Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание личности






Воспитание творческой натуры начинается с воспитания гражданского чувства. Оно пронизывает весь процесс обуче­ния, с первого до последнего дня на уроках мастерства, во внеклассной работе. И конечно, прежде всего через конк­ретный творческий материал — учебный репертуар, а не толь­ко в беседах и обсуждениях.

Гражданское воспитание не мыслимо без воспитания требовательности к себе и товарищу, трудолюбия и патрио­тизма — именно эти качества прежде всего способствуют становлению гражданской позиции — высшего критерия нрав­ственной личности.

Подлинное гражданское воспитание личности возможно только при истинной, человеческой верности учащегося само­му себе, искренности с педагогами и товарищами.

Человеческий дар оставаться верным самому себе выше актерского дара к перевоплощению, так как перевоплощение возможно только на основе верности себе.

Кто служит не себе, а людям,

Тот должен быть всегда самим собой.

Помочь познать себя, открыть природу каждого, так как истинное в актере всегда индивидуально, подкараулить и по­казать, каким бывает ученик наедине с самим собой, к этому устремлены усилия педагогов — «каждый человек есть все­ленная, которая с ним родилась и с ним умирает: под каждым надгробным камнем погребена целая всемирная история» (Гейне). Актер и в учебе и в театре побеждает в первую очередь верностью самому себе.

Надо, чтобы каждый учащийся стремился понять себя, вернуться к себе, создать себя. С первых дней обучения начинается борьба за верность самому себе — процесс себятворчества. На первом этапе в этой работе определяющими являются:

1) работа на уроках мастерства для себя. Тренинг — это самовоспитание, а не демонстрация достижений.

2) Двусторонняя (педагог — студент) откровенность. За­воевание истинной и абсолютной откровенности и прямоты начинается с педагога, с его умения понять студента. Какими средствами этого добиться? Наверно, это целая наука, но со­вершенно ясно, чем искренней учитель, чем он смелей откры­вает себя ученику, тем скорей ученик доверится ему и тем скорей раскроется дарование ученика. Отсюда основной прин­цип взаимоотношений — доверие, естественность, правдивость.

Способными должны быть и ученик и учитель. Если мы ищем одаренного ученика, то он надеется, уповает на способ­ного учителя. Мы как бы заключаем негласное соглашение: вы у нас самые талантливые ученики (недаром мы вас пред­почли многим), а мы у вас самые лучшие педагоги. Это соглашение обязывает обе стороны. Способность учить и учиться в равной степени относится и к воспитаннику и к на­ставнику. Мы предъявляем строгие требования к ученикам, но еще большие они предъявляют к педагогам. Они, естественно, хотят, чтобы мы были на высоте во всех отношениях. Личный пример учителя — самое сильное средство влияния на учени­ка. Может быть, в этом наибольшая трудность педагогической профессии.

Характерна «диаграмма» чувств ученика к педагогу. На первых порах — уважение окрашено влюбленностью, обо­жанием, даже восторгом. Со временем остается в лучшем случае уважение, а на выпуске и оно слабеет. Среда многому «учит», подтачивает незыблемость учительского авторитета. Однако секрет этой динамики не в том, что ученик становится независимым, это естественно и необходимо, а в том, что по мере роста самосознания ученика слабеет сила нашего личного примера или просто дискредитируется, чаще всего нами же. Думается, это происходит прежде всего из-за того, что требования к ученику у педагогов выше требований к себе. Учитель часто не умеет или не считает нужным объяснять свои поступки, а это делать необходимо: то, что ему кажется спра­ведливым и верным в своём поведении, для ученика подчас, напротив, несправедливо и неверно.

Учитель не умирает в ученике, а оживает, как бы продлевая свой век. Тем более что любимому учителю всегда подражают. И потому такое значение имеет облик наставника, его отношения с учеником! Быть учителем нелегко. Быть театральным педагогом еще труднее, вот почему необходимо за­думаться о том, какую мы готовим себе смену...

3) Особое место в процессе себятворчества занимает личный творческий дневник и творческий дневник класса (возможны самые разнообразные формы их: «Летопись», «Житие», «Час от часу», «Бортжурнал», «Бытие» и др.) Дневник — сильное средство самовоспитания.

По дневнику можно почувствовать задатки и способность к росту творческой личности, понять душевный кругозор человека. Главное требование к дневнику — анализ себя в процессе учебы и жизни курса.

Дневник воспитывает волю, повышает уровень раздумий. Требования к личному и классному дневнику общие — твор­ческая выдумка, искренность, анализ сути учебного процесса, грамотность. Но личный дневник — упражнение, требующее огромного напряжения воли, ломки себя, так как трудно пи­сать только для себя, без временных эмоций, последовательно и обстоятельно.

«Хотелось бы привыкнуть определять свой образ жизни вперед не на один день, а на год, на несколько лет, на всю жизнь даже», — пишет в дневнике юный Л. Толстой. «Хоте­лось бы привыкнуть...», а потом эта привычка уже потреб­ность. Дневник — упражнение рекомендательное, но особенно на первом году обучения крайне необходимое. Тренинг твор­ческой воли, закалка ее, воспитание трудолюбия — может быть, самое трудное и самое необходимое в процессе обучения. Дневник — своеобразный путь человека к высшему в себе, к самопознанию, к самоконтролю, к самовоспитанию.

Умей, умей себе приказывать,

Муштруй себя, а не вынянчивай.

Воспитание творческой личности мы реализуем через мно­гие формы. Прежде всего — общественная работа на курсе. Она приучает к общественной активности и мало-помалу именно через такую деятельность воспитывается гражданское чувство. Гражданственность — дела гражданина, его жизнь на пользу общества, отчизны. Такая работа раскрывает общест­венный потенциал каждого, способность его жить для коллек­тива и в коллективе и, значит, в огромной степени определяет будущее право на профессию, так как театр — это творчество в коллективе.

Принцип самоуправления на курсе способствует развитию общественной активности и творческой самостоятельности каждого.

С самого начала занятий выбирается совет курса и староста. Староста и совет курса многие организационные и творческие вопросы решают самостоятельно, безусловно согласуя свои планы и решения с руководителем курса.

Кроме того, каждый на курсе обязательно получает действительно нужное коллективу дело (ответственные за чистоту класса, за посещаемость, за реквизит, за мебель, за «музей» курса, за дежурство, за экскурсии и культпоходы и т. д.).

Непременное условие такой работы — творческое выпол­нение заданий (элемент вымысла, воображения). Дежурный, например, помимо выполнения общепринятых обязанностей (подготовка класса к занятиям), должен предложить твор­ческий зачин урока. Причем право участия в таких зачинах получают только те, кто выполнил определенное творческое задание, данное дежурным до урока. Это задание — сочинить четверостишие, что-то сыграть, нарисовать, показать музы­кальный номер и т. д. — своеобразный творческий пропуск на занятие.

Само содержание урока, предусмотренное планом, не ме­няется, но благодаря зачину урок проходит в творческой обстановке вымысла и становится праздничным.

Совет курса работает регулярно. Круг вопросов, которые он решает, разнообразен. Вот для примера план работы, пред­ложенный советом и утвержденный руководителем курса. 1. Обсудить вопрос о мерах наказания за нарушение творче­ской дисциплины. (На курсе, как правило, применяются не общепринятые административные меры. Помимо обязатель­ного представления документа, оправдывающего пропуск любого занятия, пропустивший обязан еще дополнительно предъявить творческое оправдание: сыграть этюд, сочинить стихи, спеть песню и т. д. и т. п.) 2. Разговор о 1-м томе Сочинений К. С. Станиславского. 3. Диспут на тему: режиссер и актер. 4. Творческая встреча со старшим курсом, 5. Разговор о нравственном долге художника, 6. Конкурс на лучшие девизы года. 7. Персональные отчеты об обществен­ной работе на курсе. 8. Вечер, посвященный юбилею М. Ю. Лермонтова. 9. Вопросы дежурства и курсового дневника. 10. Ве­чер нашей песни. 11. Подготовка сюрпризов. и т. д.

В конце каждого семестра студенты выставляют друг другу оценки за общественную работу на курсе, и среди других оценок — трудоспособность и мастерство. Эти оценки имеют немаловажное значение при подведении итогов полугодия.

В гражданском воспитании, может быть, решающим и наи­более действенным является коллектив.

Создание коллектива единомышленников самый сложный вопрос в процессе обучения. И если, в той или иной степени, многие педагогические приемы могут быть использованы в других классах и мастерских, то здесь определенных реко­мендаций быть не может, так как при выборе тактических решений в этом случае следует учитывать характеры людей данного класса, уровень их развития, потребностей, средний возраст, общественный и гражданский темперамент. Но один закон, среди всех, для любого коллектива должен быть неру­шим: отношения между педагогами и учениками, между сами­ми учащимися должны быть простыми, искренними, взаимо­уважительными.

Можно выделить еще ряд моментов в формировании любо­го творческого коллектива: вера в учителя и школу; строгая, но гуманная дисциплина — ее обязательность для всех и для учителя; педагогическая последовательность во всем; воспита­ние патриотического чувства по отношению к своему классу; интересная внеклассная жизнь курса и многое другое.

Конечно, все методические приемы, связанные с воспита­нием творческой натуры, в процессе обучения решают одно­временно и задачу формирования коллектива единомышлен­ников.

По существу формирование коллектива единомышленни­ков— это вопрос формирования мировоззрения (эстетической, нравственной, гражданской позиции), на основе которого объединяется коллектив. Общность во взглядах и принципах деятельности и создает единомыслие.

Настоящий коллектив — это группа взаимодействующих индивидуальностей. Весь секрет в том, на основе чего и как осуществляется это взаимодействие. Опыт работы в этом направлении позволяет (опять-таки условно) выделить три момента: работа в классе; внеклассная жизнь; самостоятель­ная деятельность курса.

1. Работа в классе. На уроках мастерства идет разнообраз­ный тренинг, который преследует:

а) формирование норм поведения (этика в жизни и твор­честве);

б) формирование мировоззрения, художественной позиции, воспитание актера-гражданина, творца.

Первая часть этой работы (этика) имеет свои методические приемы. Наиболее конкретные из них: объявление девиза, беседы по работе К. С. Станиславского «Этика», диспуты о жизни и творчестве великих людей. Действенным приемом является обсуждение и разбор поступков студентов, нарушаю­щих творческую дисциплину, установленные нормы отноше­ний, дисциплину в коллективе.

Вторая задача осуществляется главным образом через беседы на уроках (как правило, «не планируемые», а как бы рожденные жизнью курса, — хотя безусловно педагог созна­тельно ищет возможность говорить о том или ином необхо­димом для жизни коллектива вопросе).

Вот основные темы бесед, которые должны быть проведены в течение года обучения: о гражданственности актера-творца; жизнь и художник; о личности и творческой индивидуаль­ности; о характере художника и человека; о воспитании воли; труд и талант, свобода и необходимость; о детстве, инфан­тильности и зрелости; о вкусе, о мещанстве; о культуре взаи­моотношений и поведения, об эгоизме и альтруизме.

Этот круг вопросов (далеко не полный) каждый раз возникает в связи с конкретным поводом — всегда можно найти основания, причины для возникновения той или иной беседы. Поводом может стать, например, обсуждение книг современных авторов, событийных кинофильмов, просмотрен­ных спектаклей. Кроме того, ответы на вопросы, возникающие в связи с увиденным, услышанным, прочитанным, решают все ту же задачу формирования мировоззрения.

2. Внеклассная работа. Встречи педагогов и учащихся во внеурочное время также способствуют решению задач воспитания актера-гражданина, творца, кроме того, они помо­гают в формировании коллектива. Обстановка большей (в сравнении с уроками) непринужденности позволяет педаго­гам лучше узнать учеников, подсмотреть каждого в более естественных условиях. Но эти встречи могут обернуться обратным эффектом, если они носят развлекательный, быто­вой, а не идейно-творческий характер. Необходимы только те встречи, которые продлевают творческий процесс воспитания и обучения.

В каждом коллективе это складывается по-своему.

Целесообразно посещение зоопарка, аквариума (с показом наблюдения за поведением животных), дни творческих сюр­призов — все это углубляет учебный процесс, укрепляет друж­бу класса с педагогами.

Коллектив единомышленников формируется не сразу и не легко. Все ошибки коллектива следует внимательно анализи­ровать, доискиваясь до их корня.

Например, в период работы над этюдами на курсе начинают организовываться группы (филиалы класса), в которых постоянно - работают одни и те же товарищи. Создается опасность нездоровой конкуренции между группами, и многих трудов стоит педагогам, чтобы не отменять их приказанием, а убедить, разъяснить вредность этого. Еще пример: коллектив свысока, снисходительно вел себя на встрече с другим курсом, и несмотря на то, что атмосферу пренебрежительности созда­вали 2—3 студента — обвинение было предъявлено всему коллективу, и состоялось серьезное собрание класса о скром­ности, о воспитанности, о такте.

3. Самостоятельные работы курса. В этих работах факти­чески и проявляется, как курс объединен, способен ли он на коллективное творчество.

Очень подробный и тщательный, всесторонний анализ этих работ — самый верный педагогический принцип, помогающий курсу понять удачи и просчеты, формировать позицию.

Формирование творческой личности прежде всего идет на учебном материале, через разнообразные творческие задания, развивающие потребность к самостоятельному творчеству. На протяжении всего процесса обучения, не должно быть уро­ка мастерства, к которому студент не был бы обязан выпол­нить то или иное задание. Вот перечень основных заданий семестра:

I. Десять этюдов на разные темы и разные тренировочные цели:

а) на любую домашнюю работу;

б) на три заданных слова;

в) на свободную тему;

г) молча вдвоем;

д) на тему «Первый раз в жизни»;

е) из институтской жизни;

ж) этюд, в который вошел бы музыкальный момент;

з) этюд по репродукции художника;

и) этюд на тему «Люблю и ненавижу»;

к) на оправдание интересного факта.

Возможны варианты этюдных заданий, но каждое из них должно быть сдано, а лучший этюд выносится на 1-й зимний экзамен.

II. Посещение цирка и упражнение «цирковой номер», включающееся в экзаменационную программу «Наш цирк».

III. Посещение зоопарка и упражнение «если бы я был животное, птица».

IV. Посещение аквариума и упражнение «если бы я был обитателем аквариума».

V. Вести творческий дневник.

VI. Прочесть работы К. С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве», «Этика»,

VII. Письмен гая работа «Мой первый семестр — как я его понял».

VIII. Сбор интересных фактов и письменная работа во втором полугодии, в которой эти факты должны быть изло­жены в логически оправданной истории, пусть даже самой невероятной.

I.. Участие в литературных вечерах (темы самые разно­образные).

.. Обязательные сюрпризные дни — показ самостоятель­ных работ, затей, игр.

В период зимних каникул студенты должны прочитать книгу «Моя жизнь в искусстве», к которой мы еще вернемся в конце года. Во втором полугодии появятся новые этюды-наблюдения: это я видел, это меня заинтересовало. Наблюде­ния могут быть заданы, например, по теме: наблюдения за какой-либо профессией (повар, кондуктор, парикмахер и т. д.) или наблюдения за детьми и взрослыми и т. д. Следующий этюд — по басне — особый раздел тренинга, подводящий к слову на сцене, мостик, переход от сочиненного этюда к авторскому материалу. Об этом впереди.

Далее выбор и работа над отрывком из современной про­зы. Здесь можно еще раз подчеркнуть, что решая определен­ные учебные задачи, мы решаем и вопросы воспитания мировоззрения, вкуса, расширяем кругозор. Из множества отрывков, предлагаемых учениками, отбираются только безупречные в литературном и гражданском отношении.

 

По окончании учебного года, не может окончиться работа студента над собой, а потому дается задание на лето:

1. Прочитать книгу К. С. Станиславского «Работа актера над собой», сделать выписки.

2. Прочитать книгу о Вахтангове. Предложить курсу проект устава.

3. Подумать о пьесах для классной работы, прочитать их.

4. Придумать и показать новый летний этюд.

5. Приготовить музыкальный сюрприз.

6. Написать письменную работу «Что я понял за второй семестр». Все задания рассчитаны на проверку творческих, общественных, человеческих задатков учащегося. Напряжен­ный режим учебы в классе и прежде всего дома — своеобраз­ное испытание воли, сознания, любви — права на актерскую профессию. От верно взятого старта многое зависит на ди­станции.

Этот очень краткий обзор заданий в процессе обучения позволяет сделать вывод: весь процесс обучения — это непре­рывная система тренинга творческой воли и художественной натуры. Чем глубже натура, тем сильней в ней стремления к упражнению, тем менее она способна к удовлетворению.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.