Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания. Задание 1. Описание одного из подходов к психологическому кон­сультированиюпо следующей схеме:






Задание 1. Описание одного из подходов к психологическому кон­сультированию по следующей схеме:

v Цели и задачи работы с клиентом в рамках данного под­хода.

v Круг проблем, рассматриваемых в данной области психо­логического консультирования.

v Особенности отношений консультант - клиент.

v Основные методы воздействия в рамках данного подхода.

Данное описание осуществляется на основе анализа литера­турных источников, которые должны быть перечислены в кон­це раздела.

В литературе по психологическому консультированию мож­но часто встретить описание различных подходов к работе с клиентом, но эти описания имеют свою структуру, они выпол­нены не по указанной выше схеме. Студент должен ознакомиться с литературой и на основе ее анализа описать подход к консультированию именно согласно схеме, изложенной выше. Это задание на умение читать и анализировать литерату­ру по психологическому консультированию.

Некоторые студенты вместо описания подхода к психологи­ческому консультированию описывают психологическое кон­сультирование вообще или какой-либо вид психологического консультирования, например семейное. Это ошибка. Внутри, например, семейного психологического консультирования можно выделить не менее 8 различных подходов к работе с семьей (см. Навайтис, 1999, с. 15-87): психодинамическая модель консультирования семьи, структурная модель консуль­тирования семьи, стратегическая модель психологического консультирования семьи и т. д.

Задание 2. Соста­вление программы психологического консультирования по опреде­ленному классу проблем.

Работа выполняется на одной сторо­не листа, имеющего стандартный формат (А4). Начинается текст работы с титульного листа. Приблизительный объем работы - 10-15 страниц.

На основе анализа литературы по выбранной теме студент должен соста­вить программу психологического консультирования по опреде­ленному классу проблем (психологическое консультирование по­литиков, учителей, дошкольников и т. д.). Программу можно выполнять в виде таблицы или текста, имеющего разделы, соот­ветствующие головке приведенной ниже таблицы.

 

Типич­ные про­блемные ситуа­ции Характер запроса со стороны клиентов на психо­логиче­скую помощь Формули­ровка за­проса в виде пси­хологиче­ской проблемы Консульта­тивные гипо­тезы приме­нительно к каждой психологиче­ской проблеме Вопросы и методики для про­верки кон­сультатив­ных гипотез Способы оказания воздейст­вия приме­нительно к каждой из гипотез
           

 

Желательно подробно рассмотреть несколько наиболее ти­пичных ситуаций для выбранной области консультирования. Необходимо показать знание терминологии, изученной в дан­ном курсе. К работе должен прилагаться список литературы с полным библиографическим описанием. В тексте таблиц или просто в тексте желательно делать ссылки на литературу. По­сле титульного листа в работе желательно поместить содержа­ние с указанием страниц соответствующих разделов. По согла­сованию с преподавателем возможна иная структура контроль­ной работы.

Задание 3. Описание случая психологического консультиро­вания, описанного в литературных источниках, с последую­щим его разбором.

Желательно брать случай консультиро­вания из того подхода, который описывался выше. Студент как бы иллюстрирует тот подход, который он ранее описы­вал. Описание и анализ консультативного случая удобно осуще­ствлять в форме таблицы, имеющей следующие колонки:

 

№ этапа Ход беседы Анализ деятельности консультанта Мой комментарий
       

 

В колонке «Ход беседы» желательно поместить протокол беседы. В колонке «Анализ деятельности консультанта» помимо собственно анализа, объяснения, что и зачем консультант делает, необходимо поместить информацию о трудно­стях, которые встречает консультант в своей работе, и о путях решения трудностей в ходе беседы. В колонке «Мой коммен­тарий» студенту следует поместить свои комментарии: с чем он согласен, а с чем нет, что, как он считает, следует делать по-другому.

В качестве удачного примера такого описания и анализа случая консультативной работы можно привести случай работы психолога Браулио Монтальво с семьей девочки Манди, приведенный в книге Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстиц-киса (1999, с. 359-380). На одной стороне страницы там из­ложен протокол беседы с семьей, на другой Браулио Мон­тальво дает комментарий своей работе, поясняет, что и за­чем он делает. Этот пример иллюстрирует работу с семьей в рамках структурной модели психологического консульти­рования семьи.

Литература

 

 

Основная:

1. Абрамова Г. С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2005. – 496 с.

2. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с.

3. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта / Пер. с англ. М.Р. Мироновой. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.

4. Галустова О.В. Психологическое консультирование: Конспект лекций. – М.: А – Приор, 2007. – 240 с.

5. Глэддинг С. Психологическое консультирование. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 736с.

6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – 2-е изд. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. –560 с.

7. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. – СПб.: Издательство «Речь», 2001. – 352 с.

8. Джордж Р., Кристиани Т. Консультирование: теория и практика / Пер. с англ. А. Шадура. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 448 с.

9.Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1991. – 96 с.

10. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. Серия «Высшее образование». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 288 с.

11. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования: Пер. с лит. – М.: Академический проект, 1999. – 239 с.

12.Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. Пер. с чешск. – М.: Медицина, 1991. – 336 с.

13. Лысенко Е.М. Групповое психологическое консультирование: крат. Курс лекций / Е.М. Лысенко, Т.А. Молодиченко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 159 с.

14. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье / Пер. с англ. М. Будыниной, Г. Пимочкиной. – М.: Изд-во Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. – 256 с.

15. Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. - М.: Смысл, 1998. –109 с.

16. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 488 с.

17. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под общей редакцией Б. Д. Карвасарского. – СПб: Питер Ком, 1999. – 752 с.

18. Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. / Ред. И сост. У.С. Сахакиан. Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 624 с.

19. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Карл Роджерс и клиент-центрированная терапия // Хрестоматия по гуманистической психотерапии / Составитель – М. Папуш. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 1995. – С. 16 – 85.

20. Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. Психолого-социального ин-та, 2005. – 352 с.

21. Шостром Э. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии/ Пер. с англ. – СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 624с.

 

Дополнительная:

1. Алдер Х. НЛП: современные психотехнологии. –СПб.: Питер, 2000. –160 с.

2. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. – М., Рефл-бук, 1994.

3. Ахмедов Т.И. Введение в общую психотерапию: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Аст, 2005. – 414 с.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / пер. с англ. – Мн.: ООО Попурри, 2005. – 512 с.

5. Бондаренко О. Р. Умное незнание психолога-консультанта: Из опыта подготовки психологов-консультантов// Журнал практического психолога. – 1998. - №7. – С. 54 – 58.

6. Булкина Е. С. Письменное общение психолога с клиентом// Журнал практического психолога. – 1999. - №9. – С. 64 – 66.

7. Васьковская С. В., Горностай П. П. Психологическое консультирование: Ситуационные задачи. – Киев: Вища шк., 1996. – 192 с.

8. Волков Е.Н. Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой: основные принципы, особенности практики// Журнал практического психолога. – 1997. - №1. – С. 9 – 13.

9. Горностай П. П., Васьковская С. В. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход. –Киев: Наукова думка, 1995. –128 с.

10. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 416 с.

11. Дилтс Р. Коучинг с помощью НЛП. – М.: ОЛМА-ПРЕССЮ 2004. – 355 с.

12. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Изд-во Речь, 2005. – 256 с.

13. Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2000. - №3. – С. 11 – 17.

14. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов // Вопросы психологии. Научный журнал. – 1995. -№3. – С.38 – 45.

15. Капустин С.А. Границы возможностей психологического консультирования// Вопросы психологии. – 1993. - №5. – С.50-56.

16. Кларк Л. SOS. Обуздай свои эмоции. Как справиться с тревогой, гневом и депрессией / Пер. с англ. М. Колесниковой. – М.: Астрель: АСТ, 2007. –301 с.

17.Ковтун В.П. Психологическая служба в уголовно-исполнительной системе: проблемы становления // Преступление и наказание. – 1996. - №3.

18. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. – Переизд. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. – 144 с.

19. Колпачников В.В. Человекоцентрированный подход в практике психологического консультирования персонала организаций// Вопросы психологии. Научный журнал. – 2000. - №3. – С. 49 – 56.

20. Копьев А.Ф. Диалогический подход в психологическом консультировании и вопросы психологической клиники// Московский психотерапевтический журнал. – 1992. - №1. – С. 33-48.

21. Макдермот Я., Яго В. Практический курс НЛП. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 464 с.

22. Методы и техники практической психологии. Учеб. пособие / Под общ. ред. Л.М. Попова, С.В. Петрушина. Изд. 2-е, испр. и доп.– СПб.: Речь, 2007.–224 с.

23. Моховиков А. Н. Телефонное консультирование.–М.: Смысл, 2001.–494 с.

24. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 224 с.

25. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 464 с.

26. Обозов Н. Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет. Ассоциация лекторов.Центр прикладной психологии, 1993.-49 с.

27. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 288 с.

28. Перлз Ф. Гештальт-семинары: Гештальт-терапия дословно. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 1998. – 325 с.

29. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования. 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: Речь, 2007. – 184 с.

 

30. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; под ред. Е.Г. Силяевой. – 3-е изд. стеретип. – М.: Издат. центр «Академия», 2005. – 192 с.

31. Путеводитель по НЛП: Толковый словарь терминов / Сост. В.В. Морозов. – Челябинск: «Библиотека А. Миллера», 2001. – 272 с.

32. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. Пособие. – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2007. – 672 с.

33. Самоукина Н. В. Практический психолог в школе: Лекции, консультирование, тренинги. – М.: Интор, 1997. – 192 с.

34. Сатикова С.В. Опыт индивидуального консультирования по вопросам карьеры// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2000. - №4. – С. 25 – 32.

35. Сатир Вирджиния. Семейная терапия и NLP. –М.: Институт общегуманитарных исследований, 1999. – 180 с.

36. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. – М.: Технологич. Школа бизнеса, 1996. – 428 с.

37. Столин В. В. Некоторые принципы психологического консультирования// Семья и личность. Тезисы докладов Всесоюзной конференции в г. Гродно. – М.: Отделение психологии и возрастной физиологии АПН СССР, 1981. – С. 58 – 65.

38. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста/ Пер. с англ. А. И. Сотова. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 160 с.

39. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности.– М.: МАК, 2005.–468 с.

40. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения /Психологическая энциклопедия. – СПб.: прайм-Еврознак, 2002. – 864 с.

41. Флоренская Т. А. Диалог как метод психологии консультирования (духовно ориентированный подход)// Психологический журнал. – 1994. - №5. - Т.15. –С. 44-55.

42. Шабалина В. В. Методика группового психологического консультирования (группового каунслинга): Методические рекомендации для психологов, работающих в школе/ Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства. Кафедра психологии. - СПб, 1998.-75 с.

43. Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. – СПб.: Питер, 2007. – 160 с.

44. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 656 с.

45. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 576 с.

 

4. Дисциплина «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОТБОРА»

Преподаватель - Трифонова Т.А., доцент кафедры психологии труда и предпринимательства, электронный адрес – trifonova@ieml.ru

Актуальность изучения дисциплины определяется все возрастающими требованиями рынка труда в грамотном подборе персонала компаний, в психологических консультациях в отношении человеческих ресурсов. Под «человеческим ресурсом» подразумевается совокупный потенциал знаний, умений и навыков, трудовая мотивация, лояльность по отношению к компании-работодателю, личностные качества, которыми обладают потенциальные сотрудники и работники организаций. Компетентность в управлении персоналом, включающая подбор, отбор, расстановку, оценку и мотивирование сотрудников, является важнейшим фактором в экономическом процветании любой организации.

Целью изучения является развитие у студентов представлений о методах и психологических технологиях профессионального отбора, о роли психолога в процессе поиска, подбора и оценки персонала, формирование практических умений и навыков, составляющих основу профессиональной деятельности психолога-консультанта по подбору персонала в организации.

Программа дисциплины предназначена для проведения лекций, лабораторных и практических занятий, а также индивидуальной работы студентов.

Форма проведения практических занятий предусматривает повторение лекционного материала, решение тестов, а лабораторные занятия включают тренинговые технологии по отработке практических навыков, рассмотрение вопросов с примерами из практики. Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение рекомендованной литературы, периодических изданий, электронных ресурсов, подготовку выступлений на практических занятиях, участие в ролевых и деловых играх.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.