Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос.






 

1)Философия, ее предмет. Структура философского знания

Предмет философии — наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции.

Философское знание имеет определенную структуру. Традиционно философия включает

-онтологию (учение о бытие)

-гносеологию (эпистемологическая (Теория познания)

-аксиологию (теория ценностей)

Так же выделяют

-социальную философию - философию истории, - философскую антропологию (совокумность научных дисциплин изучающих человека и его происхождение)

-историю философии, -этику, -эстетику.

Предмет философии — наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции. Таким образом, главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания.

 

Вопрос

Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя
- систему образования,
- науку,
- искусство,
- литературу,
- мифологию, нравственность,
- политику,
- право,
- религию,
сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как
- мировая и национальная культура,
- классовая,
- городская и сельская,
- профессиональная и др,
- духовная и материальная.
В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.
Материальная культура связана с историческим подходом. Чаще всего рассматриваются в этом плане древние культуры.
Духовная культура - наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование; материальная - орудия и средства труда, технику и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.
Функции культуры
- Основная (человекотворческая) Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человвеку.
- Информационная Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Особо оценивается представителями семиотического подхода к культуре. Знания о мире и о себе. Передача знаний, коммуникация. Выделяется специальная
- Познавательная функция Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. а также в связи с информационной выделяется
- Коммуникативная функция Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.
- Нормативная (регулятивная или защитная функция) - является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной так и социальной. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений. Законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.
- Знаковая Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция.
- Ценностная (Аксиологическая) Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.
- Духовно-нравственная - воспитательные роли культуры.
- Потребительская (релаксационная) Функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась. Форма трансляции познавательного социального опыта.

 

Б И Л Е Т № 4
1. Проблема метода в философском познании. 2. Традиции и новации в динамике культуры.

Вопрос

Метод – способ практического и теоретического действия, направленного на достижение поставленной цели.

Мышление – высшая форма познания, логическое отражение действительности в понятиях, Методология – философское учение о методах и формах познания.

Природа и специфика философского знания: метод и методология

Стремление систематизировать процесс познания и практического освоения реальности является необходимым качеством человеческого образа жизни, целенаправленного изменения окружающей действительности. В отличие от животного, которое осуществляет свои действия инстинктивно, на основе безусловных рефлексов, познавательная и практическая деятельность человека предполагает знание определенных путей, способов осуществления действий, ведущих к реализации поставленной цели. В свою очередь, это знание может формироваться как стихийно, так и целенаправленно. Стихийно способы познания и практических действий формируются в быту, обыденной жизни. В данном случае человек, изучая и осваивая необходимые в повседневной практике предметы и явления, не всегда отдает себе отчет в том, как он это делает. Однако, овладевая какой-либо профессией, приступая к научным исследованиям, человек, так или иначе, целенаправленно систематизирует способы практической деятельности, а также восприятия и познания окружающего мира. Совокупность способов познания и практического освоения объективной реальности и форм ее восприятия называется методом.

Методы существуют в каждой профессии или области науки. Однако, для того чтобы они эффективно развивались и совершенствовались, необходимо не только овладение ими в конкретных областях познания и практики, но и исследований наиболее общих приемов их формирования. Учение о приемах исследования и систематизации существующих методов называется методологией.

2. Некоторые основные методы в философии XX века

Методология разделяет существующие методы на следующие основные группы:

1. Методы практической деятельности, которые вырабатываются и изучаются в рамках определенных профессий.

2. Методы научного познания. Эти методы, как и методы практики, формируются целенаправленно, однако они используются не для изменения окружающего мира, а для его исследования. Эти методы специфичны для каждой конкретной науки, а также для каждого этапа научного познания. Существуют методы постановки цели, разработки гипотезы, сбора эмпирических фактов, их теоретического осмысления и практической проверки результатов.

В структуре научных методов существуют методы непосредственно изучения объективной реальности, методы систематизации способов изучения объективной реальности, а также методы осмысления основных закономерностей развития объективной реальности и познания, к ним также относятся философские методы.

С помощью этой группы методов человек стремится выявить основные, универсальные закономерности развития мироздания и формы их познания. Человек стремился осмыслить явления окружающего мира и ответить на вопрос о возможности его познания значительно раньше, чем возникла наука. Сами по себе формы познания конкретных явлений материального мира сформировались под воздействием необходимости познания мира как целого. И поскольку развивались конкретные науки и методы обобщения их результатов, постольку, с учетом развития этих наук, менялись и формы осмысления их выводов.

Если развитие методов познания в конкретных науках основывалось на том багаже знаний и методов, который был накоплен в прошлом, то в философии дело обстояло иначе. Каждая философская школа практически заново формировала методы осмысления действительности. Например, если в физике квантовая механика и ее методы не отрицают классическую механику, то в философии Аристотель отрицал основополагающие выводы, сделанные Платоном, позднее Фейербах совершенно иначе отвечал на основной вопрос философии, чем Гегель и т.д.

Почему это происходило?

Философия и философские методы по сути своей интегративны, т.е. они служат для ответов на вопросы о самой природе бытия: 1) возможно ли обнаружение первоосновы мира? 2) познаваем ли мир? и т.д.

Каждое философское направление по-разному отвечало на эти вопросы и соответственно разрабатывало методы, направленные на решение этих проблем. Так, если диалектический метод был направлен на поиск первоосновы, первопричины развития мироздания и социального процесса, то конвенционалистский метод рассматривал принципы взаимосвязи фундаментальных научных теорий и исходил из невозможности познания мира как целого. Однако оба этих метода в той или иной форме отвечали на вопрос о возможности познания фундаментальных закономерностей бытия.

Кроме методов познания и осмысления основных закономерностей окружающего мира, существуют формы, в которых человек определенным образом выражает свое отношение к окружающему миру и внутреннему личности. Это такие формы общественного сознания, как искусство, религия, мораль и т.д. Когда художник создает картину, композитор пишет музыку, они не столько стремятся к объективному отражению тех или иных явлений природы и общества, а также внутреннего мира человека, сколько выражают свое личное отношение к тому, что их волнует.

Известно, что одной из центральных проблем философии является раскрытие и осмысление природы и специфики познания мира, его процессов и явлений. Фактически этими проблемами занимаются почти все разделы философии: и онтология, и гносеология, и аксиология. Однако, рассмотрение их специфичны: каждое философское учение обладает своими, присущими ему познавательными методами и вместе с тем обладает общей методологией, общими принципами познания.

Принципиальная особенность философских проблем в том, что они носят двойственный характер: с одной стороны, они обусловлены конкретно-историческими формами, с другой - они являются как бы вечными, но в то же время формы философских проблем в каждую эпоху наполняются новым содержанием.

Основным средством (методом) философии является теоретическое мышление, поскольку философия зародилась и развивалась еще задолго до появления наук и не располагала фактологической и экспериментальной базой, основным способом теоретического рассуждения столо умозрение, которое основывалось на логических построениях, как правило, не связанных с научным экспериментом.

Другими формами философского познания являются: мысленный эксперимент, интеллектуальная интуиция, философская интерпретация.

Вместе с тем следует иметь в виду, что философские направления имеют существенные различия как в решении основного вопроса философии, так и по методу, по предметным основаниям. Если взять основной вопрос философии в его онтологической форме: “ Что первично: дух или природа? ”, то философские направления делятся на материализм и идеализм; первый исходит из первичности материальной субстанции, второй - из первичности идеального начала (объективного или субъективного). Кроме того, в вопросе о природе начала философские направления подразделяются на монизм, дуализм, плюрализм.

По методу философские направления подразделяются на эмпиризм (чувственная форма познания), рационализм (логическое познание) и иррационализм (религиозное откровение или мистическая интуиция).

И, наконец, особо принципиальное значение имеет различение философских методов в подходе к проблеме развития мира, его связей и обусловленностей. В этом направлении в философии принято различать два главных метода: диалектику и метафизику.

Философская методология и природные процессы. В ходе исторического развития человечество выработало большое количество разнообразных методов практической деятельности и познания природы и общества. Однако в процессе социально-экономического развития росло количество противоречий в рамках общества как целостной системы, а также между природой и обществом. Одним из результатов это явился экологический кризис.

На определенном этапе развития социоприродных отношений человечество стало осознавать, что для того, чтобы спасти природу необходимы не разрозненные меры по ее охране, а перестройка всего комплекса социально-природных взаимосвязей. В разработке теоретической базы этого процесса большую роль играет философская методология. Это связано с тем, что основной чертой таких методов является комплексный подход к изучаемым проблемам. Разрешение экологического кризиса возможно только в единстве действий естественных, гуманитарных отраслей знания и выработки нового мировоззрения.

Философская методология и социальные процессы

Философские методы, при всем их многообразии, направлены на выяснение основополагающих взаимосвязей в природных и социальных явлениях. Именно такой подход при разрешении острых социальных проблем и противоречий позволяет найти точки соприкосновения интересов различных партий, классов, социальных слоев, что облегчает поиск разумных компромиссов.

Так, необходимость разработки методологии комплексного разрешения встающих перед обществом проблем - одно из основных условий становления государственной независимости нашей страны - Республики Узбекистан. Независимое государство представляет собой сложноорганизованную систему, развивающуюся как по общим законам, так и по специфическим, с учетом национальных и региональных особенностей.

Философские методы могут стать одной из основ исследования государства как целостной системы. Таким образом, разработка философской методологии необходима не только для самой философии, но и, прежде всего, для обоснованности и эффективности процесса социальных преобразований.

Метод понимания

Данный метод в своих основополагающих посылках разработан немецким философом В.Дильтеем (1833 – 1911). Сущность этого метода состоит в том, что познание основ мироздания, основных механизмов развития, исследования человека возможно на основе интроспекции (самонаблюдения). Это означает, что, познавая внутренний мир, личность, философ или психолог анализирует мир ее переживания; познавая общество, анализирует эмоциональные проявления, характерные для массового сознания. Метод понимания, в конечном счете, направлен на рассмотрение общества как определенной духовной целостности.

Данный метод противопоставляется его авторами методу “объяснение”, характерному, как они полагают, для современного научного познания. Научное познание, основанное на анализе конкретно фактов, их “объяснении”, расчленяет мир как целостность, разрывает связи между его элементами.

Однако постепенно обнаружилась внутренняя противоречивость структуры методы понимания. Это было связано с тем, что невозможным оказалось обоснование объективной общезначимости исторического познания. По этим же причинам оказалось невозможным доказать объективность чувственной картины жизни личности.

Метод интуиции

Данный метод предполагает изучение какого-либо явления, бытия в целом на основе не традиционного научного познания (гипотез, экспериментов, теорий и т.д.), а на основе “внелогического” постижения реальности.

Автором этого метода явился французский философ А. Бергсон (1859 – 1941). Он полагал, что интеллектуальный (традиционно научный) путь познания не может раскрыть истинной природы бытия. Интеллект знает только одну материю, поскольку он только расчленяет и систематизирует воспринимаемые им объекты. Он может раскрывать только внешние отношения между ними. Интеллектуальное познание предполагает противопоставление субъекта и объекта, следовательно, определенную “фрагментность” познания. Истинное “погружение” в предмет, преодоление дистанции между субъектом и объектом. К интуиции, как методу познания, близко, по мнению Бергсона, подходит искусство, поскольку оно отвергает рациональную систематизацию, психологически постигая истинную суть вещей. Именно искусство дает знание переживания, на основе которого возможна интуиция. На этой основе возникает подлинно интуитивная философия как метод познания. Она усиливает, интенсифицирует познавательную роль искусства и приближается к постижению “абсолютных глубин” мироздания.

В дальнейшем отдельные исследователи модифицировали понимание сути данного метода. Так, Гуссерль рассматривал метод интуиции как форму “сущностного видения”, непосредственного созерцания общего. Он, таким образом, сопоставлял роль интуитивного и рационального познания. Он писал, что когда перед нашим взором возникает геометрическая фигура, нам важен только ее тип. Такое мгновенное постижение и есть суть, природа интуиции. Такие же факторы, как способ начертания, размеры и т.д. в значительной степени случайны. Их то и исследует рациональное познание. Интуитивный способ познания, согласно Гуссерлю, “суть принцип всех принципов”. Все, что дано через интуицию, должно восприниматься так, как оно себя обнаруживает. Ученый должен описывать то, что дается посредством интуиции.

Прагматический метод

Это метод анализа и конструирования философских и познавательных систем, обосновывающих продуктивное действие. Данный метод начал разрабатываться в конце Х1Х века американским философом Ч. Пирсом (1839 – 1914). Его продолжателями выступили У. Джемс и Д. Дьюи. С точки зрения основателей данного метода, действие является основной формой жизни человека и служит основной предпосылкой постановки цели и планирования практической деятельности.

Ч. Пирс полагал, что процесс познания и осмысления реальности развивается без ответа на вопрос о природе мироздания, возможности его познания как целого. Представители конкретных наук и философы исследуют окружающий мир с точки зрения практической полезности для человека. Развивая данную позицию, Ч. Пирс выдвинул положение о том, что, например, физика, формирует не знание как таковое, а веру, понимаемую как привычку действовать определенным способом. Вере противостоит сомнение, нарушающее плавность, последовательность действий. Понятия, которые вырабатывают науки и философия, имеют значение, прежде всего, с точки зрения практической деятельности и ориентации человека в окружающем мире.

Английский философ У. Джемс(1842 – 1910) анализировал с точки зрения прагматического метода роль философии в обществе и пришел к выводу, что ее функция заключается в анализе и совершенствовании социального опыта. Он полагал, что социальная философия должна рассматривать социальный опыт прошлого и настоящего с точки зрения его практической значимости при разрешении социальных проблем.

Реалистический метод

Начал разрабатываться в начале ХХ века. Авторы: Э. Мур, Р. Перри, У. Марвин, Э. Холт и др. Разработчики данного метода выявляют три основных варианта понимания: непосредственное, рассматривающее субъект и объект как нечто однородное; опосредованное, требующее посредника при переходе от субъекта к объекту; онтологическое, рассматривающее субъект и объект как равноправные стороны единого бытия. Этот третий вид познания является собственно философским.

Философский метод должен выявлять границы научного знания, пределы возможностей научного познания. Кроме того, философский метод используется для формулирования понятий, взаимосвязь между которыми объясняет природу бытия. Выработка таких понятий происходит умозрительным путем, без опоры на данные конкретных наук. Основа в данном случае - интуитивное переживание бытия и вера.

Вопрос

Традиции (от лат. traditio – «передача ценностей от поколения к поколению») составляют фундамент культурной жизни человеческого общества.

Традиции охватывают объекты наследия, процессы передачи этого наследия от поколения к поколению, а также процедуры и способы наследования.

В качестве традиций могут выступать определенные общественные нормы и правила, ценности, идеи, обычаи, ритуалы, отдельные предметы. Традиции присутствуют в любом проявлении социальной жизни, однако их значимость неодинакова. В одних сферах (религии) они имеют принципиальный характер, в других их присутствие может быть минимальным.

Традиции есть «коллективная память» общества и культуры. Они обеспечивают преемственность в развитии людей. На традициях в значительной степени основывается процесс социализации и инкультурации. Именно через традиции индивиды подключаются к групповой памяти, осваивая опыт прошлого, лучше ориентируются в настоящем.

Но каждое новое поколение людей не механически осваивает традиции, на каждом новом этапе эволюции люди осуществляют собственную интерпретацию традиций, их выбор, наделяют их конкретным смыслом. Одни элементы культурного наследия принимаются, другие отвергаются, признаются пагубными и ложными. Поэтому традиции могут быть как позитивными, так и негативными. Позитивный полюс определяется совокупностью того, что из наследия предков перенимается, воспроизводится, реализуется в жизни последующих поколений. В негативные традиции включаются те объекты и ценности прошлого, которые признаются излишними, требующими искоренения.

Нередко случается, что традиция из образца для подражания превращается в механизм принуждения. Это может обернуться для отдельного человека и даже целых социальных слоев трагедией (например, конфликтом отцов и детей).

Противоположностью традиции являются новации – механизмы формирования новых культурных моделей самого разного уровня, которые создают предпосылки для социокультурных изменений.

Способность к развитию, обновлению является важнейшим свойством культуры.

Изменения могут быть постепенными (реформистскими) или скачкообразными (революционными).

Когда сумма позитивных последствий изменений превышает негативные, тогда говорят о прогрессе культуры.

О регрессе говорят в противном случае.

Для прогрессивного развития культуре в равной степени необходимы и традиции, и новации. Абсолютизация одной из сторон ведет к негативным процессам.

От того, насколько удается согласовывать и реализовывать обе позиции, зависит успешность культурной эволюции.

Б И Л Е Т № 5
1. Язык философии. Специфика философских категорий. 2. Культура как предмет философского анализа. Основные подходы к исследованию культуры в современной философии.
 

Вопрос

Язык философии – это метаязык максимальной общности, его используют все образованные люди.

Философия языка – исследования языка с точки зрения его сущности, происхождения и функции в человеческом обществе, в развитии культуры.

Философия языка охватывает: историю языка; языкознание; биологию; логику; психологию языка; социологию языка.

Современные исследования в области философии языка характеризуются двумя дополняющими друг друга направлениями:

– возвращением к внутренней и внешней действительности фактического состояния языка;

– стремлением к всеобщей грамматике и выяснению категориальных основ человеческого языка. Сущность языка выявляется в его двуединой функции:

– служить средством общения;

– служить орудием мышления.

Логику языка образует его грамматика, смысл языка – его семантика, а практическое значение языка – прагматика.

В языковой системе философии большую роль играют: абстрактные понятия как признак рационального отношения к миру; образы и символы, являющиеся средством художественного освоения мира.

Кроме естественных, в мире есть и искусственные языки, созданные людьми для решения определенных задач. К таким языкам относятся: языки науки; машинные языки; жаргоны; эсперанто.

В условиях научно-технической революции особо значительную роль стали играть машинные и формализованные языки.

Формализованные языки – это математические или логические исчисления, в них используются математические и логические знаки, формулы, при этом исключаются всякого рода многозначности и нелепости.

Вопрос

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.

Принято различать:

– материальную культуру (средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия);

– духовную культуру (религия, наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей).

Культура является исторически сложившейся разноуровневой системой, которая обладает своими вещными формами, своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни – этой центрирующей силой, живой душой культуры. И в этом смысле бытие культуры приобретает сверхиндивидуальный характер, существуя вместе с тем как глубоко личный опыт индивида.

Культура вбирает в себя все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства. Начальная форма и первоисточник развития культуры – это человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Мир культуры существует вне сознания отдельных людей как реализованные мышление, воля и чувства предшествующих поколений человечества.

Без культуры, вне ее невозможна жизнь человека и общества. Любое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, которые созданы предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения формируются в ходе усвоения уже созданной культуры.

Культура не является пассивным хранением материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями, человечество активно творчески их использует для социального прогресса.

Культура – это совокупность:

– результатов человеческой деятельности;

– исторически сложившихся способов труда;

– признанных приемов поведенческих актов человека;

– манер общения, именуемых этикетом;

– способов проявления своих чувств;

– приемов и уровней мышления.

Культура является материальными и духовными ценностями. Ценностями с этой точки зрения называют: определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, которое высвечивает его положительное или отрицательное значение для человека и человечества.

Внутри культуры как целостного образования различают два аспекта:

– научно-технический;

– гуманитарно-художественный.

Массовость культуры – это не только ее низкий уровень будто бы только для примитивно мыслящих, но и формальная характеристика – своего рода рынок искусства. Потому что и широким народным массам можно и нужно давать нечто настоящее, чтобы поднимать их к духовно высокому, даже к величайшим шедеврам культуры.

Для повышения культуры народа надо обращаться к истории культуры, ко всему культурному наследию человечества, а не пытаться тянуть высокообразованные слои общества вниз – к чему-то упрощенному.

Б И Л Е Т № 6
1.Функции философии в системе культуры. 2. М. Вебер о специфике политической власти и типах легитимного господства (по работе «Политика как призвание и профессия»).

Вопрос

Философия многогранна. Обширна область философского исследования. Абсолютизация, искусственное сужение проблематики рождает обедненные образы философии. Реальные же философские интересы в принципе обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Чем богаче философская концепция, тем более широкое поле культуры делается в ней предметом мировоззренческого осмысления. Схематично это можно представить в виде «ромашки», где лепестки области философского изучения разных сфер культуры, число «лепестков» может быть меньшим и большим (более емкие концепции). Отражая открытый характер философского постижения мира, схема позволяет неограниченно добавлять в нее новые разделы философского миропонимания.

Будучи эффективным методом исторических исследований, культурологический подход способен играть существенную роль и при разработке теории тех или иных социальных явлений, поскольку таковая выступает как резюме, обобщение их реальной истории. Философия базируется на осмыслении человеческой истории, выявлении закономерностей, тенденций истории. Появление философии-это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмыслении уже сложившихся форм практики, культуры (критически-рефлексивным). Философия как культурно-историческое явление выполняет три основных функции:

1. Мировоззренческую. Эта функция предполагает разработку системы взглядов на мир, дающее единое понимание происходящих в мире явлений, определяющий место человека в мире и взаимосвязь с миром.

2. Гносеологическую. Касается научного познания, отношение знания к действительности, возможность познания мира человеком, критерий истинности и достоверности знания, выявления закономерностей его возникновения и развития.

3. Методологическую. Разрабатывает мировоззрение-целостную систему взглядов на мир, дающий понимание происходящих в нем явлений и теорию познания.

Прежде всего, философия выявляет наиболее общий идеи, представления, формы опыта. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают категории-как предельные основания универсальным формам культуры. Категории отражают наиболее общие связи, отношения вещей. Помимо функции экспликации (выявлений «универсалий») философия как как рационально-теоретическая форма мировоззрения берет на себя задачу рационализации — перевод в логическую, понятийную форму, а также систематизацию человеческого опыта во всех его формах. Выполняя эту функцию философия в идеале как бы стремиться охватить, обобщить, осмыслить, оценить не только интеллектуальные, духовные, жизненно практические достижения человечества в целом, но и его негативный исторический опыт. К этому примыкает также важная критическая функция, которую выполняет философия в культуре. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировоззрения, обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, встающих на пути к истинному познанию. В познании именно практика является основой и критерием истинности, форма деятельности ведущая к преобразованию мира. Важной функцией философии в культурно-исторической жизни людей является систематизация, согласование, интеграция всех форм человеческого опыта практического, познавательного и ценностного. Их целостное философское осмысление — необходимое условие гармоничной и сбалансированной общественной жизни. Анализ важнейших функций философии в системе культуры показывает, что культурно-исторический поход внес заметные изменения в классические представления о предмете, целях, способах и результатах философской деятельности.

Вопрос

М. Вебер рассматривал общество в его целостности. Он считал, что явления общественной жизни причинно обусловлены. Все они обусловливаются множеством причин. В реальной действительности не существует обусловленности явлений одним каким-то фактором. При этом Вебер исключал возможность определяющего влияния одного фактора на другие без ответного влияния па него с их стороны. Среди множества причин, обусловливающих конкретные явления, полагал он, могут быть главные. Так главным фактором, который привел к утверждению капитализма в странах Западной Европы, по Веберу, явился религиозно-этический комплекс. Этот комплекс, включавший в себя протестантизм и соответствующую ему этику, привел к формированию специфических черт личности, а том самым утвердил уникальное явление — западноевропейский капитализм, который не может повториться в других странах. Представляя собой наиболее рациональный тип хозяйствовании, капитализм в то же время, — «Чудовищный космос» в который каждый отдельный человек ввергнут с момента рождения и границы которого остаются для отдельного индивида как такового раз и навсегда данными и неизменными»

Общество, по Веберу, дифференцировано на классы. Классовые различия и положения многомерны. Люди разделены по отношению к средствам производства, по религиозным и идеологическим признакам, по отношению к власти и т. д.

Сущность власти М. Вебер видел в повиновении определенному приказу. М. Вебер выделял три основных типа политического господства и соответствующие им формы легитимности:

§ традиционное господство - легитимность, основанная на традициях патриархального общества, например, монархия — традиционная легитимность;

§ харизматическое господство - легитимность, основанная на реальных или мнимых выдающихся качествах правителя, вождя, пророка — харизматическая легитимность;

§ господство, основанное на рационально созданных правилах — рационально-правовая легитимность законопослушных граждан в демократическом обществе.

Б И Л Е Т № 7
1. Философия и другие формообразования культуры (наука, религия, искусство). 2. Государство как общественно-политический институт. Исторические типы и формы государства.

Вопрос

Философия и наука. Исторически формирование научного сознания и выделение его из протонауки происходило в процессе оформления философии как определенной формы знания, содержащей в себе и научный опыт. Исходя из этого, можно указать на ряд особенностей философии, которые роднят ее с наукой.

1. Категориально-теоретический тип знания, при котором философия, как и наука, опирается на особые специально разработанные техники мышления, логические правила и методологии.

2. В классических версиях и философия, и наука чрезвычайно высоко оценивали истину как нормативный идеал познания. Именно они, в отличие от обыденного мышления, мифологии, религии, искусства, провозглашали истину высшей и самодостаточной познавательной ценностью. Видимо, этот смысл и составляет сущность известного изречения Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже».

Философия и искусство. Широкий анализ исторической динамики философии и искусства подтверждает то, что во многом они едины и взаимосвязаны.

1. Как в философии, так и в искусстве одним из главных предметов изучения является человек, его духовный мир и образно-эмоциональная сфера сознания. Познавательный интерес и философа и художника всегда был направлен на ценностный пласт культуры, формирование определенных идеалов и представлений о должном, прекрасном, добром, безобразном и др.

2. Поскольку одной из важнейших задач философского познания является раскрытие не только сферы значений тех или иных явлений культуры, но и их личностных смыслов, то философия в этой своей цели взаимосвязана с искусством.

Философия и религия. Зафиксировать отличительные признаки философии как уникальной формы культуры позволяет и анализ ее взаимосвязей с религией. Известно, что и философия, и религия формируют представления об абстракциях самого высокого порядка, в которых фиксированы идеи Бога и его присутствия в мире. В вероучениях различных религий идея Бога трактуется как вариант абсолютного начала мира, сущность которой недоступна пониманию человека. Отношения к Богу всегда базируются на безграничной вере, любви и священном почитании. Религия, являясь в целом авторитарной и догматичной формой культуры, все же содержит в себе значительный элемент рациональности, что сближает ее с философией. Особенно ярко это обнаруживается в теологии или теоретическом богословии.

 

Вопрос

Гос-во – это соц. институт (орган-я, механизм) призванный поддерж-ть общ-й порядок обеспеч-й стабильныеэкон., правовые, науч., демограф., и т.д. разв-е. Сущность гос-ва сост. в том, что оно есть аппарат принужд-я(насилия) разн. средствами: убежд., объяснениями, наказание, физ. насилие. Возн. на этапе разв. общ-ва когда произ-е силы позвол-т общ-вупроизв-ть прибавочную стоимость (запасы, излишки) это озн. что труд сред.квалиф. работника способе произ-ть продукты (средства) дост-е для поддерж-я его собств-й жизни и его семьи и ост-ся часть, кот. можно обменять, отчуждать, продать и т.д. На этом ур-невозн. возм-тьбезводм-го отчуждения прибавочной продукции, т.е. эксплуатации. Следствием этого явл-ся расслоение общ-ва на группы, классы, слои с разл-ми интересами. Для насильств. регул-нияотнош-й м/у группами возн. гос-во.

Формы гос-ва: 1) Монархия(власть одного, один и тот же исп-т однооп-ю функцию 1, 2, 3, 4, 5ветвей власти); 2)Конституц. монархия (Одна из ветвей власти отчужд. от иполнителя); 3)Республика – форма власти, где долж. в полит стр-ре выборные. Если в з-не прописано что люб. гражд-н гос-ва независимо от мат. сост-я, пола, расы, полит. и религ., симпатий достигший опр-говозратса имеет права избираться и быть избранным, то это респ. демократическая). 4)Олигарх. респ-ка (избир.или (и) избраны только олигархи). 5)Аристокр. респ-ка (соотв. предст. аристократия). 6)Герентократичреспуб-ка. 7)Охлократ. респ-ка 8)Унитарная(единая) и федеративная респ-ка.

Типы гос-ва: На различных этапах исторического развития государство существенно изменялась, удовлетворяла потребности различных слоев населения, классов, социальных сословий и групп. Поэтому исследователи выделяют определенные исторические типы государства.

При этом принято называть большинство из них в соответствии с классом, потребности которого прежде удовлетворяет государство. Историческим типом государства называют совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам, которые существовали на определенных этапах истории человечества.

Так, в истории определяют рабовладельческую, феодальную, буржуазную (капиталистическую) и социалистическую государства. Ввиду невозможности мгновенного перехода от одного типа государства к другому, выделяют также государства переходного периода. В каких государствах древнего мира, по вашему мнению, сложились эти формы государства?

Время во многих рабовладельческих государствах сохранялись остатки первичного общества.

Феодальное государство, обеспечивала власть феодалов, основанной на закреплении нормами права феодальной собственности на землю. Именно это приводило зависимость крестьян от феодалов. Самая распространенная форма правления того времени - монархия, но одновременно возникают представительные органы.

В каких странах возникли древнейшие представительные органы и как они назывались?

Характерной особенностью государства и права времен феодализма очень большое влияние религиозных норм.

С развитием капитализма во многих странах произошли буржуазные революции, привели к образованию нового типа государства - капиталистической. В то время сформировалось немало правовых принципов, которые сохраняют значение и сегодня. Именно в период буржуазных революций было провозглашено и закреплено в законодательстве равенство всех граждан, незыблемость прав человека, неприкосновенность и защиту частной собственности. Тогда же возникает система разделения государственной власти. На первом этапе своего формирования буржуазное общество сохраняло немало особенностей предыдущей государства. Так, оставались ограничения на участие в политической жизни в зависимости от имущественного положения, а иногда и образовательного уровня, во многих странах существовала монархическая форма общественного устройства. В XX в. возникает еще один тип государства - социалистическое. Именно с ее существованием связано формирование мощной системы социальных гарантий со стороны государства - системы образования, здравоохранения, социального обеспечения. Однако немало идей, взятых за основу социалистического государства (равенство, широкий демократизм и т.д.), не было реализовано в ее деятельности.

На современном этапе формируются новые типы государств, основанные, с одной стороны, на высоком уровне развития техники, что обеспечивает потребности людей, с другой - создают развитую систему социальных гарантий. Именно такое государство социальной демократии (или постбуржуазне) стремится построить многие страны мира, в других она уже существует.

Вместе с тем есть немало сторонников теории конвергенции, т.е. сближения, постепенного слияния особенностей двух систем - социалистической и капиталистической. От капитализма, считают его авторы, нужно взять высокий уровень развития производительных сил и эффективную систему саморегулирующейся экономики, от социализма - систему экономического регулирования и высокоразвитую систему социальных гарантий. Такое общество должно обеспечить надлежащий жизненный уровень каждой семьи, каждого человека.

Б И Л Е Т № 8
1. Природа философских проблем в современную эпоху. 2. Феномен власти в жизни общества. Основные подходы к ее исследованию.

Вопрос

Следует отметить, что современной философия становится, когда касается проблем, затрагивающих самые существенные вопросы для бытия человека в его повседневном жизненном мире. В этом смысле «Современная философия» не отличается, например, от «Античной философии»: и та, и другая имеют смысл только тогда, если в их изучении происходит не отстранение проблематики жизненной реальности и способов участия в ней человека, а ее раскрытие и освещение. При этом, однако, мы говорим о таких направлениях, как феноменология и герменевтика, философская антропология и философия жизни, структурализм и философия языка именно как о направлениях современной философии, так как в них и явило себя осмысление тех проблем, которые стали актуальны для человечества, особенно ее европейской части, именно сейчас.

Но в контексте истории «сейчас» - это довольно продолжительный этап, который складывается веками. Каждый человек погружен в это историческое «сейчас» и по мере своих сил осуществляет его развертывание в своей жизни.

Сознание, формы жизни, особенности языковой определенности, мировоззрение — изменение всего этого в человеческом опыте происходит постоянно, но потому же и незаметно. Поэтому, когда мы говорим о актуальной современности «сейчас», имеем в виду то настоящее, которое не является настоящим всей европейской культуры как единого целостного начала, но которое пришло к нам изнутри этого начала.

Современная философия живет и действует в совершенно ином мире по сравнению с тем, в котором выдвигала и защищала свои идеи и принципы классическая философия. В XX веке все коренным образом изменилось. Особенностями современного общества стали индустрия сознания и массовая культура. В обществе появляется мощный аппарат по выработке всевозможных социальных теорий и мифов, которые с помощью средств массовой информации - радио, печати, телевидения ежедневно и ежечасно «воспитывают» народ, прививая всем одни и те же предрассудки, упрощенные схемы объяснения мира и истории, упрощенные нравственные и эстетические ценности.

Современный философ, в отличие от классического, имеет дело не с наивной, непросвещенной массой, а с людьми, чьи мозги с самого детства обработаны идеологией, различными догмами и суевериями, через толщу которых и должна ныне пробиваться философская мысль, чтобы «разбудить» человека, заставить думать и жить самостоятельно.

Современная философия, прежде всего, анти идеологична. Она борется против любой идеологии как упрощающего, поверхностного способа объяснения мира и человека, человеческих отношений. Современная философия, отказавшись от претензий на обладание абсолютной истиной, существенно перестроила образ и стиль философствования. Теперь чаще всего это не монолог автора, который знает все заранее, а диалог автора и читателя, предполагающий интуицию и развитое воображение читателя, способного на определенный духовный труд. Только в этих взаимных усилиях может раскрыться подлинный смысл и значимость философского произведения. Само собой разумеется, что философское знание о мире, человеке и его отношении к миру изменяется от одной исторической эпохи к другой и всегда находится под определяющим влиянием со стороны социально-экономических, научных, художественных и нравственных запросов общества.

Философские проблемы — это постоянный поиск того, что собой представляет социокультурная эпоха, чем характеризуется отношение человека к миру в данную эпоху и какими переживаниями и заботами охвачена его душа и живет его пульсирующая мысль. Только таким образом философия приближается к содержательному раскрытию фундаментальных принципов бытия, практической и познавательной деятельности человека.

 

2 вопрос:

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной мере всегда сопутствовать его развитию. Власть является атрибутом, неотъемлемым элементом любой общественной системы, необходимым средством ее функционирования и развития.

 

В большинстве классических исследований, посвященных анализу феномена власти, власть рассматривается как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия.

 

Для понимания сущности власти необходимо выделить основные составляющие данного феномена:

1. Источник власти (авторитет, сила, закон).

2. Субъект власти. Субъект власти воплощает в себе активное, направляющее начало. Им может быть личность, opган, организация, социальная общность, государство и др. Субъект определяет содержание властного отношения через:

- приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти;

- подчинение, как подведение частной воли под всеобщую волю власти;

- наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли;

- нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

 

В современной политической науке существует множество различных подходов к пониманию сущности власти. Среди них можно выделить следующие:

1. Формально-нормативный подход, при котором власть рассматривает ся как совокупность правовых норм. Власть в данном случае существует только для того, чтобы принуждать людей подчиняться закону. Сюда относят взгляды французских мыслителей XVIII в., учение И. Канта и др.

2. Органический подход, при котором власть выступает как совокупность функций государства. Роль власти сводится лишь к регулированию отношений в рамках этого государства. К этому типу концепций можно огнести теории плебисцитарной демократии М. Вебера, различные модификации функционалистских, структуралистских концепций, акцентирующих внимание на общегосударственных функциях власти.

3. Субъективно-психологический подход, сводящий сущность власти к природным, априорно присущим качествам человек, согласно которым власть выступает как изначально заданная, врожденная потребность, реализуемая в ходе межличностных отношений. Наиболее активно это направление развивается последователями 3. Фрейда, на этих же позициях стоит и М. Дюверже.

4. Индивидуалистически-социологический подход, который рассматривает власть как особый тип политического поведения на фоне борьбы индивидуальных интересов и представляет собой средство приспособления человек к социальной среде. Наибольшее развитие этого направления связано с бихевиористской концепцией в позитивистской социологии.

 

Б И Л Е Т № 9
1. Генезис философии. Исторические и социокультурные предпосылки ее возникновения. 2. Концепции «индустриального общества» и феномен модернизации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.