Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-политические концепции эпохи Возрождения






Ярким представителем социально-политической философии эпохи Возрождения был Н. Макиавелли, который обосновал главные принципы исследования законов политического социума. Он отделил политику от религии и морали, считая ее воплощением свободной человеческой воли. Политику, по мнению Н. Макиавелли, определяют естественные законы жизни и человеческая психология. Опорой власти являются сила, умело создаваемый культ личности государя. Правитель должен быть деспотичным, жестоким, хитрым и беспощадным. Со временем учение Н. Макиавелли стало синонимом политики, которая руководствуется принципом «цель оправдывает средства»

Т. Мор явился одним из основателей утопического социализма, свои взгляды на идеальное общество он изложил в произведении «Утопия». Главное в идеальном обществе Т. Мора – это отсутствие частной собственности, которая разобщает людей, социального неравенства и т. д.
Однако, полагал Т. Мор, реализовать его идеи можно только при помощи образованного правителя

Т. Кампанелла был представителем итальянской философии природы, но больше известен своим социальным учением, изложенным им в произведении «Город Солнца». Выдвинутый в «Городе Солнца» идеал общественного устройства, основанного на общей собственности, на общем труде, Т. Кампанелла рассматривал как вполне реальную политическую программу. В отличие от Т. Мора он был убежден в необходимости и возможности реального установления справедливого общества.

 

Вопрос

Проблему факторов, субъекта и источника социодинамики традиционно относят к проблемам, которые являются предметом изучения философии истории. Термин «философия истории» впервые введен в философский оборот в XVIII веке Вольтером.

Философия истории - область философского знания, которая занимается исследованием исторического бытия в целом или всемирной истории во всем ее многообразии, а также анализом исторического познания, его специфики, логики его развития, форм и методов.

Проблемное поле философии истории включает в себя исследование следующих моментов:
- природы, специфики, причин и факторов исторического процесса;
- движущих сил общественного развития;
- проблемы критериев общественного прогресса;
- проблемы направленности исторического развития;
- проблемы единства и многообразия истории и т.д., а также природы и специфика исторического познания, его форм и методов.

Анализ общества с точки зрения его динамики включает рассмотрение таких вопросов, как источники и факторы развития, направленность общественных изменений, формы динамики.

Среди множества факторов социальной динамики в числе наиболее важных можно выделить:
1) социально-экономические (изменения экономики, научные открытия, развитие техники и т.д.);
2) природно-географические (размеры занимаемой человеческими сообществами, локальными цивилизациями, отдельными народами и этническими группами) территории, географическое расположение, климат, рельеф местности, удаленность или близость к коммуникациям (торговле, транспорту и т.д.);
3) демографические (численность населения, плотность расселения, баланс по половому и возрастному признакам, соотношение численности городских и сельских жителей и т.д.);
4) этнокультурные (национальный менталитет, система духовных ценностей и др.).

Исследование социальной сферы с точки зрения ее развития предполагает анализ проблемы направленности общественных изменений, форм социальной динамики. Говоря о направленности общественного развития можно выделить две основные тенденции: общественный прогресс и общественный регресс.

Общественный прогресс - есть поступательное движение общества по восходящей линии, понимаемое как усложнение системно-структурной организации общества.

Общественный регресс - есть противоположное направление социальных изменений, ведущих к упрощению, деградации общества.

Идея общественного прог ресса имеет давнюю историю. Свое теоретическое обоснование она получает в XVIII веке. Эта идея была поддержана А. Тюрго, Ж. Кандорсе, И. Кантом, Г. Гегелем, А. Сен-Симоном, О. Коптом, К. Марксом, в XX веке развивается на основе идеологии технократизма (Д. Белл, 3. Бжезинский, А. Тоф-флер и др.). Согласно идее общественного прогресса, беспрерывное совершенствование общества обеспечивается на основе успехов науки и техники, развития производительных сил общества.

В XX веке, принесшем человечеству огромное множество проблем социального, политического и экологического характера, нестабильность в мире в целом, взгляды на общественные прогресс начинают изменяться. В частности, К. Ясперс пришел к выводу, что прогресс науки, техники, производства не ведет автоматически к прогрессу самого человека и «все великое гибнет, все незначительное продолжает жить». То есть прогресс в сфере науки и техники может совмещаться с резким отставанием и даже регрессом в других областях общественной жизни.

Идеи регрессизма, связанные с идеализацией прошлого (представления о минувшем «золотом веке») и пессимистической оценкой будущего человечества мы можем обнаружить у Конфуция, Гесиода, Сенеки, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше, Ф. Фукуямы и др.

История - это сложный и многогранный процесс, имеющий внутреннюю логику и развивающийся на основе своих имманентных законов. Но вместе с тем история - продукт деятельности людей, каждый из которых преследует свои цели и интересы. Таким образом, история представляет собой единство объективного и субъективного, то есть, с одной стороны, она развивается независимо от воли и желаний людей, а с другой - она есть их история. Вот почему выяснение вопроса о том, кто является творцом истории, всегда находился в центре внимания философии истории.

Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его участников (а к участникам этого процесса мы можем отнести народ, нацию, массы, толпу, социальные классы, выдающихся личностей). Посредством их совместной деятельности осуществляется и разворачивается история. Хотя история и есть деятельность всех индивидов и общностей, однако вклад их в исторический процесс различен. Поэтому, в философии истории используются два близких, однако, не тождественных понятия -субъект истории и движущие силы истории. Общим у них является реально оказываемое влияние на ход развития общества, а различаются они по степени осознанности этого влияния.

Под субъектом истории в этом случае следует считать только тех участников исторического процесса, чье воздействие на исторический процесс является осмысленным и осуществляется на основе осознания определенных интересов, постановки целей и задач. Движущие сипы истории, хотя и способны к изменению ситуации в обществе, однако являются ведомыми по отношению к субъекту истории, а также могут выступать в роли средства для достижения целей, поставленных историческими субъектами.

Существуют различные точки зрения на проблему определения субъекта и движущих сил истории. Обозначим несколько решений данной проблемы.

Одни исследователи в качестве субъекта исторического процесса (творца истории) рассматривают великую личность (или личности) - вожди, цари, правители, лидеры, герои и т.д. Н.К. Михайловский утверждал, что решающая роль в истории принадлежит герою, а им надо «называть человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело»'. Другой русский философ -П.Л. Лавров - писал, что историю творят личности, и они могут ее по своему усмотрению повернуть в любую сторону и что «прогресс человечества лежит исключительно на критически мыслящих личностях: без них он, безусловно, невозможен»2. Раз личности являются главными двигателями человечества, то они и создают новые модели общества и реализуют их в своей практической деятельности. На них возлагалась вся надежда по решению сложных социальных и экономических задач. Но их же обвиняли во всем, если общество оказывалось в тупиковой ситуации. Народ же рассматривался как безликая масса, готовая идти за своими лидерами, если даже эти лидеры оказывались недостойными руководителями. Такое решение вопроса также получило широкое распространение в частности, среди мыслителей французского Просвещения XVIII века. Итак, исходя из этой точки зрения, именно деятельность великих людей и принятые ими решения меняют лицо истории и хранятся в исторической памяти человечества.

Иная точка зрения отстаивается в марксизме и связана она с признанием народных масс в качестве субъекта и решающей силы общественного развития. Выдвижение народных масс на роль субъекта исторического процесса основано на следующей аргументации:
- именно народ выступает главной производительной силой, создающей все материальные блага, необходимые для существования общества;
- именно народ представляет реальную социально-политическую силу, преобразующую общество;
- именно народ формирует народную духовную культуру, способствующую преемственности в развитии общества.
Роль великой личности заключается в том, что она, во-первых, выдвигается народом, во-вторых, она способствует осознанию народа его интересов, задач и целей, в-третьих, она организует массы для достижения этих целей.

Б И Л Е Т № 16
1. Философия и наука. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. 2. Предмет и структура философии истории.

Вопрос

Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.

Философия является учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации:

– является ли философия наукой;

– взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;

– соотношение философии и вненаучного знания. Научного характера философии нельзя отрицать, она – наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук – конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного – выявление более общих закономерностей и тенденций.

Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.

Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует:

– на первоначальные позиции ученого;

– его отношение к миру и познанию;

– на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.).

Философия и вненаучное знание Вненаучное знание можно разделить:

– на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, в которую входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т. д.;

– отношение философии и паранауки, некоторые авторы призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, магии, суеверий, астрологии и т. д., лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество. Они выступают за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества, потому что паранаука действительно выполняет некоторую психотерапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности.

В науке различают:

– эмпирический уровень исследования – направляется на непосредственно изучаемый объект и реализуется посредством эксперимента и наблюдения;

– теоретический уровень исследования – сконцентрирован вокруг обобщающих идей, принципов, законов, гипотез.

Наука имеет стремление к вершинам человеческого знания, дороги, ведущие к этим вершинам, составляют идеалы науки.

Идеалы науки – это экспериментальные и теоретические методы в науке, которые позволяют достигнуть максимально обоснованного и доказательного знания.

 

Гносеология - раздел философии, в котором изучаются источники, формы научного познания, способности человека познавать действительность.

Схола́ стика - систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Схоластика характеризуется соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. В повседневном общении схоластикой часто называют знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом.

Неосхола́ стика -собирательное понятие, объединяющее различные течения католической философии, стремящиеся к реставрации средневековой схоластики.

 

Философия Нового времени - период развития философии в западной Европе в XVII-XVIII веках. Новое время - с XVI-XVII вв. и до начала ХХ в. - характеризуется в экономической сфере становлением и развитием частнособственнических отношений, основанных на саморегулируемой рыночной экономике и минимальном вмешательстве государства; в политической - переходом к буржуазным формам государственности (конституционной монархии или республике), приоритетом прав личности, усилением правовых методов управления обществом (концепция правового государства; в духовной сфере - отказом от теоцентризма, господством рационализма и прагматизма, практической направленностью развития науки, включая философию. Этот период иногда называют эпохой научной революции.

 

Рацинонлизм и эмпиризм:

{жирным выделено важное}

 

В широком смысле слова гносеологическая проблема - есть проблема соотношения опытно-чувственного и рационально-логического познания. Решение этой проблемы привело к формированию в новоевропейской философии двух основных направлений - эмпиризма и рационализма. Являясь выражением крайних точек зрения на природу познания и источник истинного знания, эмпиризм и рационализм отражали основные научные методы, применявшиеся учеными Нового времени. К их числу относятся:

- опытно-индуктивный метод Ф. Бэкона.

- рационалистический метод Р. Декарта.

- гипотетико-дедуктивный метод Г. Галилея.

Гипотетико-дедуктивный метод Г. Галилея базировался на применении двух взаимосвязанных методов - опытно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного.

Рационали́ зм- метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум.

Эмпири́ зм, эмпирици́ зм - направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

Различие этих двух течений заключается в том, что рационалисты верили в познание с помощью силы разума. Эмпирики же опирались на опыт, и считали, что истинное знание получается через ощущения - из опыта.

Френсис Бэкон

Первым исследователем природы в Новое время был английский философ Френсис Бэкон (1561-1626). Он считается основоположником методологии экспериментального естествознания. Указал на значимость опыта в постижении истины. Считал, что философия должна носить практический характер, и что высшей целью философии является господство человека над природой, а " господствовать над природой можно, только подчиняясь её законам". Постижение законов природы возможно путём анализа и обобщения отдельных проявлений, то есть исходил из индукции. Считал, что для постижения истины необходимо освободиться от мешающих этому " призраков" (идолов). " Призрак рода" заключается в стремлении человека описать мир по аналогии с жизнью, господствующей в обществе; " призрак пещеры" - в зависимости от своих субъективных пристрастий; " призрак рынка" (" призрак площади") - в зависимости от расхожего мнения остальных; " призрак театра" - в слепом подчинении авторитетам. Был глубоко верующим человеком, разделял науку на теологию (занимающуюся изучением высшего, познать которое невозможно умом, а возможно лишь через божественное откровение) и философию (изучающую природу с

помощью опыта и разума).

 

Бэкон был сторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент). Философию он считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и самого человека. Сторонники эмпиризма призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики.

Сторонники рационализма считали, что основным источником достоверного знания является знание (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Основателем рационализма считается Декарт - автор выражения " подвергай все сомнению". Он считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истинную.

 

Рене Декарт (1596-1650) - французский математик и философ. Если Френсис Бэкон рассматривал опыт как основную отправную точку исследования, а Т. Гоббс привнес в эту логику математику, то Декарт ставил во главу всего разум, а опыт считал лишь инструментом, подтверждающим выводы разума. Декарт придерживался рационализма. Впервые ввел идеи эволюции, но доказывал их исходя исключительно из механистических представлений.

Основной отправной точкой его философии является понятие субстанции, здесь он сближается с античными философами. В этом вопросе он придерживается дуализма, разделяя субстанцию на два вида: материальную, бесконечно делимую, которую можно описать механическими представлениями, и неделимую духовную, постижимую только человеком, поскольку лишь у него есть бессмертная душа. Субстанции обладают двумя главными атрибутами: протяженностью, для материальной, и мышлением, для духовной (идеальной). Духовный мир человека есть нечто врожденное. К врожденным идеям Декарт относит идею Бога и основы математики и логики (" две величины, равные третьей, равны между собой", " из ничего ничего не происходит"). Считает, что все сущее создал Бог, но после создания он не вмешивается в естественный ход истории.

Одно из центральных мест его философии занимает проблема поиска истины и метода, с помощью которого возможно получение достоверного знания. В этом вопросе он преодолел философский скептицизм. Широко известно его знаменитое рассуждение по этому вопросу, завершающееся знаменитым высказыванием: " Я мыслю, следовательно, я существую".

Метод научного познания, используемый Декартом, можно назвать аналитическими или рационалистическим.

 

Таким образом, рационалисты выбрали математическую модель знаний, а эмпирики взяли за основу физические науки. Первые использовали дедуктивный метод познания (от общего предположения к частным выводам). Эмпирики (Френсис Бэкон) пришли к выводу, что следует использовать индуктивный метод (от частных случаев к общему заключению).

Другое краткое определение: Рационалисты, главным образом во Франции и Германии, предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых " врождённых идей", присутствующих в уме. Эмпиристы, напротив, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта.

 

Вопрос

Что такое \" философия истории\" и в чем заключается предмет ее изучения?: \" Философия истории - раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания\" Отсюда следует, что философия истории представляет собой составную часть философии Предметом же философии истории является интерпретация, раскрытие содержания исторического процесса и исторического познания Однако такой подход к определению философии истории является не единственным, поскольку на протяжении исторического развития предмет, проблематика философии истории существенно менялись и сегодня воспринимаются различными направлениями философии истории неодинаковоофії історії неоднаково.

Так, например, предметом исследования историков и философов античного периода (Геродот, Платон, Фукидид, Аристотель, Плутарх и др.) было взаимодействие природы и человека, описание и рассмотрение \" сырых\" исторических ф фактов без их теоретического осмысления и сведения в единую философско-историческую системчну систему.

Предметом философии истории Средневековья (Августин и др.) была проблема взаимодействия Бога и человека, определения содержания исторического процесса, движущей силой которого считалось Божье провидение, исследования при изначення и задач исторического трудаь.

В эпоху Возрождения и Нового времени (Пикколо Макиавелли, Джамбатиста Вико, Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс и др.) предметом философии истории становится направленность истории, а также роль человека, классов в историч ночном процессе (Опостен Тьерри, Франсуа Гизо, Огюст Минье) В эпоху Нового времени возникает и сам термин \" философия истории\", впервые употребил в 1765 г французский просветитель Вольтер (1694-1778), который довод См., что историк должен не просто описывать исторические события, а философски осмысливать исторический процесс Позже для Гегеля и учредителей диалектического материализма (Карл Маркс и Фридрих Энгельс) основ ним предметом философии истории стал поиск общих закономерностей и диалектики исторического прогрессчного прогресу.

конце XIX - начале XX в возникло много новых направлений философии истории, каждый из которых, в свою очередь, имел свой собственный предмет исследования Так, например, представители теории исторического кру угообигу (Николай Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби), как и их предшественники, ставили целью выявление закономерностей исторического процесса Представители многочисленных направлений христианской фил ософии истории: неотомизма (Жак Маритен, Этьен Анри Жильсон и др.), неоавгустизму (Морис Блонд, Габриэль Марсель, Жан Лакруа), тейярдизму ОТер Тейяр де Шарден), а также экзистенциализма (Карл Ясперс) центральную проблему видели в проблеме смысла истории Сторонники гносеологической теории и критики исторического познания (Вильгельм Дильтей, Бенедетто Кроче) не ограничиваются историографией, а анализируют щ е и историческое познание в широком смысле этого слова Свой специфический предмет имеют и неокантианской философия истории (Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт), \" аналитическая\" философия истории (Эрнест т Нагель, Карл Гемпель и др.) Важной особенностью многих современных направлений философии истории XX в то, что их предметом становятся глобальные проблемы мировой истории, современной цивилизации тощої цивілізації тощо.

Итак, как видим, разные философско-исторические школы не имели единого подхода к проблеме предмета исследования, в связи с чем философы-исследователи по-разному интерпретировали исторический процесс Однако, узаг гальнившы их подходы, можно сделать вывод, что философия истории - это раздел философии, который объясняет содержание, закономерности, основные направления исторического процесса, а также обосновывает методы его познания.

Б И Л Е Т № 17
1. Основные идеи и достижения философии эпохи Просвещения. 2. Реляционная концепция общества К. Маркса.

Вопрос

XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период мы наблюдаем становление и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в чисто производственных целях новые природные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт, создается первая паровая машина и т.д. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII веке многие полагают, что “знание – сила” (Ф.Бэкон), что именно “практическая философия” (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для нас овладеть природой и стать “господами и хозяевами” этой природы (Р.Декарт).

 

В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. Если в эпоху Возрождения принималось, что наш разум безграничен в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки (и в производстве, и в переустройстве общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей.

 

Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого “истинного друга прогресса и человечества” является “просветление умов”, просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Эта установка на просвещение масс стала настолько характерной для культурной жизни европейских стран в XVIII веке, что впоследствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения.

 

Первой в эту эпоху вступает Англия. Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм. Деизм еще не отвергает бога как творца всей живой и неживой природы, но в рамках деизма жестоко постулируется, что это творение мира уже свершилось, что после этого акта творения бог не вмешивается в природу: теперь природа ничем внешним не определяется и теперь причины и объяснения всех событий и процессов в ней следует искать только в ней самой, в ее собственных закономерностях. Это был существенный шаг на пути к науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков.

 

И все же английское просвещение было просвещением для избранных, носило аристократический характер. В отличие от него французское просвещение ориентировано не на аристократическую элиту, а на широкие круги городского общества. Именно во Франции в русле этого демократического просвещения зарождается идея создания “Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел”, энциклопедии, которая бы в простой и доходчивой форме (а не в форме научных трактатов) знакомила читателей с важнейшими достижениями наук, искусств и ремесел.

 

Идейным вождем этого начинания выступает Д.Дидро, а его ближайшим соратником – Д.Аламбер. Статьи же для этой “Энциклопедии” соглашались писать самые выдающиеся философы и естествоиспытатели Франции. По замыслу Д.Дидро в “Энциклопедии” должны были отражаться не только достижения конкретных наук, но и многие новые философские концепции относительно природы материи, сознания, познания и т.д. Более того, в “Энциклопедии” стали помещаться статьи, в которых давались критические оценки традиционной религиозной догматики, традиционного религиозного мировосприятия. Все это определило негативную реакцию церковной элиты и определенного круга высших государственных чиновников к изданию “Энциклопедии”. Работа над “Энциклопедией” с каждым томом все усложнялась и усложнялась. Последних ее томов XVIII век так и не увидел. И все же даже то, что было все-таки издано, имело непреходящее значение для культурного процесса не только во Франции, но и во многих других странах Европы (в том числе для России и Украины.

 

В Германии движение Просвещения связано с деятельностью Х.Вольфа, И.Гердера, Г.Лессинга и др. Если иметь в виду популяризацию наук и распространение знаний, то здесь особую роль играет деятельность Х.Вольфа. Его заслуги отмечали впоследствии и И.Кант, и Гегель.

Философия для Х.Вольфа - это “мировая мудрость”, предполагающая научное объяснение мира и построение системы знаний о нем. Он доказывал практическую полезность научных знаний. Сам он известен был и как физик, и как математик, и как философ. И характеризуется он часто как отец систематического изложения философии в Германии (И.Кант). Работы свои писал Х.Вольф на простом и доходчивом языке.

Его философская система излагалась в учебниках, заменивших схоластические средневековые курсы во многих странах Европы (в том числе и в Киеве, а затем и в Москве). Х.Вольф был избран членом многих академий Европы.

 

Кстати у самого Х.Вольфа учились М.В.Ломоносов, Ф.Прокопович и другие наши соотечественники, проходившие учебу в Германии. И если деятельность Х.Вольфа не освещалась должным образом в нашей философской литературе, то, по-видимому, потому, что он был сторонником телеологического взгляда на мир. Он не отвергал бога как творца мира, и ту целесообразность, которая характерна для природы, для всех ее представителей, он связывал с мудростью бога: при сотворении мира бог все продумал и все предусмотрел, а отсюда и следует целесообразность. Но утверждая простор для развития естественных наук, Х.Вольф оставался сторонником деизма, что несомненно предопределило последующем и деизм М.В.Ломоносова.

Итак, подводя итоги сказанному выше о философии Просвещения, можно отметить следующие важные моменты в ее общей характеристике:

◾ получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о возможностях математики в естественнонаучном познании);

◾ развиваются деистические представления о мире, что в свою очередь приводит к формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века;

◾ формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.

 

Вопрос

Теория к. маркса характеризуется как реляционная, поскольку понимает общество не как сумму индивидов или групп, коллективов, а сумму связей и отношений, в которых эти индивиды, группы находятся друг к другу. такие отношения субъекты могут осознавать или не осознавать. если, по дюркгейму, устойчивые отношения воссоздаются из коллективных явлений, то с позиции реляционной точки зрения, коллективные явления рассматриваются главным образом как выражение
устойчивых отношений. общество есть и условие (материальная причина), и непрерывный
воспроизводимый результат человеческой деятельности. существование и развитие общества маркс понимал как естественно-исторический процесс, т.е.
в основе общественной жизни лежат объективные законы, движение ее осуществляется по отдельным ступеням – формациям. способ производства строго детерминирует все остальные стороны общества, распределяет связь индивидов и групп со средствами производства и ресурсами, функции и роли этих индивидов и групп (например в разделении труда). такой подход помогает понять существование различных интересов, конфликтов, противоречий внутри общества. эти теории лежат в основе многих современных концепций общества.

 

Б И Л Е Т № 18
1. Философия и идеология в эпоху Просвещения. Теоретические основания дискуссий о справедливости и демократии. 2. Социальная структура общества. Теории социальной стратификации и социальной мобильности.

Вопрос

В развитие социальных учений Нового времени в XVIII в. особый вклад внесли деятели французского Просвещения. Просветители (Ш. Монтескье, Ф. Вольтер, Ж. Ж. Руссо и др.) идейно подготовили Великую французскую революцию 1789-1994 гг. Многие из них были убежденными атеистами, другие – искренне верующими людьми, но все они воспринимали реальную католическую церковь как символ невежества и мракобесия, считали ее тормозом в развитии общества. Поэтому девиз Вольтера: " Раздавите гадину! " (католическую церковь) стал лозунгом эпохи, предопределив юридическую норму отделения церкви от государства.

По убеждению просветителей, общественный прогресс возможен только лишь при помощи разума, права, науки и образования. Грядущее общество непременно станет воплощением разумности и цивилизованности. Что же касается человека, то он является природно-социальным существом и способен к бесконечному развитию и совершенствованию своей деятельности. Однако частная собственность делает людей нервными, порождает зависть и вражду между ними. Следовательно, новое общество надо создавать на основе социального равенства и справедливости, солидарности между людьми. Просветители стояли на позициях исторического оптимизма, а их идеалом была республика как форма народовластия.

Значительный вклад в учение о сущности и природе человека, путях его воспитания внесли такие последовательные французские материалисты XVIII в., как Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и Ж. Ламерти. Они подчеркивали, что человек является, прежде всего, продуктом окружающей его среды. Следовательно, для изменения нравов людей необходимо в первую очередь изменить обстоятельства их жизни, общественные отношения как мир человека. Эта идея просветителей явилась в последующем одним из источников возникновения и формирования классической марксистской философии, в которой была теоретически обоснована идея коммунистического общества.

Эпоха Просвещения -«век разума» охватывает конец 17-18в. Просвещение –необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Эпоха Просвещения одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры в Европе. Умы просвещения волнует идея равенства: не только перед богом, но и перед законом, перед другими людьми. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством-первый характерный признак эпохи Просвещения. Избавление от всех социальных неурядиц, просветители видели в распространении знаний. В эпоху Просвещения стало особенно популярным представление о боге как великом механике и о мире как об огромном механизме. Благодаря достижениям естественный наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, и общество подчиняются логичным доступным человеческому разуму законам. Победа разума-второй характерный признак. Третий признак эпохи Просвещения-исторический оптимизм.

Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии». Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменить человека к лучшему «рационально» преобразовывая политические и социальные устои. Ориентиром для создателей утопии 18в. служило естественное или природное состояние общества, живущего сообразно разуму, а не по «искусственным» законам. Просветители верили в возможность построения гармоничного общества. Глубокие изменения в социально-политической жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры 18в.

Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. Это была славная эпоха, начавшаяся одной революцией и закончившаяся тремя: промышленной- в Англии, политической- во Франции, философской и эстетической- в Германии. Все больше выветривались остатки феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные отношения.

В философии Просвещение выступило против всякой метафизики. Оно содействовало развитию любого рода рационализма. Не случайно период Просвещения в некоторых странах называли именами философов. Во Франции- веком Вольтера, в Германии- веком Канта.

В области политики и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности и возлагало большие силы на магическую силу воспитания.

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшем на все сферы и правовые нормы политической и культурной жизни.

Вопрос

Естественное и социальное неравенство людей выступает причиной, основой социального расслоения, формирования определенной структуры общества.

Социальная структура общества — это устойчивая связь субъектов социальной жизни, которые различаются между собой степенью обладания собственности, получаемого дохода, власти, престижа, образования. Такова современная трактовка рассматриваемого понятия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.