Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Буду тихо на погосте






Буду тихо на погосте

Под доской дубовой спать,

Будешь, милый, к маме в гости

В воскресенье прибегать -

Через речку и по горке,

Так что взрослым не догнать,

Издалека, мальчик зоркий,

Будешь крест мой узнавать.

Знаю, милый, можешь мало

Обо мне припоминать:

Не бранила, не ласкала,

Не водила причащать.[23]

Вспоминая её глубокую религиозность (образ женщины в религии), мы видим что Ахматова жалеет о том, что в своё время не воспитала сына в религиозном плане. В понимании Анны Ахматовой быть матерью — это бранить, ласкать и водить причащать.

Мотив плохой матери звучит и в следующем стихотворении: Колыбельная

Далеко в лесу огромном,

Возле синих рек,

Жил с детьми в избушке темной

Бедный дровосек.



Младший сын был ростом с пальчик,

Как тебя унять,

Спи, мой тихий, спи, мой мальчик,

Я дурная мать.

Долетают редко вести

К нашему крыльцу,

Подарили белый крестик

Твоему отцу.

Было горе, будет горе,

Горю нет конца,

Да хранит святой Егорий

Твоего отца.[24]

Это стихотворение полностью представляет собой прямую речь матери. В основном, стихотворение посвящено отцу, мужчине, а в первую очередь – самой матери с ее горьким вздохом и сожалением.

Позже образ матери эволюционирует. Ахматова становится одной из тысяч матерей, отдающих сыновей на крест. Эти страшные чувства поэтессы описываются в поэме " Реквием ". Эта поэма создана под влиянием двух тяжелейших ударов — расстрела мужа Николая Гумилёва и ареста единственного сына.

.... Показать бы тебе, насмешнице

И любимице всех друзей,

Царскосельской веселой грешнице,

Что случится с жизнью твоей -

Как трехсотая, с передачею,

Под Крестами будешь стоять

И своею слезою горячею

Новогодний лед прожигать.

Там тюремный тополь качается,

И ни звука - а сколько там

Неповинных жизней кончается...[25]

Голос Ахматовой здесь начинает звучать от лица миллионов, таких же как она матерей, её образ сближается с образом плакальщицы. Рассказывается своя, личная боль, связанная с реальной биографией автора: лирическое переживание матери составляет основу сюжета «Реквиема». Но постоянные исторические аллюзии, а также вечные библейские образы, вневременные мотивы, наряду с реально-бытовыми, типичными деталями тех лет, расширяют частное единичное горе до национальной трагедии и передают вечную природу страдания матери. Финал «Реквиема» выходит на прямую параллель с распятием, к образу матери у сыновнего креста, словно голос Богоматери зазвучал во времена сталинского террора.

Стихотворение «Подражание армянскому» также отражает судьбу и сознание матери. Оно необычно тем, что героиня олицетворяет себя с овцой, ее речь обращена не просто к человеку, съевшего ягненка, а к тирану, к восточному «падишаху», чем подчеркивается связь с реальной автобиографической ситуацией. Здесь есть и указание на современного восточного деспота, и отражение в образах овцы-матери и сына-агнца личной трагедии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.