Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подражание армянскому






Я приснюсь тебе черной овцою

На нетвердых, сухих ногах,

Подойду, заблею, завою:

" Сладко ль ужинал, падишах?

Ты вселенную держишь, как бусу,

Светлой волей Аллаха храним...

Так пришелся ль сынок мой по вкусу

И тебе, и деткам твоим.[26]

Как жена своего мужа, Ахматова не раз нам представлялась в своей любовной лирике. Но в её творчестве существует и ещё одна «разновидность» образа жены. Об этом говорится в стихотворении в следующем стихотворении:

Лотова жена

И праведник шел за посланником Бога,

Огромный и светлый, по черной горе.

Но громко жене говорила тревога:

Не поздно, ты можешь еще посмотреть

На красные башни родного Содома,

На площадь, где пела, на двор, где пряла,

На окна пустые высокого дома,

Где милому мужу детей родила.

Взглянула, и, скованы смертною болью,

Глаза ее больше смотреть не могли;

И сделалось тело прозрачною солью,

И быстрые ноги к земле приросли.

Кто женщину эту оплакивать будет,

Не меньшей ли мнится она из утрат?

Лишь сердце мое никогда не забудет

Отдавшую жизнь за единственный взгляд.[27]

Если обратить внимание на описание города женой Лота, единственная точная деталь в нем - красные башни. Все остальное: дома, улицы, деревья - для нее как будто невидимо. Она вспоминает площадь - «где пела», родной двор - «где пряла», да и сам дом ей хочется увидеть потому, что там она «милому мужу детей родила». Здесь жена олицетворяет женщину, привязанную не только пылкой любовью к своему мужу, но и дому, Родине, детям. Возможно, в этом стихотворении Анна Ахматова говорит нам о своих мечтах, связанных с семейной жизнью, которым, к сожалению, не суждено было сбыться.

Заключение

Таким образом, изучая творческое многообразие Анны Ахматовой, мы выделили основные женские образы её героинь, а именно:

1. Женщина в любви

2. Женщина в религии

3. Женщина-патриот

4. Женщина-поэт

5. Женщина мать и жена

Каждый из этих образов нашёл своё признание в глазах читателей, каждый нашёл в них что-то своё, родное. Лирика Ахматовой раскрывает все ипостаси женской души в её различных ролях и жизненных этапах.

В ранней лирике поэтессы ее героиня - это любящая женщина во всем многообразии ролей. В более же зрелом творчестве Ахматовой акценты смещаются в сторону роли женщины–матери, патриотки и поэтессы, видящей свой долг в том, чтобы разделить судьбу своего народа и своей родины. Как в своё время сказала А.М. Коллонтай (государственный деятель и дипломат СССР), Ахматова подарила миру “целую книгу женской души”.[28] Без сомнения, никто не знает о тайных переживаниях женщины лучше ее самой.

В творчестве Ахматовой создан портрет русской женщины двадцатого века – с ее переживаниями, страстями, болями, мучениями, с ее судьбой – одновременно личной и в то же время слитой с судьбой своей страны. И мы уверены, что все эти образы актуальны для женщины и 21 века. Проблемы ахматовской женщины вечны. И стихотворения этой великой поэтессы всегда дадут ответ на любой вопрос, придадут жизненных сил матери, вдове или же патриотке, борющейся за справедливость в своей стране.

 

Список используемой литературы

1 Павловский А. И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.

2 Виноградов, В. В. О символизме Анны Ахматовой / В. В. Виноградов // Литературная мысль. – 1992.

3 Гаспаров, Б. М. Литературные лейтмотивы: очерки русской литературы XX века / Б. М. Гаспаров. – М.: Просвещение

4 Коваленко, С. А. Ахматова и Маяковский / С. А Коваленко // Ахматовские чтения. Вып. 1. – М., 1992

5 Левин, Ю. И. Заметки о лирике / Ю. И. Левин // Новое литературное обозрение. – 1994.

6 Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. – М.: Высшая школа, 1999

7 Твардовский, А. Т. Заветная книга. А. А. Ахматова / А. Т. Твардовский // Литература в школе. – 2005

8 Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика / Б. В. Томашевский. – М.: Аспект Пресс, 2001

9 Виленкин, В. А. " Короткое, но «царственное слово»". / В. А. Виленкин // Вопросы литературы. – 1993. – № 2

10 Влащенко, В. И. «Тихое» слово Анны Ахматовой / В. И. Влащенко // Литература в школе. – 2008. – № 3

11 Левин, Ю. И. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма / Ю. И. Левин, Д. М. Сегал, Р. Д. Тименчик, В. Н. Топоров, Т. В. Цивьян // Смерть и бессмертие поэта. Материалы международной научной конференции, посвященной 60-летию со дня гибели О. Э. Мандельштама (Москва, 28-29 декабря 1998 г.)

Интернет источники:

1 Информационно-образовательный ресурс БИОГРАФИЯ.РУ

2 Сайт о литературе ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

3 Электронное научное издание произведений русской классической литературы Русская виртуальная библиотека

 

 


[1] фраза из стих-я “Эпиграмма”, сборник «Произведения Анны Ахматовой», изд-во Либрусек, 1998г.

[2] Л.Н.Толстой, «Война и мир», изд-во Эксмо, 2010 г., т.2, ч.3, г.18, с.276.

[3] фраза из стих-я " В дороге", «Русская поэзия», изд-во Библиотека Максима Мошкова, 2001г.

[4] строфа из стих-я " Следок твой непытан", книга «Марина Цветаева. Стихотворения 1909-1941», изд-во Либрусек, 1998г.

[5] строфа из стих-я " Целовалась с нищим, с вором, с горбачем", книга «Марина Цветаева. Стихотворения 1909-1941», изд-во Либрусек, 1998г.

[6] В.В. Виноградов, “О символизме Анны Ахматовой”, изд-во Литературная мысль, 1992г.

[7] строфа из стих-я “Высоко в небе облачко серело”, сборник «Произведения Анны Ахматовой», изд-во Либрусек, 1998г.

[8] Строфа из стих-я “Есть в близости людей заветная черта”, сборник «Ветер Лебединый. Стихотворения и поэмы», изд-во Эксмо, 1998г.

[9] строфа из стих-я “Сжала руки под темной вуалью”, сборник «Ветер Лебединый. Стихотворения и поэмы», изд-во Эксмо, 1998г.

[10] стих-е “Хочешь знать как все это было”, «Литературные лейтмотивы: очерки русской литературы 20 века», изд-во Просвещение, 1994г.

[11] строфа из стих-я “Ты пришел меня утешить милый”, сборник «Ветер Лебединый. Стихотворения и поэмы», изд-во Эксмо, 1998г.

[12] строфа из стих-я “Я живу как кукушка в часах”, сборник «Ветер Лебединый. Стихотворения и поэмы», изд-во Эксмо, 1998г.

[13] стих-е “Все мы бражники здесь, блудницы”, сборник «Ветер Лебединый. Стихотворения и поэмы», изд-во Эксмо, 1998г.

[14] стих-е “Молитва”, сборник «Ветер Лебединый. Стихотворения и поэмы», изд-во Эксмо, 1998г.

[15] строфа из стих-я “Протертый коврик под иконой”, «Литературные лейтмотивы: очерки русской литературы 20 века», изд-во Просвещение, 1994г.

[16] стих-е “Думали: нищие мы, нету у нас ничего”, сборник «Анна Ахматова. Жизнь и творчество», изд-во Просвещение, 1991г.

[17] строфа из стих-я “Н. Рыковой”, сборник «Анна Ахматова», изд-во Литература в школе, 1995г.

[18] стих-е “Мне голос был. Он звал утешно”, сборник «Анна Ахматова. Жизнь и творчество», изд-во Просвещение, 1991г.

[19] фраза из книги “Теория литературы.Поэтика”, изд-во Аспект Пресс, 2010г.

[20] строфа из стих-я “Нет, царевич, я не та…”, сборник «Анна Ахматова», изд-во Литература в школе, 1995г.

[21] стих-е “Муза”, сборник «Поэзия Анны Ахматовой», изд-во Советский писатель, 1985г.

[22] стих-е “Муза ушла по дороге”, сборник «Анна Ахматова. Жизнь и творчество», изд-во Просвещение, 1991г.

[23] стих-е “Буду тихо на погосте”, книга «Мотив покаяния и прощения в лирике А.А. Ахматовой», изд-во МГУ, 2004г.

[24] стих-е “Колыбельная”, сборник «Анна Ахматова», изд-во Литература в школе, 1995г.

[25] Отрывок из поэмы “Реквием”, книга Сонькина В.А. «Реквием Анны Ахматовой», изд-во Литература в школе, 2010г.

[26] стих-е “Подражание армянскому”, сборник «Анна Ахматова», изд-во Литература в школе, 1995г.

[27] стих-е “Лотова жена”, учебник Котельникова В.А. «О христианских мотивах у русских поэтов», изд-во Литература в школе, 1994г.

[28] учебник Виноградова В.В. «О символизме Анны Ахматовой», изд-во Литературная мысль, 1992г.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.