Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глобальные проблемы современности






Под глобальными проблемами современности понимают совокупность проблем человечества, от которых зависит сохранение цивилизации. Глобальные проблемы называются так потому, что нет ни одной страны в мире, которой они так или иначе не касались бы – и еще потому, что решить их можно только общими усилиями всех стран вместе. Их возникновение связано с последствиями современной научно-технической революции, с нарастанием противоречий во взаимоотношениях человека и природы, человека и общества.

К глобальным относятся проблемы, связанные с основными социальными общностями человечества: проблема войны и мира, проблема преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между Севером и Югом, демографическая; проблемы, связанные с взаимоотношением " человек - природа": экологическая, энергетическая, продовольственная, освоение космоса; проблемы, связанные с взаимоотношением " человек - общество": использование достижений НТП, ликвидация опасных болезней, ликвидация неграмотности и т.д.

В наше время особенно пристальное внимание привлекает к себе проблема отношения человека к природе. Беспрецедентное возрастание научно-технического потенциала подняло на качественно новую ступень возможности человека по преобразованию окружающей его природной среды и открыло перед ним необычайные перспективы. В то же время во взаимодействии человека с природной средой его обитания проявляется все больше тревожных симптомов опасности, грозящей существованию планеты Земля и всего человеческого рода. Имеются в виду негативные аспекты современной НТР (прогрессирующее загрязнение окружающей среды, угроза исчерпания природных ресурсов, изменение климата и т.д.), а также проблемы, которые и в прошлом стояли перед человечеством (нехватка продовольствия и т.д.), но сейчас заметно обострились, особенно в развивающихся странах в связи с демографическим взрывом и другими обстоятельствами.

Осознание данной проблемы началось в 60-е годы. К нему вела объективная логика изменения природной среды под влиянием раз­вернувшейся научно-технической революции, а также логика мето­дов их изучения. Стремление к выявлению глубинных причин сложившейся эко­логической ситуации и потребность в фундаментальном обоснова­нии предлагаемых мер по ее улучшению стимулировали интерес исследователей к философско-методологическому анализу возник­ших проблем и дальнейшей разработке теории взаимодействия при­роды и общества. Современная философия исходит из единства природы и обще­ства. Как и в природе, так и в обществе существуют объективные законы развития, которые и обуславливают фундаментальную ос­нову их единства. Вопрос о взаимоотношении природы и общества возник уже в древности, в условиях античности. Однако в прошлые века в производственный процесс вовлекались лишь немногочисленные, непосредственно данные природой предметы и средств труда, что не нарушало, по крайней мере, в планетарных масштабах равновесного характера отношения «человек-биосфера».

Вместе с расширением производственной деятельности общества появляется потребность в обработке и использовании профильтрованных предшествующим трудом естественных материалов, в совершенствовании способов утилизации природных ресурсов. Постепенно человек приобретает способность выполнения все более сложных технологических операций. В наибольшей степени активизация человека в его отношении к природе появилась в процессе замены ручного труда машинным, в процессе перехода от естественных источников энергии к более стабильной энергии пара.

То новое, что внес XX век в существо проблемы, состоит в ко­лоссальном росте масштабов антропогенного воздействия на природу. Гигантски выросли связанная с человеческой деятельностью теплоотдача в окружающую среду, выбросы вредных веществ в ат­мосферу, засорение не только рек и озер, но даже морских аквато­рий производственными отходами. В ряде местностей содержание вредных веществ в атмосфере превышает допустимые меры. В наши дни нежелательные воздействия приобрели глобальный харак­тер, создав острую экологическую ситуацию и ставя под угрозу са­мо выживание человечества. Способность природы ассимилировать (усваивать) вредные от­ходы производства далеко не безграничны. Осознание этих процес­сов вызывает глубокое беспокойство ученых многих стран.

Впервые за всё время существования человечества перед ним встала проблема выживания. Если в 40 - 50-е годы XX века миром была осознана угроза термоядерного самоуничтожения, то в после­дующие десятилетия к ней добавилась угроза экологической катастрофы, которая особенно опасна тем, что обладает свойством по­степенности, плавности, относительной незаметности своего насту­пления. Человечество в основной массе до сих пор не осознало всю глубину и опасность глобального характера развертывающегося экологического кризиса.

Общество вырастает из природы и не может отменить действие её законов. Специалисты утверждают, что это в полной мере отно­сится к действию второго начала термодинамики: невозможно су­ществование систем, свободных от роста энтропии. Справедливость этого положения проявляется хотя бы в том, что невозможны пол­ностью безотходные технологии, стопроцентная утилизация отхо­дов, как и в целом получение только одних позитивных результатов без негативных последствий. Природа ставит человеку в его дея­тельности определенные пределы. Пока антропогенная деятель­ность человека носила локальный характер, с этими пределами можно было не считаться. Когда она приобретает глобальный характер, эти пределы становятся важнейшим императивом дальней­шего развития. На этой основе возникает важнейшее понятие эко­логического императива, суть которого состоит в том, что нару­шения равновесия природы могут повлечь за собой неконтролируе­мые изменения биосферы, способные сделать дальнейшее сущест­вование человека на Земле невозможным.

Человечество должно выработать новое экологическое мышле­ние, в котором ведущей господствующей ценностью становятся экологические приоритеты, т.е. выживание человечества, гармонизация его отношений с природой. Таково коренное изменение глобальной стратегии развития человечества. Новая глобальная стратегия исходит из того, что никакие частные цели не будут достигнуты, если при этом будет разрушена естественная среда обитания человека. Гармонизация отношений природы и общества - этовысшая нравственная ценность человечества. Существует общая перспективная идея для достижения этой гармонии - это идея ноосферы и коэволюции. Понятие ноосферы было предложено в 20-е годы XX столетия французским учеными Леруа и Тейяром де Шарденом и развито в серьезную научную концепцию В.И. Вернадским. В соответствии с его взглядами, мысль уже превратилась в явление планетарного масштаба. Как возникновение биосферы преобразовало геосферу, так возникновение ноосферы должно привести к возникновении нообиосферы. Отныне развитие человечества возможно лишь как согласованный путь коэволюции человека и природы.

Проблемы современной глобализации. На рубеже XX-XXI веков предметом всеобщего внимания стало сложное явление, оказывающее влияние на весь мир. Оно получило название «глобализация». Глобализация – это процесс формирования единого экономического, культурного и политического пространства, процесс интеграции уже не отдельных стран, а всего человечества. Поскольку первыми в нынешних условиях это явление начали изучать американские теоретики, то в его осмысле­нии преобладает их видение этого противоречивого процесса. А они подчеркивают в нем формирование нового типа мирохозяйственных связей на принципах вестернизации, распространение их (порой принудительное) во все регионы планеты. При этом для них опре­деляющее значение в глобализации имеет мировая паутина Интер­нета, что свидетельствует о господстве идеалистической парадигмы в осмыслении современных социальных процессов многими теоретиками Запада. Между тем глобальная роль Интернета сви­детельствует о том, материальный процесс формирования мирохо­зяйственных связей теперь получил подкрепление в виде духовного фактора укрепления этих связей.

Современные проявления глобализации вызвали мощное меж­дународное движение антиглобалистов. Они концентрируют вни­мание на острых социальных противоречиях нынешней глобализа­ции. Во-первых, неравномерность экономического развития разных регионов планеты приводит в новых условиях к обострению отно­шений эксплуатации между богатым «Севером» и экономически угнетаемым «Югом», к усилению межрегионального социально-территориального разделения труда. Во-вторых, глобализация в тенденции носит антинациональный характер, существенно ослаб­ляет суверенитет национальных государств. Тесно связанный с ны­нешней глобализацией экономический передел мира (наиболее яр­кие его проявления - образование Европейского союза, с одной сто­роны, и агрессия США и ряда стран НАТО против Ирака, с другой) породил духовно-культурный передел мира, экспансию американ­ской масскультуры во все страны мира, в том числе в Россию.

Между тем диалектический подход к глобализации требует ви­деть и ее противоположную составляющую. Правы те, кто утвер­ждает, что возможность глобализации заложена уже в единстве человека как вида. Но в действительностьглобализация начала превращаться только тогда, когда производительные силы потребо­вали формирования устойчивых мирохозяйственных связей. Поэто­му ее начало связано не с захватом колоний, а с их переделом, ибо её целью была не точечная эксплуатация уникальных природных богатств (золото, серебро, пряности), а формирование максимально широкого рынка сбыта. Можно даже предположить, что сегодня мы имеем дело только с переходным периодом к глобализации, а соб­ственно глобализация наступит одновременно с ликвидацией соци­альной эксплуатации (эксплуатации человека человеком) в плане­тарном масштабе.

Ч то составляет угрозы наших дней? Это и расползание ядерной технологии, и растущее давление антропогенных факторов на биосферу, которое может привести к полному разрыву естественных циклов воспроизводства природных ресурсов, самоочищения почвы, воды, атмосферы. Нехватка сельскохозяйственных земель, перенаселенность Юга и старение населения Севера.

Человечество, будучи сущностно единым, вместе с тем представлено неисчерпаемым многообразием динамичных социокультурных форм. Высочайшие достижения общечеловеческого прогресса выражены в высокой технологии, эффективном промышленном и сельскохозяйственном производстве, разветвленной информационной сети, мире утонченного искусства. В то же время в ряде регионов земного шара сохраняются реликтовые, архаические образования, сотни и сотни миллионов людей не имеют возможности пользоваться благами цивилизации, влачат существование аутсайдеров.

Под угрозой находится сам организм человека, его телесность. Происходит расшатывание генофонда: растет генетическая отягощенность человеческих популяций. Переживает кризис и человеческая духовность. Современные идеологии - и светские, и религиозные, - не могут ответить на актуальные проблемы эпохи. Иногда говорят, что к нам пришли из Х1Х столетия две идеи, достойные быть названными идеями века: одна идея социалистическая, другая - научно-техническая. Считалось, что, опираясь на эти идеи, люди Земли построят справедливое общество, обретут полноту жизни, утвердят свободу и достоинство личности. Обе эти идеи сейчас в руинах. Нет сейчас надежных социальных теорий и философско-антропологических концепций, в рамках которых можно было бы как-то более или менее определенно охарактеризовать наше сегодня, а тем более - завтра. В результате, возрастает страх, тревога, беспокойство. Есть кризис, глобальный всеохватывающий. Но есть и возможность его преодоления. Есть надежды.

Одной из важнейших предпосылок может служить становление синергетикикак общенаучной теории самоорганизации открытых нелинейных систем. Именно с помощью синергетики можно наметить наиболее оптимальныесценарии будущего, инициировать те направления в развитии природы, общества и человека, которые позволят выйти на новый, более совершенный уровень порядка. Такими сценариями будущего являются:

1. развертывание информационной биотехнологической революции как технико-технологической основы возможного выхода человечества из ситуации " выживания", преодоления преград и объединения человечества. Наукоемкая информационная технология - это та предметная предпосылка, на базе которой можно отвести от человечества военную и экологическую угрозу, блокировать разрушение человеческой телесности;

2. возможность утверждения как доминирующего типа мирового хозяйства смешанной, рыночной и, как правило, - социально защищенной экономики с элементами конвергентного типа. Пожалуй, направление поиска оптимального хозяйственного устройства с разумным соотношением плана и рынка, в основном, уже наметилось;

3. становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике. Уже сейчас, с немалыми издержками, через отступления и остановки, но пробивает себе дорогу идея перехода от культа силы к диалогу, поискам согласия. Этика ненасилия из полуэкзотической утопической конструкции становится одним из центральных моментов мировой духовной атмосферы;

4. объединительные (экуменические) процессы духовной жизни как в религиозном, так и в светском вариантах. С трудностями и немалыми издержками, но неуклонно идет поиск того, что может сближать либеральную и социалистическую мысль, установки Ватикана и православия, западный менталитет и восточный этикет. Нарастает процесс принятия терпимости (толерантности), отказа от упрямого противостояния как условие поиска взаимоприемлемых ценностей;

5. межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры;

6. намечаются прорывы в духовной области и в сфере интеллектуального поиска. Идет поиск приемлемых контактов рационального и внерационального, научного и технического, эстетического и эзотерического в освоении реальности.

Помимо своей глобальности, все рассмотренные проблемы имеют еще одну важную, общую особенность: они порождаются человеком и, как бумеранг, снова возвращаются к нему еще более пышным букетом старых и новых проблем. Получается своеобразный, замкнутый на человека «круговорот проблем в природе», когда плоды безразличия, недоброй или непродуманной деятельности людей бьют по ним самим. Каждому из людей важно глубоко осознать, что причины всех наших несчастий не вокруг, а внутри нас. Они – в наших подчас неразумных, недальновидных и безответственных действиях, в нашей политической и социальной пассивности, в пренебрежении к природе, в стремлении к чрезмерному потребительству, в непомерном эгоизме и взаимной разрушительной нетерпимости. Человек сам загнал себя в угол – в кризис и на грань выживания. И теперь, чтобы выкарабкаться, должен вспомнить, что он homo sapiens и еще способен блеснуть разумом и волей.

 

Вопросы для самоподготовки

 

1. Что такое глобальные проблемы современности?

2. Что имеют в виду, когда говорят об экологии?

3. Как соотносятся понятия «природа» и «среда»?

4. Что такое глобальный экологический кризис? В чем его причины?

5. Что такое синергетика?

6. В чем заключается суть демографической проблемы?

7. В чем состоит сегодня проблема войны и мира?

8. Почему современные средства массовой коммуникации рассматривают как еще одну глобальную проблему человечества?

9. Каковы важнейшие аспекты гармонизации взаимоотношений человека и природы?

10. Что собой представляет глобализация? Хорошо это или плохо?

11. Каковы условия решения глобальных проблем?

12. Что ожидает человечество в будущем?

13. Каковы проблемы и перспективы России в XXI веке?

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.