Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория двух факторов Ф. Герцберга






Считается, что удовлетворенность либо неудовлетворен­ность человека своими действиями, своим состоянием, окруже­нием — два полюса, две противоположности, между которыми находится состояние и настроение человека. В зависимости от того, как осуществляется воздействие мотивирования человека, его настроение может переходить из одного состояния в другое, человек может становиться то более удовлетворенным, то более неудовлетворенным. Но, оказывается, не все так однозначно.

На стыке 50-60-х гг. Ф. Герцберг совместно с рядом его коллег провел исследование, касающееся выяснения того, какие факторы, оказывающие мотивирующее и демотивирующее воз­действие на поведение человека, вызывают его удовлетворен­ность или же неудовлетворенность. Вывод, который он сделал на основе этих исследований, оказался исключительно ориги­нальным. Ф. Герцберг заключил, что процесс обретения удовле­творенности и процесс нарастания неудовлетворенности с точки зрения обуславливающих их факторов - это два различных про­цесса, т.е. факторы, которые вызывали рост неудовлетворенности, при их устранении не обязательно приводили к увеличению удовле­творенности и, наоборот, из того, что какой-либо фактор способст­вовал росту неудовлетворенности, никак не следовало, что при ос­лаблении влияния этого фактора будет расти удовлетворенность.

Процесс «удовлетворенность — отсутствие удовлетворенно­сти» в основном находится под влиянием факторов, связанных с содержанием работы, т.е. с внутренними по отношению к рабо­те. Данные факторы оказывают сильное мотивирующее воздей­ствие на поведение человека, которое может привести к хоро­шему выполнению работы. Однако, если эти факторы не при­сутствуют, то их отсутствие не вызывает сильной неудовлетво­ренности. Обычно такие факторы называют мотивирующими.

Мотивирующие факторы рассматриваются как самостоя­тельная группа потребностей, которую обобщенно можно на­звать группой потребностей в росте. К этой группе относятся такие потребности или факторы, как достижение, признание, ответственность, продвижение, работа сама по себе, возмож­ность роста. Если данные потребности удовлетворяются, то че­ловек испытывает удовлетворение. А поскольку они могут при­водить к удовлетворению, то играют мотивирующую роль.

Процесс «неудовлетворенность — отсутствие неудовлетво­ренности» определяется влиянием факторов, в основном свя­занных с окружением, в котором осуществляется работа. Это внешние факторы. Их отсутствие вызывает у работников чувство неудовлетворенности; наличие факторов этой группы, при этом, не обязательно вызывает состояние удовлетворенности, т.е. они не играют мотивирующей роли, а связаны с устранением «бо­ли», «страдания». В литературе по управлению их обычно называют факторами здоровья, как бы подчеркивая этим, что данные факторы создают нормальные здоровые условия труда (см. табл. 6.1).

Вот как Ф. Герцберг описывал соотношение между удовле­творенностью и неудовлетворенностью работой: «Результаты нашего исследования, а также результаты, полученные мною в ходе обсуждений с другими специалистами, использовавшими совершенно иные методы, позволяют заключить, что факторы, вызывавшие удовлетворение работой и обеспечивавшие адек­ватную мотивацию — это иные и существенно отличные факто­ры, чем те, которые вызывают неудовлетворение работой. По­скольку при анализе причин удовлетворенности или неудовле­творенности работой приходится рассматривать две различные группы факторов, то, следовательно, эти два чувства не являют­ся прямо противоположными друг другу. Обратным чувству удовлетворения от работы является его отсутствие, а не неудов­летворенность. Обратным чувству неудовлетворенности является, в свою очередь, его отсутствие, а не удовлетворение работой».

 

Таблица 6.1 - Двухфакторная теория Ф. Герцберга

Факторы здоровья Мотивирующие факторы
Политика фирмы и администрции Условия работы Заработок Межличностные отношения с начальниками и подчиненными Степень непосредственного контроля работы Успех Продвижение по службе Признание и одобрение результатов работы Высокая степень ответственности Возможности творческого и делового роста

 

Теория мотивации Ф. Герцберга имеет много общего с тео­рией А. Маслоу. Факторы здоровья Ф. Герцберга соответствуют физиологическим потребностям, потребностям в безопасности и уверенности в будущем. Его мотивирующие факторы сравнимы с потребностями высших уровней А. Маслоу (см. рис. 6.3). Но в одном пункте эти две теории резко расходятся. А. Маслоу рас­сматривал факторы здоровья как нечто, что вызывает ту или иную линию поведения. Если менеджер дает рабочему возмож­ность удовлетворить одну из таких потребностей, то рабочий в ответ на это будет работать лучше. Ф. Герцберг, напротив, счи­тает, что работник начинает обращать внимание на факторы здоровья только тогда, когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.