Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория А. Маслоу Теория Ф. Герцберга






Самовыражение Уважение Мотивирующие факторы
Социальные потребности Потребности в безопасности и уверенности в будущем Физиологические Факторы здоровья

 

Рис. 6.3. Соотношение теорий потребностей А. Маслоу и Ф. Герцберга

Согласно теории Ф. Герцберга, наличие факторов здоровья не будет мотивировать работников. Оно только предотвратит возникновение чувства неудовлетворенности работой. Для того чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только факторов здоровья, но и мотивирующих фак­торов. Многие организации попытались реализовать эти теоре­тические выводы посредством программ обогащения труда, ко­гда работа перестраивается и расширяется так, чтобы приносить больше удовлетворения и вознаграждений ее непосредственному исполнителю. Обогащение труда направлено на структурирова­ние трудовой деятельности таким образом, чтобы дать почувст­вовать исполнителю сложность и значимость порученного ему дела, независимость в выборе решений, отсутствие монотонно­сти и рутинных операций, ответственность за данное задание, ощущение того, что человек выполняет отдельную и полностью самостоятельную работу.

Основные характеристики моделей А.Маслоу, К.Альдерфера, Д. МакКлелланда и Ф. Герцберга сопоставлены в табл. 6.2.

 

Таблица 6.2 Сопоставление теорий Маслоу, Альдерфера, МакКлелланда и Герцберга

Теория А.Маслоу
Потребности делятся на первичные и вторичные и представляют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они располага­ются в соответствии с приоритетом
Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры
После того, как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воз­действие прекращается
Теория К. Альдерфера
Три потребности, мотивирующие человека — потребности существо­вания, связи и роста
Движение от потребности к потребности идет в обе стороны: наверх, если удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если удов­летворить потребность более высокого уровня нет возможности
Процесс движения вверх по уровню потребностей — процесс удовле­творения потребностей, а процесс движения вниз — процесс пора­жения в стремлении удовлетворить потребность
Теория Д. МакКлелланда
Три потребности, мотивирующие человека — потребность власти, успеха и причастности (социальная потребность)
Сегодня особенно важны эти потребнобти высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены
Теория Ф. Герцберга
Потребности делятся на факторы здоровья и мотивирующие факторы
Наличие факторов здоровья всего лишь не дает развиться неудовле­творению работой
Мотивирующие факторы, которые примерно соответствуют потреб­ностям высших уровней у А. Маслоу и Д. МакКлелланда, активно воздействуют на поведение человека
Для того чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководи­тель должен сам вникнуть в сущность работы

 

Для того чтобы эффективно использовать теорию Ф. Герц­берга, необходимо составить перечень факторов здоровья и, особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возмож­ность самим определить и указать то, что они предпочитают.

Хотя теория Ф. Герцберга эффективно использовалась в ряде организаций, в ее адрес раздавались и критические замеча­ния. В основном они были связаны с методами исследований. Действительно, если людей просят описать ситуации, когда им бывало хорошо или плохо после выполнения работы, то они инстинктивно связывают благоприятные ситуации с ролью сво­ей личности и объектов, которые они контролируют, а неблаго­приятные - с ролью других людей и вещей, которые объективно от опрашиваемых не зависят. Таким образом, результаты, полу­чаемые Ф. Герцбергом, были, по крайней мере, частично, обу­словлены тем, как он задавал вопросы.

И факторы здоровья, и мотивирующие факторы могут слу­жить источником мотивации, и зависит это от потребностей конкретных людей. Поскольку у разных людей разные потреб­ности, то и мотивировать разных людей будут разные факторы.

Кроме того, Ф. Герцберг предполагал наличие сильной корреляции между удовлетворением от работы и производитель­ностью труда. Как показывают другие исследования, такая кор­реляция существует далеко не всегда. Например, человек может любить свою работу потому, что он считает коллег друзьями и, общаясь с ними, он удовлетворяет свои социальные потребно­сти. Этот человек может считать житейские разговоры с колле­гами более важным делом, чем выполнение порученной ему ра­боты. Таким образом, несмотря на высокую степень удовлетво­рения работой, производительность может оставаться низкой. В силу того, что социальные потребности играют очень важную роль, введение таких мотивирующих факторов, как усиление ответственности за порученное дело, может не оказать мотиви­рующего воздействия и не привести к росту производительно­сти. Это будет именно так, особенно в том случае, если другие работники воспримут возрастание производительности труда данного работника как нарушение негласно установленных норм выработки.

Критические замечания в адрес теории Ф. Герцберга ясно показывают, что мотивацию надо воспринимать как вероятно­стный процесс. То, что мотивирует данного человека в конкрет­ной ситуации, может не оказать никакого воздействия на него в другое время или на другого человека в аналогичной ситуации. Таким образом, хотя Ф. Герцберг и сделал важный вклад в по­нимание мотивации, его теория не учитывает многих перемен­ных величин, определяющих ситуации, связанные с ней. Впо­следствии исследователям стало понятно, что для того, чтобы объяснить механизм мотивации, необходимо рассмотреть мно­гочисленные поведенческие аспекты и параметры окружающей среды. Реализация этого подхода привела к созданию процессу­альных теорий мотивации: теории ожидания, теории справедли­вости и комплексной модели мотивации Портера-Лоулера.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.