Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Заведующий кафедрой физической географии и туризма






УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой физической географии и туризма

ИЕСЭН

___________ Н.В. Гуляева

«» 2012 г.

ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

Направление подготовки:

Педагогическое образование

 

Профиль

География

 

Квалификация

Бакалавр

 

Новосибирск 2012

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ:

Ю.В. Кравцов, к.б.н., доцент

 

РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

на заседании кафедры физической географии и туризма

Протокол № 1 от «____» ___________2012 г.

Зав. кафедрой: _______________ Н.В. Гуляева

(подпись)

 

СОГЛАСОВАНО

Декан/директор ________________________ Н.В. Кандалинцева

(подпись)

 

Начальник УМУ (УМАиД): ______________ Ю.В. Северина

(подпись)

 

Директор библиотеки ________________________ Л.Н. Есина

(подпись)

 

 

 

Пояснительная записка

Цель дисциплины — дать целостное представление о природе нашей Родины, раскрыть ее разнообразие, т.е. обеспечить владение системой знаний по физической географии России.

Задачи.

· установление основных факторов формирования и пространственных изменений каждого компонента природы и связанных с ним ресурсов;

· раскрытие закономерных взаимосвязей между компонентами природы, формирующими на территории России разнообразные природно-территориальные комплексы;

· изучение крупных природно-территориальных комплексов регионального уровня (природных зон и физико-географических стран и, выборочно, горных областей и провинций) как целостных комплексных образований, обладающих внутренним единст­вом, определенными характерными чертами и специфическими особенностями природы и сочетанием природных ресурсов;

· усвоение особенностей взаимодействия человека и природы в разных регионах нашей страны, антропогенных изменений природы и основных экологических проблем;

· формирование умения обосновывать особенности рационального природопользования в том или ином регионе, исходя из специфики его природных условий.

Дисциплина ориентирует будущих бакалавров педагогического образования профиля «География» на учебно-воспитательную, научно-методическую и культурно-просветительскую профессиональную деятельность в системе образования. Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации:

В области учебно-воспитательной деятельности:

· осуществление учебного процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

· использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

· воспитание учащихся, формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода.

В области научно-методической деятельности:

· выполнение научно-методической работы, участие в работе научно0методических объединений;

· анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

В области культурно-просветительной деятельности:

· Формирование общей культуры учащихся.

Место дисциплины «Физическая география России» в структуре ООП ВПО. Содержание Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования декларирует направленность образования на формирование активной личности.

В процессе изучения физической географии России создаются условия для закрепления, развития общекультурных, общепрофессиональных и формирования специализированных умений деятельности специалиста в профессиональной области. В предлагаемом варианте программы заложены знания, отражающие основу науки (понятия закономерности и др.) и методологические знания (принципы, методы и др.).

В основу курса положен принцип познания региональных природно-территориальных комплексов способом восхождения от абстрактного к конкретному. С этой целью в программу введена тема Природно-территориальный комплекс - объект изучения региональной физической географии”. Содержание раздела базируется на основных положениях теории природного комплекса как системы. Программа предусматривает изучение общих свойств природно-территориального комплекса, его структуры и закрепление теоретического понятия «природно-территориальный комплекс». Теоретическое понятие, по выражению В.В. Давыдова, должно «свести воедино несходные, различные, многоликие, несовпадающие вещи и указать их удельный вес в этом едином целом».

Изученные ранее студентами дисциплины географического цикла, полевые практики дают богатый материал для описания и конструирования обобщенной абстрагированной модели ПТК, в которой отражены основные свойства природного комплекса любого ранга. Использование построенной модели позволит выйти на более высокий уровень познания конкретного через общее путем прогнозирования и распознавания закономерных связей и отношений компонентов внутри комплексов, между комплексами.

В первом разделе раскрываются географическое положение страны, разнообразие ее природных условий и ресурсов, основные этапы географических исследований. В общем обзоре природы России дается основное содержание компонентов природных комплексов (тектонические структуры, рельеф, климат, воды, растительный покров, почвенный покров, животный мир), их взаимодействие; антропогенное воздействие на природу. Общий обзор завершается темой «Физико-географическое районирование территории России».

Второй раздел начинается с классификации региональных комплексов, выявлением их особенных черт. Основное внимание сосредоточивается на рассмотрении природы физико-географических стран. Обосновывается выделение, раскрываются характерные черты и специфические особенности природы каждой физико-географической страны, рассматриваются природные ресурсы стран и проблемы их рационального использования. Завершается характеристика стран их физико-географическим районированием и выборочным изучением выделяемых в их пределах природно-территориальных комплексов более низкого таксономического ранга.

Сочетание компонентного и комплексного подхода к изучению природы страны обеспечивает создание достаточно полного представления о природной основе развития хозяйства.

Курс «Физическая география России» читается в течение V и VI семестров на завершающем этапе изучения физико-географических дисциплин. Теоретической базой для восприятия данной дисциплины служит учебный материал курсов физической географии, физической географии (материков и океанов), геологии, географии почв, биогеографии, геоэкологии и природопользования.

Формы контроля. Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего, промежуточного контроля.

Текущий контроль осуществляется в форме анализа выполненных лабораторных работ, презентаций самостоятельной работы и зачета.

Промежуточный контроль осуществляется в форме экзамена.

Требования к результатам освоения программы. Курс направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ПрК-2, ПрК -5.

ОК-1 – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

ПрК-2 – способен выявлять взаимосвязи природных, экономических и социальных компонентов в географических комплексах разного ранга.

ПрК-5 – готов использовать результаты географических исследований для прогнозирования развития природных и социально-экономических процессов

Результаты освоения программы:

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК – 1, Пр К –2 (табл. 1).

Таблица 1.

 

Формируемые компетенции Содержание Дескрипторы
ОК – 1 Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения Знать: основные мыслительные операции; алгоритм выбора путей достижения цели. Уметь: обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цель и выбирать пути ее достижения. Владеть: культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации.
Пр К – 2 Способность выявлять взаимосвязи природных, экономических и социальных компонентов в географических комплексах разного ранга Знать: основные взаимосвязи природных, экономических и социальных компонентов в географических комплексах разного ранга. Уметь: выявлять взаимосвязи природных, экономических и социальных компонентов в географических комплексах разного ранга. Владеть: навыками выявления взаимосвязи природных, экономических и социальных компонентов в географических комплексах разного ранга.
ПрК-5 Готовность использовать результаты географических исследований для прогнозирования развития природных и социально-экономических процессов   Знать: виды воздействия человеческого общества на окружающую среду и основные принципы ее защиты. Уметь: определять виды воздействия человеческого общества на окружающую среду. Владеть: основными методами определения видов воздействия человеческого общества на окружающую среду.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.