Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов. Глава 23 АПК РФ






Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, с особенностями, установ­ленными в гл. 23 АПК РФ.

Арбитражные суды наделены правом рассмотрения дел об оспари­вании нормативных правовых актов как несоответствующих акту, имеющему большую юридическую силу.

Суды по своей инициативе не могут рассматривать подобные дела, поскольку производство по делам об оспаривании нормативных пра­вовых актов возбуждается лишь на основании заявлений заинтересо­ванных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта не­действующим.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим обладают:

1. граждане, организации и иные лица, если полагают:

2. прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органывправе обратиться в ар­битражный суд в случаях, предусмотренных законом, с заявлениями:

- о признании нормативных правовых актов недействующими, если по­лагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, име­ющим большую юридическую силу. И нарушают права и законные ин­тересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке под­чиненности орган или к должностному лицу не является обязатель­ным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если феде­ральным законом не установлено иное.

Заявление о признании нормативного правового акта недействую­щим должно соответствовать общим требованиям, предусмотренным ч. 1, п. 1, 2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ, а также специальным прави­лам, предусмотренным ст. 193 АПК РФ.

К заявлению должен быть обязательно приложен текст оспаривае­мого нормативного правового акта.

Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает дей­ствия оспариваемого нормативного правового акта.

Судебное разбирательство по делам об оспаривании нормативных правовых актов имеет следующие особенности:

1. Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматрива­ется коллегиальным составом судей.

2. Срок рассмотрения дела не должен превышать двух месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, в отличие от искового производства, где срок рассмотрения дела вместе с подготовкой составляет три месяца.

3. Участники арбитражного процесса должны быть извещены о вре­мени и месте судебного заседания, однако неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного за­седания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной. Вместе с тем арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание пред­ставителей государственных органов, органов местного самоуп­равления, иных органов, должностных лиц, принявших оспаривае­мый акт, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений.

4. В случае отсутствия уважительных причин неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в гл. 11 АПК РФ.

По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативно­го правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:

1. о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, име­ющему большую юридическую силу;

2. о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному норма­тивному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

 

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его приня­тия.

Нормативный правовой акт или отдельные его положения, при­знанные арбитражным судом недействующими, не подлежат примене­нию с момента вступления в законную силу решения суда. И должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется арбитраж­ным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями.

 

Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. Глава 24 АПК РФ

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о на­рушении их прав и законных интересов, если иное не установлено фе­деральным законом.

Например, в соответствии со ст. 90 Закона «Об исполнительном производстве» установлен 10-дневный срок для об­жалования действий (бездействия) судебного пристава-исполните­ля. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Заявление о признании ненормативного правового акта недействи­тельным, решений и действий (бездействия) незаконными должно со­ответствовать общим требованиям, предусмотренным ч. 1, п. 1, 2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ, а также специальным правилам, указанным в ст. 199 АПК РФ.

По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненорматив­ных правовых актов, решений и действий (бездействия) государствен­ных органов, органов местного самоуправления, иных органов, долж­ностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недей­ствительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат примене­нию.

Копия решения арбитражного суда направляется в 5-дневный срок со дня его принятия заявителю, в государственный орган, в орган местного самоуправления, в иные органы, должностным ли­цам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим за­интересованным лицам.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.