Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство Византии






 

Преемственность византийской литературы по отношению к антич­ной.

Становление новой – христианской по мировоззрению художественной системы. Особенности соотношения религиозной и светской составляющих в художественной культуре. Влияние этнически многосоставной народной культуры на поэтику византийского искусства. Синтез греческого, сирийского и славянского народного творчества в основе византийской культуры. Восточные влияния в искусстве Византии. Адаптация театральных традиций античности. Вклю­чение театральных элементов в церковную службу. Придворный церемониал как искусство.

 

Архитектура. Ранние формы храмовых сооружений: базилика (Сан Пьетро, Сайта Мария Маджоре в Риме) и постройка центрического типа (мавзолей Сайта Констанца в Риме, мавзолей Галлы Плацидии в Равенне), их функциональная обу­словленность. Символический характер росписей и мозаик.

Расцвет искусства при импе­раторе Юстиниане. Сложение крестово-купольной системы храма (собор св. Софии в Константинополе). Купол как основа архитектурной системы Византии.

 

Изобразительное искусство: мозаика, фреска, икона и система иллюстрации (иллюминации) рукописей — доминирующие формы изобразительного искусства.

Монументальная живопись. Ее истоки и эволюция. Техники мозаики и фрески. Формирование системы росписи византийского храма. Отражение в ней христианского миропорядка. Ее связь с литургией. Мозаики и фрески Константинополя и Равенны – выдающиеся памятники средневекового искусства.

Византийская икона. Возникновение. Эволюция. Иконоборчество и его влияние на развитие изобразительного искусства Византии. Смысл иконы как отражение «невидимого в видимом». (Разработка теории иконы Иоанном Дамаскином, Федором Студитом и другими православными авторами. Свет как основополагающая категория православного искусства. Сложение основных иконографических изводов. Иконография Христа. Иконография Богоматери. Праздники. Техника и технология).

Миниатюры Хлудовской Псалтири как отражение борьбы иконоборцев и иконопочитателей.

Место скульптуры в художественной системе Византии. Отказ от античных традиций. Преобладание мелкой пластики. Условно-декоративный язык пластики.

Декоративно-прикладное искусство Византии. Его связь с литургией и придворным церемониалом.

Всемирно- историческое значение искусства Византии.

Значение культуры Византии в становлении и развитии русской культуры.

 

 

Готика

Ведущая роль города в формировании основ готического искусства.

Готический стиль складывался в архитектуре 12 века, на пике средневековья. Христианство вступало в новую триумфальную фазу своей истории: век рыцарства и век строительства грандиозных соборов в Шартре, Реймсе, Амьене…

В период ранней готики произведения имели главным образом религиозное предназначение.

Готика это прежде всего временное понятие, ведь это культура царствовала по всей Европе более двухсот лет. (готы вторглись и разграбили Рим в 410 г. – связь с итальянским названием стиля, предшествующего возрождению) Связь с архитектурой.

Архитектура, ее ведущая роль в искусстве XIII – XV вв. Готический храм-базилика, его конструктивная основа. Каркасная конструкция. Свод на нервюрах, аркбутан, контрфорс. Взаимоотношение массы и пространства в готическом храме. Новый образ западноевропейского христианского храма. Собор Парижской Богоматери. Реймский собор. Кельнский собор.

Архитектура как основа синтеза искусств.

Подъем городского строитель­ства в эпоху готики: ратуши, купеческие гильдии.

Монументальная живопись и скульптура.

Преобладание витража. Витражи в капелле Сен Шапель в Париже 1243-48 г.г.: кусочки стекла научились вплавлять в свинцовою оплетку, а не в каменную оправу, как бывало в романскую эпоху.

Скульптура. Рельеф и круглая пластика. Разнообразие тематики. Скульптурный портрет. Жанровые сцены в круглой и пластике и рельефных композициях.

В живописи переход к новому стилю стал заметен через столетие, после возведения соборов.

Раннеготические мастера создали образы великой духовной чистоты и выразительности, храня византийские традиции.

Наиболее примечательной особенностью – нарастающий натурализм. Готическая живопись более реалистична, натуралистична по сравнению с произведениями романского и византийского искусства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.