Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ состава документов библиотечного фонда ДШИ №11.






 

Из определения нам известно, что БФ – это упорядоченная совокупность документов, соответствующая задачам и профилю библиотеки, и предназначенная для использования и хранения. Из этого определения следует, что для комплектования фонда необходимо знать совокупность документов или состав фонда. Необходимо иметь точные данные о составе фонда по видам, по разделам, количество документов по разделам. Необходимо располагать точными сведениями о тематическом составе БФ и знать статистические данные о БФ, такие как: книгообеспеченность, книговыдача, посещаемость, документообеспеченность пользователей и т.п.

Нам известно, что БФ обладает некоторыми свойствами, которые определяют его актуальность в обществе:

¾ Свойство информативности говорит о полноте подбора документам по различной тематике, в свою очередь тематику фонда определяют пользовательские запросы;

¾ Под свойством динамичности имеется в виду постоянной движение фонда: выбытие непрофильных и устаревших документов, приобретение в фонд новых документов.

Обладает ли этими свойствами фонд библиотеки, которая является базой исследования, мы сможем узнать после анализа фонда библиотеки ДШИ№11.

Как мы уже говорили, библиотечные документы, которые мы можем взять как основу для анализа фонда мы имеем только за два последних учебных года, так как ранее эти документы в библиотеки не велись.

Основную массу документов библиотеки ДШИ №11 составляют нотно-музыкальные документы.

Рисунок 5. Диаграмма отношения изданий в библиотеке: учебные и прочие издания.

Из диаграммы видно, какой процент в фонде нотно-музыкальных документов. Именно этот факт определяет специфику комплектования фонда, размещение фонда, хранение, справочно-поисковый аппарат. Особенности и специфика нотно-музыкального документа определяют специфичность, отличительную особенность всех библиотечных процессов. Нотно-музыкальный документ подлежит только физическому старению, морально этот вид документа не устаревает. Ценность нотно-музыкального документа определяется его содержанием, насколько в музыкальной среде произведение, которое содержит тот или иной документ, востребовано, является ценным. Именно преобладание нотно-музыкального документа определяет и источники комплектования для данной библиотеки. Ранее мы определили, что пользователями библиотеки являются преподаватели и учащиеся ДШИ именно их информационные потребности определяю состав фонда библиотеки. Связь видового состава фонда и информационными потребностями пользователей, которые имеют профессиональный музыкальный характер, совершенно очевидна. Именно такой состав документов должен быть в фонде музыкальной библиотеки. Ещё одна особенность фонды, документы фонда должны быть предназначены для обеспечения образовательного процесса. То есть документы должны быть определённого вида: хрестоматии, учебные пособия, учебники, методическая литература, справочные издания – всё, что обеспечивает образовательные функции преподавательского состава ДШИ.

Рисунок 6. Диаграмма отношения изданий в библиотеке: учебные и прочие издания.

Из диаграммы видно, что и эти условия фонд библиотеки полностью удовлетворяет. Большинство фонда составляют нотно-музыкальные документы образовательной направленности. Примеры нотно-музыкальных документов образовательной направленности:

¾ Школа игры на фортепиано: под общей редакцией А. Николаева / сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина. - М: Музыка, 2007 г.

¾ Хрестоматия педагогического репертуара: для скрипки и ф-но: с приложением клавира/ сост. Ю. Уткин, Москва: Музыка, 1972 г.

¾ Школа игры на виолончели: с приложением клавира/ сост. К. Ю. Давыдов, - Москва: Гос. Муз. Издат, 1956 г.

¾ Школа игры на кларнете: часть 1/ Баласса, Беркес, - Будапешт: Эдицио музика, 1968 г.

Учебные документы, которые присутствуют в фонде библиотеки предназначены для учащихся именно музыкальных школ. Они подразделены на года обучения, а также по тематическому содержанию. Приведём несколько документов одной тематике, но предназначенные для учащихся разных классов:

¾ Этюды: фортепиано, 5-7 класс ДМШ/сост. Антипко, - М.: Музыка, 1985г.

¾ Этюды 4 фортепиано 3-4 класс ДМШ/сост. Антипко, - М: Музыка, 1988г.

¾ Хрестоматия для ф-но: 3 класс ДМШ: педагогический репертуар/сост. Н.А. Любомудрова, -М.: Музыка, 1975-1987 гг.

¾ Хрестоматия для ф-но: 1 класс ДМШ: педагогический репертуар/сост. Н.А. Любомудрова, -М.: Музыка, 1991г.

В библиотеке ДШИ представлены документы и на электронных носителях.

 

Рисунок 7. Диаграмма отношения изданий в библиотеке: учебные и прочие издания.

Это очень небольшой процент документов. В основном это приложения у учебных пособий. Но есть и самостоятельные документы содержащие образовательные программы по музыкальному искусству. Это обусловлено спецификой нотно-музыкального документа, трудно представить, что делать с нотно-музыкальным документом зафиксированном на электронном носителе. Электронные документы представляют некую аудио иллюстрацию нотного издания. По образовательным программам: «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» документы на СД дисках используют для прослушивания отдельных музыкальных произведений или музыкальных мелодий для запоминания. Ребёнок слушает музыку и одновременно следит за нотным текстом, это помогает овладевать новыми навыками по «Чтению с листа». Примеры конкретных изданий:

¾ Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио: 1 класс: Учебник. Рабочая тетрадь. Задания. Аудиоприложение/ Ж. Металлиди, А. Перцовская, - СПб: Композитор, 2011 г.

¾ Первозванская Т. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. Учебники сольфеджио. 1 класс. Аудиоприложение / Т. Первозванская, Санкт-Петербург: Композитор, 2006, 65 с. (+ CD)

Рассмотрим процентное соотношение документов по отделам библиотеки.

 

Рисунок 8. Диаграмма процентное отношение документов по отделам.

 

Ранее в анализе пользователей библиотеки по отделам мы увидели, что большинство пользователей – это учащиеся и преподаватели фортепианного отдела, в этом отделе библиотеки и нотно-музыкальных документов больший процент. Приблизительно такое же соотношение по всем другим отделам библиотеки. Это хорошо видно если сравнить диаграммы 4 и 8.

Для анализа фонда библиотеки и для анализа деятельности библиотеки мы используем данные из статистического отчёта за 2014-2015 учебные года. Составлена таблица, в которой отражены все библиотечные показатели по отделам библиотеки. Используя эти показатели, можно увидеть влияние книгообеспеченности на другие показатели, такие как посещаемость, книговыдача, коэффициент использования, обращаемость фонда. Все эти показатели показывают эффективность и качество работы библиотеки.

Таблица 2. Библиотечные показатели по отделам библиотеки.

 

Название отдела в библиотеке Всего изданий в отделе Зарегистрировано пользователей в отделе Книговыдача в отделе Книговыдача в отделе в % Всего посещений в отделе Читаемость в отделе Посещаемость в отделе Обращаемость фонда отдела Коэффициент использования Книгообеспеченность в отделе
экземпляров процентов учащиеся преподаватели
Отдел фортепьяно   32, 6     55, 33       19, 3 1, 38 1, 69   15, 15
Отдел струнных инструментов (скрипка, виолончель)   11, 23     4, 03     12, 8 6, 18 0, 29 0, 35 43, 54
Отдел народных инструментов (баян, аккордеон)   13, 49     5, 52     5, 8 7, 9 0, 33 0, 4 17, 43
Отдел струнных народных инструментов (домра, гитара)   3, 57     1, 24     1, 38 2, 47 0, 28 0, 34 4, 84
Отдел медных духовых инструментов   1, 68     0, 65     1, 84 0, 96 0, 04 0, 38 5, 76
Отдел деревянных духовых инструментов   10, 51     14, 37     17, 01 15, 3 1, 11 1, 36 15, 2
Отдел ударных инструментов.   1, 8     0, 77     2, 57 17, 42 0, 35 0, 42 7, 33
Отдел теории музыки (сольфеджио, музыкальная литература)   24, 31     18, 01     3, 12 2, 31 0, 61 0, 74 5, 084
Хоровой отдел   0, 9     0, 17     0, 02 0, 01 0, 14 0, 18 0, 21
ВСЕГО:         15, 83 14, 9 - - 19, 34

 

Различными законодательными актами предусмотрены нормы книгообеспеченности для учащихся (Приказ Минобразования РФ от 27.04.2000 N 1246 " Об утверждении Примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения), но для дополнительного образования таких норм не существует. С нашей точки зрения, нормы по которым определяется эта норма для городских, сельских, школьных библиотек не соответствуют для определения норм книгообеспеченности в библиотеки ДШИ. Все данные которые были получены в ходе исследования являются характерными именно для этого вида библиотек.

Можно привести такой пример: в Приказе Минобразования РФ от 27.04.2000 N 1246 " Об утверждении Примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения" установлена степень устареваемости учебных изданий по общегуманитарным дисциплинам – 5 лет. Нотно-музыкальные документы не имеют такой нормы устареваемости, это является особенностью этого вида документов.

Наибольшие показатели по книгообеспеченности показали отделы:

¾ Отдел фортепьяно;

¾ Отдел струнных инструментов (скрипка, виолончель);

¾ Отдел народных инструментов (баян, аккордеон);

¾ Отдел деревянных духовых инструментов;

Другие показатели, за исключением отдел струнных инструментов, тоже самые высокие. Низкий уровень книгообеспеченности определяет низкий уровень и других показателей библиотеки. Книгообеспеченность это следствие комплектования БФ. В библиотеке ДШИ №11 наблюдается неравномерное комплектования по различным отделам библиотеки. В дальнейшем необходимо учитывать эти показатели и сделать комплектование БФ более сбалансированным по различным отделам.

Но всё-таки есть один показатель, который можно считать приемлемым для этого вида библиотек. Это коэффициент соответствия - Кс. Активно используемыми отделами считаются те, Кс которые колеблется от 0, 8 до 1, 3, пассивно используемыми — при Кс ниже 0, 8 сверхактивными — Кс которых выше 1, 3. В итоге даются рекомендаций для совершенствования комплектования. В нашем случае сверхактивно используются документы из отдела фортепиано и документы отдела деревянных духовых инструментов; активно используются документы отдела теории музыки, в остальных отделах фонда используются пассивно. Из практики можно сказать, что документы отдела фортепиано имеет самый большой физический износ. Документы, используемые пассивно либо не соответствуют образовательному процессу (технически сложные) или имеют недостаточный ассортимент. Например, в отделе медных духовых инструментов из 144 общего количества документов в отделе 22 штуки - Школа игры на валторне/сост. В.Н. Солодуев, - Москва: Гос. Муз. Издат, 1960 г.

Доля документов, изданных за последние 5 лет очень небольшая, так как в последние годы очень низкое финансирование комплектования. Этот финансирования не только низкий, но и не равномерный. Так в 2014 году на приобретение документов для библиотеки было выделено 70 тысяч рублей, а в 2015 только 18. Невозможно спланировать хотя бы на год вперёд сколько документов и каких можно будет приобрести, так как нет никаких документов, определяющих уровень финансирования на приобретение документов в БФ. Процент новых документов в фонде очень небольшой.

Рисунок 9. Диаграмма доля документов, изданных за последние 5 лет.

Из этой диаграммы хорошо видно сколько процентов документов в фонде изданных за последние 5 лет. Больше всего документов, изданных за последние 5 лет в отделе по теории музыки. Это связано с тем, что большинство документов в этом отделе это учебники, нотный текст там присутствует, но во многих учебниках только в виде иллюстрации. Учебные документы по программе «Музыкальная литература» - это текстовые документы. Сами образовательные программы постоянно обновляются, используются новые приёмы и пособия. Как мы уже разбирали выше для помощи учащимся используются документы на электронном носителе. Информация по музыкальному искусству не устаревает, однако подача этой информации становится другой, меняется форма представления этой информации, используются новые методики для улучшения восприятия этой информации.

 

Рисунок 10. Диаграмма доля учебных пособий, изданных за последние 5 лет в отделе по теории музыки.

Из диаграммы видно, что доля новых изданий составляет более ¼ всех документов. Можно сказать, что в этом разделе библиотеки самые новые учебные пособия. Можно сравнить эти показатели с другими отделами библиотеки.

Таблица 3. Доля документов, изданных за последние 5 лет, сведения по отделам.

 

№ п/п Название отдела Доля документов, изданных с 2009 по 2014 год в отделе в %
  Отдел фортепиано 6, 5
  Отдел струнные инструменты  
  Отдел народные инструменты (баян, аккордеон)  
  Отдел народные струнные  
  Отдел деревянные духовые  
  Отдел медные духовые  
  Отдел ударные  
  Отдел хор  
  Отдел теории музыки (сольфеджио, музыкальная литература. Музыкальный Петербург)  

 

Нужно сказать, что и музыкальные издательства активно выпускают учебные пособия по этим образовательным программам. На рынке очень большой ассортимент этих изданий.

В таблице 4 показаны некоторые библиотечные показатели в сравнении. Некоторых показателей в таблице нет за 2012-2013 учебный год, так как статистика в библиотеке не велась.

 

Таблица 4. Библиотечные показатели в статистических отчётах.

Показатели библиотеки 2012 - 2013 2013 - 3014 2014 - 2015
Нотные издания      
Нотные учебные пособия и учебные издания по теории музыки.      
Справочники издания      
Издания на электронном носителе      
Всего документов      
Списано за год      
Приобретено за год      
Всего пользователей      
Документов на 1 пользователя 24, 5 21, 11 20, 75
Посещаемость -    
Книговыдача -    

Даже сравнение за такой небольшой период показывает, как изменяются показатели библиотеки. Количество документов уменьшается, но посещаемость и книговыдача растёт. Это связано с тем, что при рекомплектовании БФ списываются ветхие и невостребованные документы. При пополнении фонда учитываются конкретные пользовательские запросы пользователей, ведутся документы по фиксированию заказов на документы преподавателей. Так же имея данные по укомплектованности по отделам библиотеки, можно приобретать недостающие документы, укомплектовать отделы в соответствии с запросами пользователей.

Вывод.

Состав пользователей библиотеки определяет специализацию комплектования БФ – документы по музыкальному искусству образовательной направленности. Документы БФ должны быть предназначены для обеспечения образовательного процесса ДШИ – начальный уровень обучения по музыкальному искусству.

Состав библиотечного фонда полностью соответствует профессиональным и образовательным потребностям пользователей библиотеки. Комплектование БФ направлено на качественное удовлетворение информационных запросов пользователей по музыкальному искусству. Ядро фонда библиотеки составляют нотно-музыкальные документы образовательной направленности и классические музыкальные произведения, используемые в педагогической практике.

Большинство документов БФ это документы изданы до 2009 года, они имеют физический износ так интенсивно используются учащимися. Отделы БФ укомплектованы не одинаково, в некоторых отделах документов недостаточно или нет нужного ассортимента обеспечивающих пользовательские запросы должным образом. Необходимо постоянно вести работу по библиотечной статистике, для определения лакун, содержащихся в фонде и при комплектовании сотрудничать с преподавателями ДШИ, учитывая их педагогические потребности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.