Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство периода варваров.






Л.А. Неменская

Программа

Курса по истории искусства Средних веков

Стран Западной Европы

Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы.

Искусство периода варваров.

Острый кризис, переживавшийся с 3 века нашей эры античным миром, в условиях сильнейшего натиска на Римскую империю со стороны варваров. В Западной Европе это были, по преимуществу, племена германского происхождения, и когда в 476 году Западная империя перестает существовать, они образуют на ее территории ряд самостоятельных, по большей части недолговечных и сменяющих одно другое государств. Все эти варвары, как и ассимилирующееся с ними коренное население имели свои многовековые художественные традиции.

С конца 5 по конец 8 века художественные традиции варваров играют преобладающую роль в большей части Западной Европы, и вследствие этого указанный отрезок времени обозначается в истории западноевропейского искусства как период искусства варваров.

К числу самых ранних памятников архитектуры варварских народов относится гробница остготского короля Теодориха в Равенне (526—530).

Наиболее ранние крупные церкви 6—7 веков были впоследствии перестроены, но на территории теперешней Франции сохранилось несколько небольших церковных зданий. Наиболее известными являются баптистерий в Пуатье (7—8 вв.) и крипта (в былое время самостоятельная постройка) святого Лаврентия в Гренобле (того же времени). Оба здания представляют крытые коробовым сводом прямоугольные пространства с примыкающими к ним небольшими абсидами (абсидиолами).

Декоративное искусство варваров. В художественной культуре варваров изобразительная сторона была развита слабо. Зато орнаментально-декоративные формы отличались чрезвычайным богатством. Особенно высоко стояла при этом техника художественной обработки металлов.

Наряду с декоративными мотивами, заимствованными из мира птиц и животных, широкое распространение получили плетения.

Миниатюра меровингов. В искусстве франков видное место занимают рукописи с миниатюрами. Со времени принятия варварами христианства средоточием умственной жизни и центрами церковного образования в течение многих веков в Европе являлись, главным образом, монастыри. Среди различных отраслей монастырского хозяйства, в особенности при крупных аббатствах, имелись специальные мастерские — «скриптории», где писались и украшались книги, требовавшиеся как для церковных нужд, так и для обучения. В рассматриваемый ранний период средневековья особенно распространены были Евангелия, поучения отцов церкви и богослужебные книги (лекционарии, сакраментарии). Скорее как исключение, из тех же мастерских выходили и книги светского содержания (рукописи законодательного характера, хроники, грамматики). Украшение меровингских рукописей носит орнаментальный характер, причем особенно показателен для них так называемый изоморфический тип инициалов, остов которых образуют стилизованные рыбы, птицы, животные, а иногда и человеческие фигуры. В качестве образцов типичных памятников может быть назван «Геллонский сакраментарии» в Парижской национальной библиотеке (ок. 780). Миниатюры изобразительного характера встречаются в меровингских рукописях крайне редко.

Примитивизм в изображении человека наблюдается и в пластике. В века, следующие за переселением народов, статуарная скульптура исчезает из западноевропейского искусства на несколько столетий. Искусство, если не считать изделий прикладного характера, служило тогда прежде всего церкви, а в ее кругах представление о круглой, особенно монументальной, скульптуре долго ассоциировалось с язычеством и идолопоклонством.

Искусство рельефа претерпевает существеннейшие изменения. Он становится плоским и приобретает преимущественно орнаментально-декоративный характер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.