Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль государства в регулировании инновационной деятельности






Организационно-экономический механизм инноваций складывается под влиянием рыночной конъюнктуры и государственного регулирования. Поэтому одним из главных вопросов инновационной политики является вопрос о мере такого регулирования. Можно выделить два подхода: 1) государство принимает на себя большую часть функций по регулированию и вмешательству в воспроизводство и, соответственно, обеспечивает концентрацию необходимых ресурсов, определяет принципы и механизмы их распределения, несет ответственность за их эффективное использование; 2) государство предоставляет значительную свободу действия негосударственным структурам, оставляя за собой небольшие функции в инновационной сфере. Зарубежный опыт показывает, что основная сфера государственной научно-технической политики — фундаментальные исследования, которые носят долгосрочный характер и требуют огромных затрат. Из-за степени риска, неопределенности результатов коммерческий сектор экономики не заинтересован в таких исследованиях. Проведение значительного числа прикладных, экспериментальных разработок возможно при объединенных усилиях различных организаций и коллективов на кооперативных началах. Во многих странах под опекой государства находятся малые и средние фирмы, занимающиеся инновационной деятельностью. Венчурный (рисковый) бизнес широко распространен, так как практика показала его динамизм и высокую гибкость в перестройке хозяйственной деятельности. Опыт развитых стран свидетельствует об огромной роли государства в управлении инновационным процессом, реализуемой через четко отработанный эффективный механизм налоговых, амортизационных, финансово-кредитных и других мер. Поэтому реализация задач научно-технической политики без вмешательства государства — опасное заблуждение. Государство должно содействовать развитию науки, подготовке научных кадров, созданию программ, направленных на повышение инновационной деятельности в производстве, формированию государственных заказов на НИОКР, использованию налоговых и прочих инструментов государственного регулирования инновационной деятельности.


39. Научно-технические приоритеты: понятие, обоснование. Критерии выбора приоритетных направлений в области научно-технологического развития в Республике Беларусь.

С целью активизации инновационной деят-ти разр-ся инновационная политика, представляющая совокупность принципов и мероприятий, обеспечивающих создание благоприятного инновационного климата в стране. Инновационная политика является составной частью социально- экономической политики. Она должна объединять общими задачами науку, технику, производство, потребление, финансовую систему, образование и должна быть ориентирована на использование интеллектуальных ресурсов, развитие высокотехнологичных производств и приоритеты экономики.

Выделяют 3 главных объективных источника образ-ия приоритетов:

1. Нарастающая ограниченность производственных ресурсов и возникновение а этой основе проблем текущей и предвидимой несбалансированности в народном хозяйстве. Чем больше ограничен какой-либо вид ресурса, тем в большей мере научно-технический прогресс должен быть сконцентрирован на экономии и замещении данного вида ресурса.

2. Формирование ”точек роста”, т.е. создание и внедрение новейших технологий, организационно-технических мероприятий, которые позволяют обеспечить достижение более высоких результатов развития за минимальный промежуток времени.

3. Устранение или уменьшение степени воздействия социальных ограничений, связанных со здоровьем, условиями труда и быта человека, необходимость поддержания экологического равновесия.

Конкретные направления приоритетности также классифицируются по отдельным группам, в том числе:

1) научно-технические приоритеты высшего порядка. Основным критерием их отбора является соответствие конкретным целям развития общества в ближайшей и более отдаленной перспективе;

2) отдельные инновационные проекты, которые связаны с решением задач, как правило, краткосрочного характера, но имеющие большую актуальность для отрасли, субъектов хозяйствования;

3) важнейшие виды импорта технологий, т.е. использование политики заимствования важнейших технологических разработок или закупки предприятий ”под ключ”. Основное требование состоит в том, чтобы обеспечивалась быстрая окупаемость расходуемых валютных средств и достигался ”прорыв” по конкретному направлению НТП.

Кр. общег-ых приоритетов форм-ся им аналог-ые и на уровне рег-ов.

Среди приоритетных направлений ид, например, в РБ выделяются: ресурсосберегающие технологии, новые материалы и источники энергии; повышение конкурентоспособности продукции машиностроения и радиоэлектроники, расширение экспорта и занятие новых ниш мирового рынка; импортозамещение производства; информатика; телекоммуникации и связь; энергетика и транспорт; переработка и хранение сельскохозяйственной продукции; охрана окружающей среды.

40. Разработка инновационной политики Республики Беларусь: цели, задачи, механизм реализации.

Цели и содержание национальной политики в области научных исследований, технологий и инноваций, а также ее цели и приоритеты определены государственным курсом развития, утвержденным Президентом и Правительством Беларуси. В его основе — переход к инновационной экономике, экономике знаний. Гл. документ - Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы.

В документе предусмотрено, что главным направлением преобразований производственного потенциала страны в 2011–2015 годах является внедрение новых и высоких технологий, обладающих наибольшей ДС, низкой энерго- и материалоемкостью, способствующих созданию новых видов товаров и услуг, новейших экологически безопасных материалов и продуктов, а также обеспечивающих пр-во традиционных товаров и услуг с новыми св-ми и параметрами, недостижимыми в рамках предыдущих технологических укладов.

Целью инновационного развития нац. эк-ки РБ в 2011–2015 годах является форм-ие новой техн-кой базы, обеспечивающей высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики на внешних рынках.

К 2015 г. в стране получат развитие следующие высокотехн-ые напр-ия, базирующиеся на технологиях V и VI технол-их укладов: - индустрия информационных технологий; - авиакосмическая промышленность; - фармацевтическая промышленность; - микробиологическая промышленность и индустрия биотехнологий; - приборостроение и электронная пром-ть; - наноиндустрия; - ядерная энергетика.

Достижение этой цели предусматривается обеспечить за счет реализации комплекса мероприятий по следующим направлениям:

- организационно-структурное развитие новых высокотехнологичных направлений национальной экономики; - формирование институциональной среды, благоприятной для ускоренного инновационного и технологического развития; - привлечение инвестиций и реализация высокотехнологичных проектов; - обучение и подготовка кадров, владеющих современными организационно-управленческими и производственными технологиями.

Осн. задача гос. политики в области исследований и разработок закл. в:

- обеспечении инн-го развития НЭ; - эффективной гос-ой поддержке научного сектора, включая его технологический потенциал и людские ресурсы; - содействии интеграции науки, обр-ия и пр-ва; - дальнейшем соверш-ии с-мы упр-ия науч-техн и инновац-ой деят-ью; - развитии институтов защиты интел-ой собств-ти; - стим-ии наукоемкого экспорта и расш-ие м/н науч-технического сотрудничества; - содействии в техническом и техн-ом перевооруж. пр-ых мощностей, выпуске наукоемкой продукции.

Важной хар-кой бел. Э явл-ся высокая концентрация пр-ва в пром-ти. Орг-ия инновационной деятельности на этих предприятиях, обеспечение их глубокой интеграции с научной сферой и развитие отраслевой науки являются одними из наиболее важных задач на ближайший период.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.