 6
  Трикотажные изделия 2380, 9 824, 9 756, 9 799, 1
  Сувениры 453, 7 245, 9 151, 8 56, 0
  Игрушки 569, 9 183, 6   195, 3
  Итого 19167, 2 6180, 5 6366, 2 6620, 5

 

Выстраиваем ассортиментные позиции в порядке убывания доли в общей реализации. Вновь организованный список (с указанием доли в реализации) размещаем в таблице 4. С помощью этого метода произведен классификацию или распределение существующей совокупности соответственно избранным критериям на три группы, а именно А, В и С.

Таблица 4

АВС- анализ.

№позиции ассортимента Средний запас по позиции, тыс.руб. Доля позиции в общем запасе, % № позиции по упорядоченному списку Доля позиции в общем запасе, % Группа
    56, 6   56.6 А
  703, 2 3, 7   14, 1 В
  2709, 3 14, 1   12, 4 В
  1508, 2 7, 9   7, 9 В
  2380, 9 12, 4   3, 7 С
  453, 7 2, 4   2, 9 С
  569, 9 2, 9   2, 4 С

 

Таким образом, анализ АВС позволил нам дифференцировать товары на группы А, В и С по доли в реализации. В группу А вошли те товары, которые лидеры по продажам. В группу В вошли те товарные группы у которых средняя доля реализации и в группу С вошли группы товаров с очень низкой реализацией.

XYZ-анализ выполним с целью разделения товарных групп по признаку стабильности спроса. Отмети, что чем стабильнее спрос, тем меньше ошибки прогнозирования, ниже потребность в страховых запасах, легче планирование движения продукта. Следовательно, методы управления товарами с разными показателями стабильности спроса могут иметь существенные различия.

Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе Х, Y или Z, является коэффициент вариации спроса (v) по этой позиции. Среди относительных показателей вариации коэффициент вариации является наиболее часто применяемым показателем относительной колеблемости.

Расчет коэффициента вариации и распределение позиций в группы X, Y, Z представлено в таблице 5

Таблица 5

Анализ XYZ

№ позиции ассортимента Средний запас по позиции, тыс.руб. Коэффициент вариации, % № позиции по упорядоченному списку Коэффициент вариации, % Группа
    56, 6   2, 4 Х
  703, 2 3, 7   2, 9 Х
  2709, 3 14, 1   3, 7 Х
  1508, 2 7, 9   7, 9 Х
  2380, 9 12, 4   12, 4 Y
  453, 7 2, 4   14, 1 Y
  569, 9 2, 9   56, 6 Z

 

Данные для построения матрицы АВС, XYZ сведем в таблицу 6.

Таблица 6

Анализ АВС, ХYZ

Анализ АВС Анализ XYZ
№ позиции упорядоченный. Доля позиции по упорядоченному списку, % Группа № позиции. упорядоченный. Коэффициент вариации, % Группа
  56.6 А   2, 4 X
  14, 1 В   2, 9 X
  12, 4 В   3, 7 X
  7, 9 В   7, 9 X
  3, 7 С   12, 4 Y
  2, 9 С   14, 1 Y
  2, 4 С   56, 6 Z

Матрица АВС-XYZ составляется по следующей форме. В ячейку АX вписываются продукты, вошедшие в группу А при выполнении АВС-анализа и группу X при выполнении XYZ-анализа. Остальные ячейки матрицы заполняются аналогично. Матричное изображение интегрированного АВС и XYZ-анализа представлено в таблице 7.

Таблица 7

Матрица ABC—XYZ

АХ AY   AZ
BX BY 3, 5 BZ  
CX 2, 7 CY   CZ

 

Для товарных позицый, входящих в группы АХ, АY и AZ, следует вырабатывать индивидуальные технологии управления запасами. Например, для позиции 1(группа AZ) следует контролировать ежедневно.Очевидно, что в связи с большим колебанием спроса здесь необходимо предусмотреть страховой запас.

Управление запасами по позициям, входящим в BX(4), BY(3, 5) и BZ, может осуществляться как по одинаковым, так и по индивидуальным технолониям(как по срокам планирования, так и по способам доставки). Планирование позиций по товарным позициям, входящими в группы CX(2, 7), CY и CZ(6), может осуществляться на более длятельный период, например, на квартал, с еженедельной (или ежемесячной) проверкой наличия запаса на складе. Относящиеся к группе CZ(сувениры) товары приносят минимальную прибыль и, кроме того, продаются нерегулярно. Они, очевидно, требуют особого рассмотрения. Выход из товарного ассортимента сопутствующих товаров к убытку не приведет. Возможно, их необходимо будет вывести из ассортимента.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.