Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование подсистемы профессионально важных качеств






Важным преимуществом системогенетического подхода является его опора на принцип детерминизма, сформулированный С. Л. Рубинштейном, согласно которому всякое внешнее воздействие опосредуется совокупностью внешних условий. Изучение развития профессионально важных качеств в деятельности позволило автору концепции найти конкретный путь реализации принципа единства сознания и деятельности, который проявляется как формирование черт оперативности у профессиональных способностей. В деятельности профессиональные способности приобретают новую качественную характеристику: чем в большем числе деятельностей участвует человек, тем больше черт оперативности приобретают его психические качества, т. е. они становятся полифункциональными.

Профессионально важными качествами (ПВК) являются «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения». По мнению В. Д. Шадрикова, вопрос о развитии ПВК и формировании подсистем профессионально важных качеств «является одним из узловых в проблематике системогенеза деятельности, …исследование процессов развития профессиональных способностей приближает нас к пониманию онтологии явлений, обобщенных принципом единства сознания и деятельности» [2].

Таким образом, в процессах системогенеза деятельности профессионально важные качества и их системы выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности.

В процессе формирования психологической системы деятельности индивидуальные качества субъекта деятельности переходят в деятельностно важные качества или подструктуру профессионально важных качеств, влияющих на эффективность деятельности.

В процессе профессионализации меняется структура ПВК как общего характера, так и частного, специфичного для конкретной деятельности (см. рис. 9).

В качестве общих закономерностей изменения в структуре ПВК психологической деятельности выявлены следующие:

– наличие взаимосвязей между отдельными качествами в структуре ПВК на разных этапах профессионального становления личности;

– увеличение общего числа значимых связей в структуре ПВК;

– снижение числа связей отдельных качеств с успешностью деятельности (по мере профессионализации успешность деятельности в большей мере определяется всей структурой ПВК);

– на разных этапах профессионализации существуют различные по компонентному составу и взаимоотношению компонентов психологические системы ПВК, каждая из которых может обеспечить эффективность деятельности.

 

ПВК субъекта деятельности
Свойства субъекта (операциональные)
Перестройка операциональных свойств в оперативные
Критерии и механизмы перехода операциональных свойств в оперативные
Формирование подсистем оперативных качеств
Индивидуальный стиль деятельности
Реализация в деятельности


Рис. 9. Блок формирования профессионально важных качеств
субъекта деятельности


Формирование блока принятия решений

Осваивая нормативно одобренный способ деятельности, исходя из объективных и субъективных условий деятельности, субъект решает, как ему реализовать в своих действиях нормативную основу деятельности.

Осваивая профессию, человек постоянно решает творческую задачу, как наиболее эффективно достичь цели профессиональной деятельности (см. рис. 10).

Существует специфика процессов принятия решения в зависимости от их места в структуре деятельности:

– для каждого блока деятельности различаются детерминанты процессов принятия решения;

– содержание решаемых задач, вид неопределенности, преодолеваемый путем процессов решения, в каждом блоке деятельности неодинаковы;

– решения могут быть волевыми (конфликтующие тенденции), интеллектуальными (в ситуации скрытых, неясных альтернатив), эмоциональными (предпочтения);

– различное содержание задач, решаемых в разных блоках системы деятельности, предъявляет различные требования к структуре индивидуально-психологических качеств.

«Наиболее сложным является акт принятия решения… об установлении личностного смысла профессиональной деятельности. Здесь большую роль играют установки, эмоциональные отношения… Процессы целеобразования выступают как специфическая форма принятия решений» [2].


Принятие решений
Решение профессиональных задач
Детерминированные
Вероятностные
Критерии
Критерии решения
Достижения цели
Предпочтительности
Выработка решающего правила и критериев
Индивидуальный способ подготовки и принятия решений
Выработка правил принятия решения

 

Рис. 10. Формирование блока принятия решений


Формирование представления о программе деятельности

Освоение программы профессиональной деятельности предполагает формирование представлений о компонентном составе деятельности, о способах выполнения отдельных действий. Программа определяет, что и как должен делать субъект для достижения цели деятельности.

При психологическом анализе деятельность выступает в форме психологической системы, а ее составляющие – действия – реализуются психологическими подсистемами. Каждый компонент деятельности может быть описан с системных позиций (для каждого действия должны быть описаны цель, результат, критерии достижения цели, информационная основа действий, алгоритмы принятия решений).

Формирование представлений о программе деятельности определяется мерой квантования деятельности (молекулярные и молярные единицы поведения). Реальное поведение организуется на нескольких уровнях одновременно и адекватно может быть описано иерархически построенной программой.

«Как в процессе формирования цели, так и в представлении о программе большую роль играют процессы антиципации, которые, отражая структуру деятельности, протекают на различных уровнях» [2].

При формировании представления о способе выполнения деятельности она предстает в динамике (развернута во времени и зафиксирована в виде определенной схемы действия).

При сопоставлении представлений о компонентном составе деятельности с представлениями о способах выполнения действий можно понять, что в первом случае человек больше ориентируется на результат и информационная основа включает результативные признаки, во втором – основное внимание обращается на процесс.

Формирование представлений о программе деятельности предполагает, что отдельные действия объединены общей целью деятельности. Действия организованы в пространстве и во времени. Функцию координатора выполняет программа деятельности, которая отражает структуру деятельности и определяет, что должен делать субъект.

Индивидуальная программа деятельности изменяется в процессе профессионализации (см. рис. 11).


Программа деятельности
Представление о компонентах деятельности
Критерии правильности достижения цели
Представление о программе деятельности
Индивидуальная программа деятельности
Представление о способах деятельности
  Сопоставление
Ориентация на результат
Ориентация на процесс
Схема действий (алгоритм)
Констатирующая структура
Сетевая структура
Критерии оценки эффективности

 

Рис. 11. Блок формирования программы деятельности


Формирование информационной основы деятельности (ИОД)

Это совокупность информации, характеризующая предметные и субъективные условия деятельности и позволяющая организовать деятельность в соответствии с вектором «цель – результат». Эффективность профессиональной деятельности во многом определяется адекватностью, точностью и полнотой ИОД.

Первоначально в ИОД включаются признаки, доступные восприятию, усвоению и реализации в исполнительных действиях, т. е. те информационные признаки, учет которых не приводит к дезадаптации. Признаки ИОД могут быть процессуальными (ИП) и результативными (РП).

Усвоенные результативные признаки действий начинают выступать в роли процессуальных признаков при регуляции деятельности.

Существуют цель-образ и цель-задание, при задании цели в форме образа резко повышается значение результативных критериев, при цели-задании ведущая роль принадлежит процессуальным признакам. Далее по мере усвоения профессиональной деятельности формируются системы ИП, что способствует постепенному переходу на новый уровень ориентировки ИОД.

Важным моментом формирования ИОД является придание ей характера оперативности (приспособленности для правильного и быстрого практического выполнения тех или иных задач, планов, начинаний). Оперативный образ прагматичен, адекватен задаче действия, специфичен, лаконичен.

Оперативную ИОД можно определить «как психический информационный комплекс, в котором сосредоточена и организована адекватно целям и условиям вся информация об объективных и субъективных условиях деятельности. В оперативной ИОД информация связана смысловыми связями, ИОД – это «функционально-смысловой информационный комплекс» [2].

Свойство функциональности тесно связано со свойством динамичности, т. е. развернутости этого информационного комплекса во времени в соответствии со структурой деятельности (см. рис. 12).

 


Информационная основа деятельности
Формирование системы признаков
Результат
Процесс
Оперативный признак
Субъективно-значимый информационный комплекс
Формирование оперативной основы деятельности
Нормативно одобряемый способ деятельности

Рис. 12. Блок формирования информационной основы деятельности

Формирование психологической системы деятельности

Освоение отдельных компонентов деятельности происходит гетерохронно, неравномерно.

Различный уровень соответствия способностей субъекта требованиям к выполнению отдельных действий обусловливает их освоение с разной скоростью, т. е. освоение отдельных действий будет происходить неравномерно.

Субъект будет осваивать отдельные действия в той мере, в какой это позволяет достичь цели деятельности (в качественном, количественном аспекте), т. е. при освоении отдельных компонентов в структуре деятельности субъект придерживается принципа достаточности (минимального обеспечения функциональной системы).

Таким образом, в рамках системогенетического подхода В. Д. Шадриков исследовал закономерности формирования отдельных компонентов психологической системы деятельности: раскрыта динамика и трансформация мотивационной структуры субъекта деятельности; уточнено понятие цели профессиональной деятельности; описан процесс формирования информационной основы деятельности, показана ее специфика на разных уровнях профессионализации; исследован процесс принятия решений, которые пронизывают всю деятельность, включены во все блоки психологической системы деятельности.

 

Литература

1. Корчагина, Г. И. Профессиональное самоутверждение: системогенетический подход [Текст] / Г. И. Корчагина, Ю. П. Поваренков. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. − 130 с.

2. Шадриков, В. Д.Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В. Д. Шадриков; репр. воспр. текста издания 1982 г. − М.: Логос, 2007. − 192 с.

3. Шадриков, В. Д. Психология профессиональной деятельности [Текст] / В. Д. Шадриков. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 347 с.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.