Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Романский период в европейском искусстве.






Романский стиль стал первым направлением в искусстве, распространившимся по всей католической Европе, от Дании до Сицилии. Самый яркий пример архитектуры Романского стиля – феодальный замок. 11 и 12 века являются для Западной Европы временем, когда власть светских и духовных феодалов достигает наивысшей силы и когда в господствующем мировоззрении всецело царит церковно-религиозное начало. В обществе 11—12 веков церкви принадлежало исключительное положение. Огромные богатства открывали перед ней такие широкие возможности, что тягаться с ней в создании памятников искусства было под силу разве лишь наиболее могущественным представителям светской власти. Главными заказчиками были монастыри. Роль последних была настолько велика, что романское искусство, по крайней мере, во Франции, Англии, Испании, Германии может быть названо искусством преимущественно монастырским.

Классической страной феодализма является Франция. Ей принадлежит ведущая роль в истории искусства зрелого средневековья. В искусстве Франции особенно четко проступают особенности романского и готического стиля, и сам процесс развития этих стилей протекает во Франции особенно явственно и закономерно. Одним из главных центров средневековой культуры Франции был монастырь Клюни в Бургундии.

 

Основным видом искусства в романский период является архитектура. Основной архитектурной задачей являлось создание каменного, по большей части монастырского храма, отвечающего требованиям церковной службы.

Особенности романской архитектуры обусловлены в первую очередь применением сводчатых перекрытий и системой размещения оконных проемов. Утверждение формы базилики в церковной архитектуре. Храм-крепость. Стена и свод – как конструктивная основа зодчества. Взаимоотношение массы и пространства в романской архитектуре. Романский храм как основа синтеза искусств.

Господствующим типом оказывается тип базилики. Но по сравнению с ранними памятниками базилика этого времени значительно осложнена в планово-композиционном отношении. Круглоголовые арки, а также цилиндрические своды, апсиды и украшения в виде листьев—акантов составляют основу архитектурных конструкций, наследуя Римские технологии. Но также романика внедрила очень много своих специфических элементов.

Стены романских зданий отличаются большой толщиной и создают впечатление мощи. Оконные и дверные проемы вместе с тем очень узкие. В очертаниях форм преобладают вертикальные и горизонтальные линии, так же как и полуциркульные арки, особенно характерные для романского стиля; они применяются в окнах, дверях, аркадах, карнизах и т. п.
В романской архитектуре наружный вид храма с необычайной четкостью выражает особенности его плана и членения внутреннего пространства. Все отмеченные выше черты сообщают внешнему облику храмов величавость, строгость и, в зависимости от декоративных форм, большую или меньшую суровость. Аналогичное впечатление производит и интерьер романского храма. Его формы, в частности, обилие плоскостей, способствовали распространению монументальной живописи, которая переживает подъем и расцвет уже в 11 веке. В этот же период наблюдается подъем скульптуры, опять-таки теснейшим образом связанной с зодчеством.

Центральный неф в интерьере собора отделяется от боковых аркадами, опирающимися, при плоских потолках, на колонны, чередующиеся со столбами, которые имеют простое прямоугольное сечение. Романская колонна не знает устойчивых типов ордеров, чрезвычайно разнообразна по пропорциям и отличается множественностью форм капителей.

Светская архитектура: окончательно слагается тип жилища феодала — замок. Обычно он состоял из двора, в центре которого располагалась массивная башня (донжон). Башня эта, имеющая несколько этажей, служила жилищем сеньору и была последним оплотом осажденных. Аналогичный характер имели и укрепления городов, обносившихся многочисленными башнями, соединенными высокими каменными стенами. Строительные формы отличались простотой.

Изобразительное искусство. Религиозная мысль Запада с ее схоластикой определила господство условных приемов изображения и крайнюю стилизацию форм. Создавая свои образы, романские художники отнюдь не стремились приблизиться к жизненной правде. Задачей их было — дать ясное выражение того или иного понятия, той или иной идеи. Человеческая фигура в изображении средневекового художника лишается своей материальности, ее объемность выражена мало, пропорции произвольны, одеяния ниспадают складками, не согласованными с формами и движениями тела.

Любовно разработанные складки напоминают орнамент, сообщая изображению декоративную выразительность. В искусстве этого периода преобладает линеарно-плоскостное начало. Фигуры расположены в узком плоскостном слое, композиция не создает ощущения пространства между ними, впечатления глубины. Сразу бросаются в глаза разные масштабы фигур. Размер их зависит от иерархической значимости того, кто изображен, а также в зависимости от архитектурного расположения изображения. Разновременные эпизоды помещаются вместе, место действия дается условно.

Для романского периода характерна любовь ко всему фантастическому, необычайному, чудовищному. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ, в которых на все лады сочетаются формы зверей, птиц, человека. В динамичности форм некоторых из них явственно чувствуются пережитки каких-то народных представлений эпохи варварства. Они проникнуты фантазией, не порвавшей пут первобытного мироощущения. Что касается технической стороны, то в области монументальной живописи, за исключением Италии, где держались традиции мозаичного искусства, обычным видом была фреска. В скульптуре основным материалом служил камень, в Центральной Европе, преимущественно, местный песчаник, в Италии и некоторых других областях юга — мрамор. Получили распространение также и литье из бронзы, скульптура из дерева и стука, однако далеко не повсеместно.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.