Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4.2. Проектирование системы успешной профессиональной деятельности






В основе темы содержание статьи: Баркова, Ю. В., Корчагина, Г. И. Психологические механизмы регуляции успешной профессиональной деятельности личности. Вестник ВятГГУ. № 3(1) 2013. С. 159–166.

 

В современных условиях осуществления профессиональной деятельности, характеризующихся высоким уровнем неопределенности, опережающим развитием технологий, постоянно расширяющимися информационными потоками и коммуникативным пространством, эффективность и производительность профессионала, являющиеся критериями оценки успешности его профессиональной деятельности со стороны профессионального сообщества, напрямую детерминированы уровнем развития саморегуляции личности.

Понимание закономерностей осуществления процессов саморегуляции успешными профессионалами представляет особый интерес как best practice, как ключ к практической реализации успешных стратегий профессиональной деятельности в условиях ограниченных ресурсов. Решение данной проблемы позволило бы вывести моделирование эффективной деятельности на новый уровень − уровень технологического знания, что раскрывает широкие возможности не только для улучшения показателей эффективности и производительности сотрудников, но и дает мощный инструмент для их саморазвития.

Однако, несмотря на высокую актуальность и практическую востребованность, проблема психологических механизмов саморегуляции успешной профессиональной деятельности слабо разработана в теоретическом и в прикладном аспектах. Нет эксплицированного определения успешной профессиональной деятельности, единой точки зрения на принципы и основания для выделения механизмов психологической саморегуляции в контексте успешной профессиональной деятельности, нет ответа на вопрос о том, как эти механизмы соотносятся между собой.

Поэтому первым этапом исследования стал теоретический анализ и поиск методологических подходов к изучению предмета и объекта исследования, которыми являются психологические механизмы саморегуляции и успешная профессиональная деятельность.

В результате анализа методологических подходов к предмету исследования были изучены теории саморегуляции как родового понятия.

Изучение проблемы психологической саморегуляции ведется с 20-х гг. прошлого века. Результаты исследований отражены в трудах Н. А. Бернштейна, П. К. Анохина, Д. А. Ошанина, Б. Ф. Ломова, Б. Г. Ананьева, Л. М. Веккер, В. П. Зинченко, Г. М. Зараковского, А. В. Ярмоленко, В. А. Бодрова, Н. Д. Заваловой, В. А. Пономаренко, Е. Н. Суркова, В. Н. Носуленко, О. А. Конопкина, В. И. Моросановой, К. А. Абульхановой, Е. А. Сергиенко, В. А. Петровского, В. В. Знакова, Д. А. Леонтьева, Л. Г. Дикой, О. А. Прохорова, В. А. Иванникова, А. С. Шарова, А. В. Карпова, В. Е. Клочко, Н. Винера, Н. Бингелоу, Дж. Миллера, Е. Галантера, К. Прибрама, Ч. Карвера, М. Шайера, У. Пауэрса, Б. Циммермана, Ж. Нюттена, Ю. Куля и многих других ученых.

Несмотря на большое количество современных теорий саморегуляции, суть данного явления понимается различными авторами сходным образом: саморегуляция – это системно организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых личностью целей. Данное определение принадлежит О. А. Конопкину [1].

Его концептуальная модель саморегуляции деятельности была определена в качестве методологической базы исследования по критерию универсальности, который дает возможность ее применения в различных научных контекстах, в т. ч. – в контексте успешной профессиональной деятельности.

При рассмотрении проблемы саморегуляции в соответствии с определением О. А. Конопкина, т. е. в рамках системного подхода, базовым понятием является понятие психологических механизмов, посредством которых осуществляется саморегуляция.

Первые исследования психологических механизмов (на примере речи) связаны с именем Н. И. Жинкина. Развивая его идеи, А. А. Леонтьев сформулировал основные признаки «механизмов»: в них отражается опосредствованный характер человеческой психики; они характеризуют идею психической деятельности; их модели одних и тех же явлений могут различаться; деятельность может обеспечиваться принципиально различными механизмами; они отражают сознательный и бессознательный выбор и имеют сложную иерархию – от элементарных до специфических.

Дальнейшие исследования психологических механизмов в различных контекстах велись Л. М. Аболиным, В. С. Агеевым, Л. Н. Антилоговой, А. В. Карповым, О. А. Конопкиным, Ю. Н. Кулюткиным, О. М. Краснорядцевым, Г. С. Никифоровым, А. С. Шаровым, М. В. Зотовым и др.

Большинством авторов психологические механизмы рассматриваются в контексте различных аспектов жизнедеятельности и определяются как постоянно действующая или ситуативно возникающая целостная психологическая система средств, обеспечивающих выполнение тех или иных регулятивных функций. Концептуальной основой их систематизации является структура регуляции [2].

В исследовании механизмов саморегуляции в рамках концептуальной модели О. А. Конопкина данное определение психологических механизмов целесообразно конкретизировать в контексте структурно-функционального подхода, который понимает психологические механизмы как результат взаимодействия и взаимосодействия компонентов психологической системы.

Таким образом, первой теоретической предпосылкой исследования механизмов саморегуляции успешной профессиональной деятельности стала концепция О. А. Конопкина, в которой саморегуляция представлена как целенаправленная функциональная система.

Компонентами системы выступают: цель деятельности; субъективная модель значимых условий как источника информации, на основании которой человек осуществляет программирование в соответствии с учетом внутренних и внешних условий активности, а также информации об их динамике; программа исполнительских действий как определение характера, последовательности, способов и других характеристик действий, направленных на достижение цели; система субъективных критериев как конкретизация и уточнение исходной формы и содержания цели для определения информационной неопределенности и ее минимизации; контроль и оценка реальных результатов относительно системы принятых субъектом критериев успеха с целью выявления степени соответствия или рассогласования между запрограммированным ходом деятельности, ее этапными и конечными результатами; решение о коррекции системы саморегулирования.

Данные компоненты отражают состав и характер регулятивных функций системы. В специфике межфункциональных связей (связей между компонентами) проявляются механизмы саморегуляции. Регуляторно-информационные процессы определяют уровни саморегуляции.

Второй предпосылкой теоретического исследования была определена системогенетическая концепция профессиональной деятельности В. Д. Шадрикова. В данной концепции описана инвариантная структура профессиональной деятельности, компонентами которой являются: цель профессиональной деятельности, мотивы профессиональной деятельности, программа деятельности, информационная основа деятельности, принятие решения, подсистемы профессионально-важных качеств [3].

Важной характеристикой данной системы является ее интегративный потенциал, т. е. возможность взаимодействовать с другими конструктами, в частности – с системой саморегуляции деятельности.

Третья предпосылка исследования проблемы – определение профессионального успеха как состояния оптимального баланса между профессиональной самоценностью и профессиональной надежностью, к которому стремится субъект, выбирая целесообразные условия и пути его достижения. Данное определение сформулировано на базе существующих имплицитных описаний С. А. Дружилова, А. Ю. Согомонова в рамках исследовательских работ, проведенных на кафедре практической психологии ВятГГУ в 2010− 2012 гг. под руководством Г. И. Корчагиной [4].

В контексте успешной профессиональной деятельности достижение состояния профессионального успеха является целью профессиональной деятельности, что конкретизирует содержание компонентов структуры системы профессиональной деятельности В. Д. Шадрикова, наполняя ее новым содержанием.

Для наглядности компоненты системы успешной профессиональной деятельности описаны в таблице (см. табл. 3).


Таблица 3.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.