Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






и человек.

Неживое,

Флора,

Фауна

и человек.

 

т. е. Разумность существа зависит от напряженности его пневмы, а напряженность пневмы от наличия в ней огня. В результате наименее напряженная и холодная пневма оказывается у тел неживого мира, а наиболее напряженная и горячая - у мудрого человека. Пневма мудреца, согласно стоикам, это чистый огонь.

 

В этом пункте физика стоиков переходит в теологию.

Дело в том, что пневма, согласно стоическому учению, не просто наполняет различные тела, но и ориентирует и направляет их в этом мире. А в результате пневма оказывается одухотворенной материей, способной направлять тело к чему-то высшему, к гармонии и совершенству. Вот почему пневма мудреца непосредственно приобщена к Богу.

А Бог у стоиков - это мировой разум и в то же время чистый огонь.

 

Итак, Бог стоиков неотделим от материи.

В отличие от Аристотеля,

стоики считали, что материя не может существовать без формы.

Таким образом Бог у стоиков как бы возвращается в мир, совпадая с космосом.

Если смотреть на мир с точки зрения его состава, то он вещественен и состоит из четырех стихий.

Если же взглянуть на него с точки зрения смысла и цели, то он предстанет как гармоничное и разумное целое. Иначе говоря, Бог, согласно стоикам, есть все, и Бог есть во ' всем. А такого рода воззрения в философии принято называть пантеизмом. (Бог — есть мир и природа. Противопоставлено теизму — где Бог — это творец.)

Суть пантеизма в отождествлении Бога и Природы, и классическую форму эти взгляды получат в философии Возрождения и Нового времени. Что же касается стоиков, то здесь мы видим одну из ранних форм пантеизма, в которой, несмотря на рассуждения о Боге, явно доминирует материалистическая нота. В подтверждение этому, Высказывание ПЛОТИНА - Стоики отваживаются считать материей даже богов, и бог у них не что иное, как материя в известном состоянии.

Пантеизм стоиков связан с предопределением всего, что происходит на свете. Целое само по себе разумно и совершенно, хотя в своих отдельных частях оно может выступать и как несовершенное. Вот почему так важно не выпускать из виду целого. В этом и состоит мудрость, согласно стоицизму. Мудрость заключается в том, чтобы не противиться провидению. Как выразится римский стоик Сенека, покорного судьбы ведут, а непокорного тащат.

 


ЭТИКА СТОИКОВ

 

Предыдущее высказывание затрагивает также и этику стоиков. в этическом учении явно выражена идея теодицеи, суть которой в оправдании Бога.

Сам термин " теодицея " появился в 18 веке у немецкого философа Лейбница. Но потребность объяснения природы зла и страданий в присутствии Бога возникает уже в античности. В стоическом варианте ее суть заключается в том, что разумность и совершенство Бога-Огня несовместимо с абсурдом и страданиями, которыми наполнена жизнь человека. Еще острее эта проблема будет поставлена в христианстве, где Бог - это не только совершенство мира, но и всесильный Творец, а также воплощенная Любовь к человеку. Тем не менее, стоики считали, что в человеческих страданиях есть смысл, и поэтому их нужно переносить стоически.

В стоицизме можно найтилогическое, космологическое, физическое и этическое " оправдание" зла и страданий в этом мире. Этих оправданий четыре.

Во-первых, доказывали стоики, ничто не существует без своей противоположности, а потому добро в совершенном мире логично дополнено злом.

Во-вторых, то, что для человека является злом и несчастьем, то для космоса в целом оказывается благом.

В-третьих, на низших уровнях бытия слепая необходимость природы противится божественному разуму, и из этого сопротивления материальной стороны мира его духовной сути тоже вырастает зло.

Последнее объяснение состоит в том, что у зла по отношению к человеку есть свое высшее назначение. Зло существует в мире для того, чтобы люди, претерпевая невзгоды, совершенствовали свою пневму, становясь все добродетельнее и одухотвореннее. К слову сказать, именно пневма у стоиков соединяет воедино составные части души.

Поскольку несчастья людей имеют свой космический смысл, то важно выработать соответствующий этому замыслу образ жизни и поведения. Мудрец - это тот, кто достиг бесстрастия, которое у греков именовалось " апатией", и невозмутимости, что по-гречески звучит как " атараксия". Причем стоическое претерпевание невзгод дается мудрецу путем высшего напряжения пневмы. Помимо этого, мудрец гармонично сочетает " автаркию", т. е. самодостаточность, с подчинением благу. И надо сказать, пафос невозмутимого следования долгу будет пользоваться популярностью, особенно у граждан Рима. Именно в исторических условиях Рима в стоицизме будет преобладать нота героического пессимизма.

 

Одна из главных опор стоического мировоззрения — ПРИНЦИП следования долгу. Стоик - это тот, кто держится за эту опору и исполняет долг до конца, хотя бы и рушилось все вокруг. Причем это долг не столько перед другими, сколько перед самим собой. Ведь добродетель, считали стоики, сама себе награда. И в такой трансформации чувства долга из чисто внешнего во внутреннее - одно из величайших завоеваний античного сознания.

Так же важен ПРИНЦИП СМИРЕНИЯ, который именно из стоицизма перейдет в христианскую этику. Суть его в том, чтобы принять неизбежное со спокойствием духа и без экзальтации, не оказывая судьбе бесполезного и суетного сопротивления. Но в стоицизме мудрость еще не стала антиподом разума. Поэтому стоический идеал, в отличие от христианского, заключается в том, чтобы не плакать, не смеяться, а понимать.

Вот для чего стоикам так нужна физика и логика. Чем меньше понимает человек, тем мельче его страсти, тем больше он подвержен аффектам и становится игрушкой собственных страстей.

ПРИНЦИП СВОБОДЫ: свобода есть познанная необходимость, а не потакание своему " я", своим амбициям и гордыне. Вместе с тем, такое понимание такое понимание свободы и идея: от судьбы не уйдешь, оборачивается полной покорностью обстоятельствам, которые человек изменить не может. Иначе говоря, такое отношение к свободе оборачивается своей противоположностью - фатализмом. Но если человек ничего не может изменить в своей собственной судьбе, он, тем более, не может ничего изменить в судьбах других людей. Тем не менее, стоики пытались предугадывать судьбу, веря в гадания, пророчества и вещие сны.

Этика стоиков глубоко индивидуалистична, несмотря на идею подчинения целому, мировому Логосу, а ближе - обществу, государству. Они пренебрегают этническими и социальными различиями. Человек, считали они, принадлежит целому, он - космополит. (Космополити́ зм (от др.-греч. κ ο σ μ ο π ο λ ί τ η ς (kosmopolites) — космополит, человек мира) — идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли.)Иначе говоря, стоики первыми объявили себя " гражданами вселенной".

 

ВЫВОДЫ

 

ВЫВОД ЛОГИКА

 

Логика состояла из риторики(наука говорить) и диалектики(наука спорить) и подразумевала учение о представлениях, суждениях, умозаключениях и доказательствах.

Исходным пунктом стоической теории познания является материя.

 

ВЫВОД ФИЗИКА

 

Стоики представляют мир живым организмом, управляемым ЛОГОСОМ. Человеческая судьба является проекцией этого логоса, посему стоики возражали против идеи спора с судьбой или её испытания.

Согласно стоицизму, всё существующее — телесно, и различается только степенью «грубости» или «тонкости» материи. Сила не есть нечто нематериальное или абстрактное, а есть тончайшая материя. Сила, управляющая миром в целом, — Бог. Вся материя находится в вечном изменении этой божественной силы и снова и снова растворяется в ней. Вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения космоса (экпиросис).

 

)))Взаимосвязь всего со всем понимается как осмысленный порядок, реализуемый божественной волей. Такой порядок стоики называют роком, а предопределенную им цель — провидением.

Ло́ гос (от греч. λ ό γ ο ς — «слово», «мысль», «смысл», «понятие», «число») — термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (высказывание, речь) и «понятие» (суждение, смысл). (((((

 

ВЫВОД ЭТИКА

 

Главная идея стоической этики — ход мировых событий предопределен. Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения гармонии. «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит». (Клеанф (С)) Главное препятствие на пути гармонии со своей судьбой — это страсти. Идеал стоиков - невозмутимый мудрец.

 

 

СТОИЦИЗМ В РИМЕ

 

 

Заметную роль в развитии стоицизма в Риме сыграли средней стои — Панэтий из Родоса и Посидоний, которые сравнительно продолжительный период работали в Риме.

Их заслуга состоит в том, что они способствовали широкому распространению стоицизма в средних и высших классах римского общества.

Среди учеников Панэтия были такие выдающиеся личности Древнего Рима, как Сципион Младший и Цицерон.

Панэтий в основных положениях своего учения в значительной мере придерживался старого стоицизма. Так, у него встречается понятие логоса, аналогичное понятию, например, у Хрисиппа. В области этики он несколько приблизил к практической жизни идеал стоического мудреца. Так же, он отказался от учения о периодическом воспламенении мира. Он считал, что мир вечен и неуничтожим. Отвергал астрологию и сомневался в существовании пророчества. Панэтий был и против тенденции к признанию равенства всех людей.

На дальнейшее развитие римского стоицизма большое влияние оказал Посидоний. Он развивает вопросы, граничащие с естественнонаучной проблематикой и космологией. Исходные философские и этические воззрения греческого стоицизма он соединяет с элементами учения Платона, а в некоторых случаях и с пифагорейским мистицизмом. (В этом проявляется определенный эклектицизм, который был типичен для римской философии того периода.) Посидоний зачастую реставрировал принципы, отвергнутые Панэтием.

И Панэтий и Посидоний отводят центральное место в своём учении этике, а не логике, как было у Зенона.

 

В поздний период у Луций Анней Сенека трактует мир по аналогии с человеком. Он утверждает бессмертие души. «Она — лучшая, божественная часть человека. Она не знает границ в пространстве и времени».

Главное для Сенеки — свобода духа, по своей идейности схожая с свободой древней стои (Свобода в осознании необходимости и принятии). Но у него эта самая необходимость не должна быть бессмысленной. Иными словами, свобода может состоять только в подчинении РАЗУМНОй необходимости: во всех иных случаях она — рабство. В этом суть этики Сенеки. В ней сказывается именно Римский характер стоицизма этого мыслителя.

 

У Эпикета нашла завершение римско-стоическая тенденция сведения философии к этике. Разделение на три части, все-таки сохранившееся у него уже совершенно формально. У Эпикета логика и физика существуют ради этики. Так же философ присоединяется к старому стоическому тезису о том, что мир разумен и представляет собой единое космическое государство и состоит из одной субстанции. НО! Появляется креационизм! «Бог сотворил все в мире» - пишет он в своих рассуждениях. Еще появляется возможность свободного выбора, объясняемая Богом, стремящимся обеспечить человеческое счастье.

 

Марк Аврелий — последний представитель античного стоицизма, и по сути на этом стоицизм заканчивается. В его творчестве проявляются определенные следы мистицизма, который тесно связан с упадком римского общества. Стоическое учение, в частности подчеркивание необходимости «подчинить себя» (мировому разуму — логосу — богу), во многом повлияло на формирование раннего христианства.

У Марка Аврелия человек — часть мирового целого. А о мире в целом надо судить как о божестенном и разумном. «Все тела несутся в мировой материи, как в стремительном потоке; они темно связаны с целым, действуя заодно с ним» и «Время человеческой жизни — мг, ее сущность — вечное течение, ощущение — смутно, строение всего тела — бренно, душа — неустойчивая, судьба — загадочна, слава-недостоверна. Одним словом, все относящееся к телу подобно потоку, относящееся к душе — сновиденью и дыму. Жизнь — борьба и странствие по чужбине, посмертная слава — забвение...» - Пишет Марк Аврелий.

 

 

ЦИТАТЫ

 

Свобода - это то состояние, которого достигают мудрые. Всем же остальным она неведома. - Зенон

 

Философия дарует человеку презрение к смерти. - Зенон

 

То, что движется, не движется ни в том месте, где оно есть, ни в том, где его нет. - Зенон??? О, О

Ценность добродетели в ней самой. - Сенека

 

Атлеты всегда борются с самыми сильными людьми. Делают они это для того, чтобы еще больше укрепить себя. От своих учителей они требуют, чтобы те, борясь с ними, употребляли бы всю свою силу. Когда они не могут найти равного себе по силе человека, они вызывают на борьбу нескольких желающих. Так и добродетель слабеет, когда у нее нет противника. В терпении испытывает она свою твердость и силу. – Сенека " О Провидении"

 

Давайте говорить то, что думаем; думать то, что говорим; пусть слова будут в согласии с жизнью. - Сенека

 

Как реки и дожди не могут изменить вкуса и ослабить целебного состава морских вод, так и удары судьбы не в состоянии изменить взглядом хорошего человека. Он всегда тверд в своих убеждениях и чтобы ни случилось с ним, все служит ему во благо. Он сильнее внешних обстоятельств. – Сенека " О Провидении"

 

Весь мир подчинен единому закону, во всех разумных существах единый разум. Правда едина, и для разумных людей понятие о совершенстве тоже едино. - Марк Аврелий

 

Каждое зло как-то компенсируется. Меньше денег - меньше забот. Меньше успехов - меньше завистников. Даже в тех случаях, когда нам не до шуток, нас угнетает не неприятность сама по себе, а то, как мы ее воспринимаем. – Сенека

 

Никогда не будет счастлив тот, кого мучит мысль, что есть кто-то счастливее. Я получил меньше, чем надеялся? - но, может быть, я надеялся на большее, чем заслуживал. - Сенека

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономическая составляющая фрироупа | Уважаемый преподаватель, уважаемые гости,вашему вниманию предлагаются основные результаты творческого проекта на тему: «Особенности языка рекламы в автобусе».




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.