Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гипотезы исследования.






1. Учебный нотно-музыкальный документ является фондообразующим для библиотеки ДШИ.

2. Комплектование фонда библиотеки ДШИ и ДМШ основано на общих правилах и законах комплектования библиотечного фонда.

3. Тип библиотеки влияет на процессы комплектования её фонда документов.

4. Нотно-музыкальный документ не устаревает морально.

5. Фонд библиотеки ДШИ является информационной основой для формирования образовательных программ учреждения.

6. Критерии для отбора документов в фонд определяются профессиональными запросами пользователей.

7. Процессы комплектование библиотеки ДШИ и ДМШ не имеют методической и законодательной основы.

8. Фонд библиотеки ДШИ является основным информационным источником по музыкальному искусству для учащихся ДШИ.

9. Профессиональные информационные потребности преподавателей ДШИ влияют на процессы комплектования фонда библиотеки ДШИ.

10. Информационные потребности пользователей-учащихся ДШИ определяют преподаватели и образовательные программы по дополнительному образованию.

11. Источниками комплектования библиотеки ДШИ являются специальные музыкальные издательства.

Цели исследования:

Собрать и проанализировать данные о соответствии фонда библиотеки и информационных потребностей пользователей. Собрать и проанализировать данные о современном состоянии библиотечного фонда ДШИ №11. Изучить мнения пользователей о составе фонда, его положительных и отрицательных аспектов. Собрать данные о существующей практике комплектования фондов библиотек ДШИ и ДМШ. Разработать методику формирования библиотечного фонда ДШИ №11.

Задачи исследования:

1. Разработать исследовательский инструментарий.

2. Осуществить сбор и обработку эмпирических данных.

3. Осуществить анализ документов ДШИ №11.

4. Осуществить детальный анализ пользователей библиотеки ДШИ №11.

5. Осуществить анализ фонда библиотеки ДШИ №11.

6. Определить основные критерии при формировании пользовательских запросов.

7. Исследовать критерии выбора документов пользователями разных категорий.

8. Сравнить список документов, используемых в программах по дополнительному образованию с документами, входящими в состав фонда библиотеки.

9. Провести анализ информации сайтов музыкальных школ и школ искусств с целью выявления данных о библиотеках этих учебных учреждения.

10. При помощи интервьюирования выявить общие принципы и проблемы комплектования фондов ДШИ и ДМШ

11. Исследовать необходимость разработки методов комплектования библиотеки ДШИ.

12. Разработать методы формирования фонда библиотеки ДШИ.

13. Интерпретировать и оценить полученные данные.

Методы сбора информации – опросные методы, методы изучения документов.

Методика – анкетирование, интервьюирование, проведение качественного анализа библиотечных документов.

Инструментарий исследования – вопросник интервью, бланки анкет.

Респонденты анкетирования -


1) пользователи педагоги ДШИ

2) пользователи ДШИ учащиеся



Респонденты интервьюирования –


1) пользователи педагоги ДШИ

2) библиотекари ДШИ и ДМШ



Объём выборки при анкетировании


1) педагоги - 38 человек

2) учащиеся - 265 человек



Принцип выборки

1) Все подряд

2) Случайная

3) Механическая выборка

Процедура исследования

Работа над исследованием проходила с мая по декабрь 2015 года. Была разработана программа исследования: сформулированы цели и задачи обозначены гипотезы исследования, определены объекты интервьюирования в соответствии с высказанными гипотезами автором были разработаны 2 (приложение) различных вида анкет и 2 вида опросников (приложение) для интервьюирования. Для опроса были разработаны раздаточные анкеты закрытого типа для анкетирования по месту работы и учёбы пользователей библиотеки. Разработка двух видов анкет была обусловлена разными информационными потребностями разных категорий пользователей. В первом случае анкеты предназначались для опроса пользователей преподавателей ДШИ. Предполагалось, что все информационные запросы этой категории пользователи были связаны с их профессиональными потребностями. Была разработана последовательность вопросов анкеты для выявления связи формирования образовательных программ и их информационного обеспечения документами из фонда библиотеки. Предварительно были определены возможные критерии выбора документов пользователями. Для исследования также было необходимо понять какими другими источниками информации пользуются преподаватели, насколько фонд библиотеки удовлетворяет информационные потребности этой категории пользователей. Так же, для исследования было важна информация о полноте комплектования фонда в разных отделах.

Во втором случае анкеты предназначались для опроса учащихся ДШИ. При разработке анкет для пользователей-учащихся был учтён тот факт, что эта категорию пользователей в основном будут представлять родители учащихся ДШИ так как они обладают более полной информацией о использовании библиотечного фонда для музыкального образования детей. Для опроса были предложены вопросы по использованию фонда библиотеки для образовательных целей. Необходимо было выяснить насколько фонд библиотеки ДШИ удовлетворяет запросы этой категории пользователей, что именно влияет на информационные запросы учащихся, зависимость удовлетворения запросов и образовательной программы по которой обучается пользователь.

С целью определения готовности методики, тестирования словесных формулировок, форм вопросов анкет, выявление возможных трудностей при заполнении анкет, было проведено пилотное анкетирование. Пилотаж анкет осуществлялся на мини-выборке. В первом случае выборка была 3 человека, во втором – 5. Среди респондентов в первом случае, были преподаватели ДШИ, во втором случае родители учащихся ДШИ. В процессе анкетирования было зафиксировано время, затраченное на заполнение анкеты. В первом случае это было 10 -12 минут, во втором 3 -7 минут. Отмечено детальное понимание вопросов, но особой заинтересованности не отмечено, ни в первом ни во втором случае. В основном отмечена положительная реакция на проведение анкетирования.

Анализ результатов пилотажного анкетирования показал:

¾ все предусмотренные анкетой варианты ответов на вопросы были использованы респондентами;

¾ формулировки вопросов были достаточно понятны для респондентов;

Всё это свидетельствовало о готовности методики для проведения основного исследования.

Анкеты были растираживаны по количеству пользователей библиотеки: 41 и 400 экземпляров. Анкетирование проводилось как непосредственно в библиотеке ДШИ при посещении библиотеки респондентами, так и на рабочем месте для преподавателей и посещении места учёбы учащимися и их родителями. При завершении анкетирования были получен:

¾ 38 анкет заполненные преподавателями школы;

¾ 265 анкет заполнены учащимися старших классов ДШИ и родителями учащихся младших и средних классов ДШИ.

В первом случае было опрошено 92% преподавателей (объём выборочной совокупности соответствует 92% генеральной совокупности), во втором 66% учащихся или их родителей. (объём выборочной совокупности соответствует 66% генеральной совокупности). Следовательно, можно говорить о репрезентативности полученных результатов.

Произведена обработка и детальный анализ результатов анкетирования.

Так же в ходе исследования было проведено 2 вида интервьюирования. Закрытая форма анкетирования предусматривает, что респондент выбирает уже сформулированные ответы на вопросы, это показывает общий взгляд на проблему. Чтобы детализировать опрос, получить более развёрнутые, аргументированные ответы на вопросы, в интервью мы как бы продублировали вопросы анкеты. Чтобы сформировать более глубокий взгляд на проблему исследования, понять причины того или иного явления.

Первый вид интервьюирования (приложение) был направлен на выяснение уточнение критериев выбора документов при формировании образовательных программ преподавателями. Была проведена подготовка, подготовительная работа к проведению интервью с конкретными респондентами по заранее определенной теме. Для того чтобы интервьюирование привело к получению достоверной информации вопросы для проведения интервью были направлены на получение общей не личной информации, направлены на выявление общих принципов влияющих на отбор документов в фонде. Автор работы имея профессиональное библиотечное образование, опыт работы в конкретной библиотеки и статистические данные о работе библиотеки, а также имея непосредственный контакт с преподавателями и хорошие личные взаимоотношения рассчитывает на искренность респондентов при ответе на вопросы при личном интервьюировании. Подразумевалось получение развёрнутых и профессионально обоснованных ответов на вопросы, которые помогли бы в дальнейшем при комплектовании фонда библиотеки. Вопросы были как ретроспективными, так и текущими. Было опрошено 18 преподавателей (объём выборочной совокупности соответствует 45% генеральной совокупности).

Во втором случае респондентами для интервьюирования являлись библиотекари ДШИ и ДМШ. Интервьюирование проводилось с целью выявления общих, характерных проблем и особенностей, общей практике комплектования библиотек этого типа (учебных библиотек ДШИ и ДМШ). Заранее были подготовлен опросник (приложение) и определены конкретные адреса и телефоны ДШИ и ДМШ. Интервьюирование проводилось как при непосредственном контакте, так и по телефону. Основная проблема была в том, чтобы получить достоверные сведения так как достаточно трудно отвечать на вопросы без личной заинтересованности. Тем не менее большинство респондентов выразило интерес к опыту и работе автора исследования и ответы были получены достаточно исчерпывающие. Для того, чтобы вопросы не вызывали трудностей восприятия со стороны личностных особенностей они были сведены к минимуму и носили строго профессиональный характер. Таким образом было опрошено 23 библиотекаря ДШИ и ДМШ (объём выборочной совокупности соответствует 46% генеральной совокупности). Ив первом и во втором случае принцип репрезентативности был соблюдён.

Полученные сведения были подвергнуты подробному анализу. Во втором случае анализ носил статистический характер, мы не анализировали полученные данные, а пытались выявить общие черты, характерные для этого вида библиотек – учебные музыкальные библиотеки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.