Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конкуренция. Совершенная и несовершенная конкуренция. Типы рыночных структур.






Конкуренция - это соперничество, борьба, столкновение интересов. Однако в результате этой борьбы рыночная конкуренция становится процедурой открытия новых способов предложения более дешевых или боле качественных товаров в отличие от тех, которые уже имеются на рынке. Если бы не было конкуренции, то новые товары, новые технологии или бы не появились вообще, или появились с опозданием. Различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. На практике конкуренция осуществляется в целях получения дополнительной прибыли путем достижения лучших условий доступа к факторам производства и реализации товаров.

В зависимости от применяемых методов конкурентной борьбы различают ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цен возможно за счет снижения издержек, уменьшения прибыли, ценовой дискриминации. Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству. Методы неценовой конкуренции: реклама, частая смена приоритетных для потребителей товаров, производство товаров-субститутов, повышение качества товара, увеличение срока гарантии, расширение набора послепродажных услуг, лизинг.

В зависимости от степени ограниченности свободы различают совершенную и несовершенную конкуренции. Последняя включает в себя чистую монополию, олигополистическую и монополистическую конкуренцию. На рынке совершенной конкуренции никто не может диктовать свои цены.

Все модели, типы рыночных структур определяются по следующим критериям: 1) количество фирм, предприятий, составляющих отрасль экономики (одно или несколько); 2) тип производимой продукции (однородная или дифференцированная); 3) условия входа и выхода из отраслей (свободный или затруднен); 4) контроль над ценой; 5) доступность информации потребителям и производителям.

Для совершенной конкуренции характерно: большое количество фирм; одинаковая продукция; беспрепятственный вход и выход из отрасли; практически не контролируемое ценообразование; доступность информации.

Всем формам несовершенной конкуренции свойственны контроль над ценами и объемом производства. В наибольшей мере это свойственно монополии: одна фирма; уникальная продукция, не имеющая близких заменителей; вход в отрасль крайне затруднен. Олигополия: несколько крупных монополий; продукт может быть однородным и дифференцированным; вход в отрасль затруднен, но возможен. Монополистическая конкуренция: значительное количество фирм; дифференцированная продукция; относительно свободный вход и выход из отрасли /1, 2/.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.