Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г71Ш2. РДГКОДОПАНТИЯ 4 страница







правильном порядке. После этого остается определить первое слово байта, и найти его в диване.

Поля этого списка сохранили комментарии могольских правите­
лей Хумайуна (913-963/1508-1556) и Джахангйра
(977-1037/1569-1627), 41. Эти комментарии, главным образом,
посвящены описанию их собственного опыта гадания по дивану:
обстоятельствам, при которых они к нему обращались, результатам
гадания. Эдвард Браун приводит шесть историй, свидетельствующих о
действенности такого гадания. Все они взяты из небольшого трактата
«Сокровенные предания» («Латйфа-йи Гайбиййа»). Эти истории связаны
с сафавйдскими шахами Исма'йлом (892-930/1487-1524), Тахмаспом142,
'Аббасом II (1052-1077/1642-1666), с самим автором и с неким Фатх
'Алй Султаном, сыном Имам-кулй Хана143.

Создавались также и теоретические сочинения, объяснявшие про­цесс гадания, например, Хаджжй Халифа упоминает две такие работы: Кафавй Маула Хусайна (ум. после 980/1572), написанное на турецком языке и сопровожденное многочисленными забавными историями, и Мухаммада ал-Харавй144.

Для этих же целей использовались и «Фа'л-нама» - специально составленные книги, к которым, наряду с диванами поэтов, прибегали, чтобы узнать будущее. Часто авторство этих книг приписывается

«Надирова история» («Тарих-и Надйрй») сообщает о том, что именно с диваном Хафиза консультировался Надйр-шах (1147-1160/1736-1747) перед походом на Фарс и Багдад и позднее. См. Ibid. -Р. 232, 235-236.

142 В династии Сафавйдов было два шаха с таким именем Тахмасп I
(919-984/1514-1576) и Тахмасп II (1116-1151/1704-1739).

143 Browne Е. G. A History of Persian Literature under Tatar Dominion. -
Cambridge, 1920.-P. 315-319.

144 Flugel G. Lexicon bibliographicum et encyclopaedicum a Mustafa ben
Abdallah Katib Jelebi dicto et nominee Haji Khalfa. Leipzig, 1835-1858. - III. -
P. 272.


Джа'фару ас-Садику. Как правило, тексты содержат описание ритуаль­ных действий, которые необходимо произвести перед тем, как присту­пать к гаданию. Многие гадательные книги представлены в виде таблиц, содержащих буквы, цифры, слова или знаки, которым придается опре­деленное значение. Иногда гадание производится с помощью выбрасы­вания костей.

В коллекции СПБ ФИВ РАН содержится серия таких «гадатель­ных книг» «Фа'л-нама», включенных в сборники рукописей, содержа­щих самые разнообразные тексты. Нас будут интересовать разделы, опи­сывающие частный случай «извлечения предзнаменований» из текста, а именно способы гадания по Корану- два арабских (А 528, А 1426 и*) и девять персидских трактатов (В 349, В361146, В 844, В 1957, В 2062, В 2211, В 4474147, С 462 ш, С 1555 149). Большинство из них описывает в целом схожую практику гадания по буквам Корана. Ритуал, предваряющий само гадание, скрупулезно регламентирован. Этот ритуал варьируется от рукописи к рукописи, однако, в целом сводится к следующему - желающий погадать с помощью Корана должен:

1. Совершить омовение 15°;

2. Повернуться лицом в сторону киблы;

3. Прочитать первую суру «ал-Фатиха» от одного до трех раз;

4. Прочитать 112ую суру «ал-Ихлас»;

5. Прочитать айат ал-Курсй (2: 256);

145 Имеет, предположительно дагестанское происхождение.

146 Датирована 1205/1790 г.

147 Датирована 1263/1846 г.

148 Датирована 1257/1841 г.

149 В рукописи С 1555 содержится описание гадания с помощью
выбрасывания костей по слову хуршйд - «солнце».

150 Необходимо отметить, что это требование является не специфическим
условием совершения гадания, а отражает необходимость соблюдения
ритуальной чистоты перед прикосновением к Священному тексту.


6. Повторить «О Боже, благослови Мухаммада и его род!» один, три или десять раз;

7. Сосредоточиться на фиксации намерения (ниййа) приступить к

гаданию;

8. Взять в руки полный текст Корана;

9. Открыть рукопись (здесь приводятся два варианта: рукопись либо открывается наугад, либо в зависимости от времени суток - утром надо обращаться к началу, в полдень к середине, а вечером к концу текста);

10. Отсчитать семь листов ь;

11.На седьмой странице (правой стороне листа) отсчитать седьмую строку сверху;

12. На этой строке отсчитать седьмую букву справа152.

После описания ритуала в текстах приводятся краткие, как пра­вило, стихотворные, разъяснения о значении каждой буквы.

Одна из рассматриваемых нами рукописей (В 844, см.: Таблица 16) представляет особый интерес. Эта рукопись, в отличие от вышеупомя­нутых, является не частью сборника, а отдельным списком сочинения под названием «Большая гадательная книга» {^jji 4-«UHi ^Щ. В ее тек­сте представлен совершенно иной способ гадания, который заключается в том, чтобы с помощью игральной кости, на которой написаны четыре буквы арабского алфавита (■ > < £ 'Ч-1«'/ алйф, ба, джйм, дал), определить трехбуквенное сочетание, представляющее собой ключ к результату гадания. Ритуал, предшествующий гаданию, сходен с описанным выше. С каждой комбинацией букв, которой присвоено имя коранического

Текст рукописи В 844 содержит альтернативную версию- необходимо сосчитать, сколько раз употребляется слово «Аллах» на странице, открытой наугад, затем перелистать соответствующее количество листов, отсчитать такое же количество строк и букв на строке. 152 См. сводную Таблицу X.


персонажа153 или созвездия, ассоциируется один или несколько айатов. Теоретически, таких трехсимвольных комбинаций (с учетом возможности повторения символов) может быть 64 (43). Однако, в нашем тексте представлено 65 разделов, причем некоторые сочетания повторяются дважды, а два отсутствуют вообще. Было бы естественно объяснить это ошибкой переписчика, принимая во внимание исключительную его небрежность в отношении коранического текста. Однако благодаря любезному содействию проф. С. Г. Кляшторного нам удалось найти неожиданную параллель мусульманскому тексту, содержащую сходные ошибки. Речь идет о древнетюркской книге прорицаний irq bitig. Точно так же, как и мусульманская гадательная книга, она состоит из 65 разделов, причем некоторые сочетания символов (в данном случае, кружков) повторяются дважды, а некоторые опущены. При этом, высказывается интересное предположение о том, что, возможно, 'irq bitig представляет собой не руководство по гаданию, в котором даются интерпретации всем возможным комбинациям символов, а запись конкретного гадательного «сеанса». Все это помещает ее в иной культурно-исторический контекст, и заставляет поставить вопрос о взаимовлиянии религиозно-культурных традиций, уточнение которого потребует дальнейшей серьезной работы с нашими источниками.

153 Ср.: Кур 'am ал-анбийа. - гадание по именам пророков.

154 См.: Arlotto A. Old Turkic Oracle Book//Monumenta Serica. - 1970-1971.
- XXIV. - P. 685-696, а также неопубликованный доклад Rybatzki V. Remarks on
the Old Turkic Irq Bitig and Its Cultural Background, представленный в Бельгии в
2000 г.


Таблица 16

 

Буквы155 Айат156 Гадание
1. алиф-алиф-алиф \\\ 74: 12-14 Пророков
2. алиф-алиф-ба ull 85: 11, 2: 261 Ибрахйма
3. алиф-алиф-джйм е" 23: 115 Фир'ауна
4. алиф-алиф-алиф ill 4: 69 Нуха
5. алиф-ба-алиф ІЧІ 2: 7 Каруна
6. алиф-джйм-алиф 1 3: 173 Сулаймана
7. алиф-дал-алиф 1 jl 20: 6 'Йсы
8. алиф-ба-ба L_l L_J \ 4: 61 Салиха (в тексте Салйх)
9. алиф-джйм-джіш ЕЕ' 39: 53 Аййуба
10. алиф-джйм-дал ^1 76: 13 Иа'куба
11. алиф-дал-ба i_j j 1 3: 159 Исхака
12. алиф-дал-джйм E^1 9: 51 Мусы
13. алиф-джйм-ба ^E1 6: 160 Зу-л-Кифла
14. ба-дал-алиф 1 ju 2: 257 Данийала
15. длсйм-джйм-доісйм EEC 48: 2 Мухаммада
16. джйм-джйм-алиф •єє 4: 40 Хорошее
17. джйм-джйм-ба ^^ 4: 48 Адама
18. дзісйм-джйм-дал ЛЕЕ 33: 64 Плохое
19. джйм-алиф- джйм E(E 3: 103 Иусуфа
20. джйм-ба-джйм Z^Z 76: 27 Великое

Три ошибочных повтора, см. номера 33, 52, 58, 61-63, выделены жирным шрифтом. Отсутствуют две комбинации «є1 ■ >» и «є 4і ч-*».

156 В коранических цитатах переписчиком допущено значительное количество грамматических ошибок, а также пропуски целых слов или замены их другими, сходными по звучанию, что значительно затруднило процесс их определения.


 

Буквы155 Л мат156 Гадание
21. джйм-дал-дэюйм Z^ 18: 46 Рака
22. алиф-дал-дал j о 1 2: 274 Иунуса
23. ал иф-ба-джйм E-l 18: 107-108 Хорошее
24. джйм-алиф-алиф nE 57: 2 ?
25. дэюйм-ба-ба uur 3: 169
26. джйм-дал-дал JJE 9: 129
27. джйм- *'е 3: 18-19 Да'уда
28. джйм-ба-ал иф »*E 12: 24 Исма'йла
29. джйм-дал-ба u Jr 78: 40 Льва
ЗО. джйм-ба-дал •^є 37: 139 Сама -? (в тексте Саме)
31. джйм-дал-алиф > ^ 49: 17 Закарййи
32. дал-дал-дал j ^ j 48: 1-2 Мухаммада
33. дал-джйм-ба (_J£ J не удалось определить Иблйса
34. дал-дал-ба l_) J.} 16: 90 Хорошее
35. дал-дал-джйм CJJ 35: 10 Довольства
36. дал-дал-алиф ІД 18: 110 'Азйра
37. дал-ба-ба uu J 32: 13 Мйка'ила
38. дт-джйм-джші zz" 2: 222
39. дал-алиф-алиф Ил 40: 16 Зу-л-Карнайна
40. дал-ба-дал J UJ J 43: 77 Намруда
41. дал-джйм-дал ^ 94: 1-2 Лукмана
42. ба-алиф> -джим ? r 1 «-J 3: 15 Лута
43. алиф-ба-дал ^ L_l 1 Худа
44. ба-джйм-дал J£ ^ 65: 2-3 Рахили -? (в тексте р-х-л)

 

Буквы155 Лма/и156 Гадание
45. ба-джйм-алиф •є* 33: 66 Марса
46. ба-дал-джйм 7Г J 1_> 31: 20 Шу'айба
47. ба—дал—ба uJu 19: 12 Иахйи
48. ба-джйм-ба L_l £ ■ L_l 4: 142 ?
49. ба-алиф-алиф II (_J 16: 65 Джурджиса
50. ба-джим-джим ЄЄ^ 24: 30
51. ба-дал-дал JJu 19: 71
52. ба-ба-ба uuu 110: 1-2 Идрйса
53. ба-ба-алиф 1 l_J l_J 33: 72 Шу'айба
54. ба-алиф-дал Jlu   Пророка
55. ба-алиф-ба L_l \ l_J 41: 46 или 45: 15 Лута
56. дал-ба-джкм ^^ Хорошее
57. дал-алиф-дал Jl J такой текст в Коране отсутствует, сходные места можно найти в diiamax- 13: 17, 22: 63, 35: 27, 39: 21, 45: 5; в тексте ис­пользована часть айата. 5: 9 Льва
58. ба-ба-ба (_l < -J < _J 3: 200 Овна
59. джйм-алиф-дал J, E 12: 64 Очень хорошее
60. ба-ба-дал Juu 6: 59 Очень хорошее
61. дал-дэкйм-ба U£ J 5: 90

 

Буквы155 Лш/m156 Гадание
62. дал-джйм-ал иф 1Ел 'У мара
63. дал-джйм-ал иф ^J сочетание айатов 3: 13 и2: 115 (= 2: 247, 2: 261, 2: 268, 3: 73, 5: 54, 24: 32) 'Йсы
64. дал-алиф-ба < _j| j 40: 16 Исхака
65. дал-ба-алиф luJ 24: 35 'Усмана

Таблица 17

 

А 528 А 1426157 В 349 В 361і58 В 844
совершить омовение
прочитать «ал-Фатиху» три раза взять полную руко­пись Корана прочитать «ал-Фатиху» один раз взять полную ру­копись Корана поститься
прочитать «ал-Ихлас» три раза три раза произнести таухйд повернуться в сто­рону киблы прочитать «ал-Ихлас» три раза повернуться в сторону киблы взять полную ру­копись Корана
прочитать молитву прочитать «ал-Фатиху» три раза решиться прочитать «ал-Фатиху» один раз прочитать айат ал-Курсй (2: 256)
решиться прочитать «ал-Ихлас» три раза прочитать мо­литву прочитать «ал-Ихлас» три раза
открыть седь­мую страницу открыть руко­пись одиннадцать раз произнести «О Боже, благослови Мухаммада и его род!» открыть руко­пись прочитать айат ал-Курсй (2: 256) десять раз произ­нести «О Боже, благослови Мухаммада и его род!»
отсчитать седьмую строку на седьмой стра­нице отсчитать седьмую стра­ницу прочитать молитву отсчитать седьмую строку десять раз произ­нести «О Боже, благослови Мухаммада и его род!» прочитать молитву

«Фа 'л Пророка». «Фа'л 'Алй».


1 £. I

 

A 528 А 1426157 В 349 В361158 В 844
посмотреть на седьмую букву с начала строки отсчитать седьмую строку на седьмой стра­нице решиться посмотреть на первую букву прочитать мо­литву открыть рукопись
  посмотреть на первую букву, седьмой строки открыть рукопись (если утро - открыть в начале, если пол­день - в середине, если вечер - в конце)   решиться сосчитать, сколько раз встречается слово «Аллах» на правой странице
    отсчитать седьмую страницу   отсчитать седь­мую страницу перелистать столько страниц, сколько насчитали слово «Аллах»
    отсчитать семь строк   открыть рукопись Корана отсчитать строки по количеству слов «Аллах» на левой странице
    посмотреть на пер­вую букву на седь­мой строке   отсчитать седь­мую строку прочитать айат, «содержащий из­вестие об открове­нии»
        посмотреть на первую букву  

В 1957159 В 2062 В2211160 В 4474161 С 462 162
совершить омовение прочитать «ал-Фатиху» три раза решиться совершить омовение
повернуться в сторону киблы решиться прочитать айат ал-Курсй (2: 256) три раза прочитать «ал-Фатиху» один раз взять полную рукопись Ко­рана повернуться в сто­рону киблы
решиться совершить два рак 'ато. прочитать «ал-Ихлас» три раза повернуться в сторону киблы взять рукопись Корана
прочитать «ал-Фатиху» один раз повернуться в сторону киблы три раз прочитать молитву десять раз произ­нести «О Боже, благослови Мухаммада и его род!» прочитать «ал-Фатиху» один раз
прочитать взять в руки   решиться прочитать «ал-Ихлас» три раза

«Фа 'л 'Али, признаваемый всеми 'улама' Бухары».

160 По знаменитому проповеднику ишйху Хасану ал-Басрй (21-642/110-728).

161 «Фа 'л Джа'фара ас-Садика».

162 По Хасану ал-Басрй, ишйху Абу ал-Хайру, гшолтм Джа'фару ас-Садику и Натику (последним термином (здесь
использован как имя собственное) могут обозначаться разные личности: Адам, Нух, Ибрахйм, Муса, 'Йса, Мухаммад, согласно
исма'илитской доктрине все они считаются «говорящими» пророками, т. е. сообщающими людям Откровение в явной форме в
противоположность ас-самит - «молчащим», которые толкуют тайный смысл Откровения).


В 1957I59 В 2062 В2211160 В4474161 С 4621б2
«ал-Ихлас» три раза полную руко­пись Корана      
три раза прочи­тать молитву прочитать «ал-Фатиху» один раз   прочитать мо­литву десять раз произнести «О Боже, благослови Мухаммада и его род!»
три раза произне­сти «О Боже, бла­гослови Мухаммада и его род!» прочитать «ал-Ихлас» три раза   открыть рукопись прочитать молитву произнести бас-маллу, «Хвала Ал­лаху!», «Слава Аллаху!», таухйд, такбйр
открыть рукопись три раза прочитать молитву отсчитать седь­мую страницу решиться прочитать молитву
отсчитать седь­мую страницу прочитать айат ал-Курсй (2: 256) посмотреть на седьмую строку открыть ру­копись отсчитать седьмую страницу
отсчитать седь­мую строку прочитать айат 17: 111   отсчитать седьмую страницу отсчитать седьмую строку
найти седьмую букву прочитать три раза молитву   отсчитать седьмую строку посмотреть на первую букву
  закрыть глаза   посмотреть на  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1957159 В 2062 В2211160 В 4474 161 С 462 ш
      седьмую бу­кву  
  открыть рукопись      
на правой странице если утро - в на­чале, если пол­день - в середине, если вечер - в конце
посмотреть на первую строку
перелистать семь листов
отсчитать седьмую строку
посмотреть на первую букву

Итак, рукопись Корана А 1638 из собрания СПб ФИВ РАН является особой «гадательной копией», что ускользнуло от внимания исследов­ателей петербургской коллекции. Более того, просмотр каталогов основ­ных европейских и мировых коллекций выявил лишь одно развернутое упоминание о таком списке. Между тем, речь идет об особом типе коранической рукописи, неразрывно связанном с миром магии и прорица­ний. Мы убеждены, что число таких списков в библиотечных и музейных собраниях достаточно велико, они лишь не получили пока адекватного описания.

Легко заметить, что понять и истолковать значение этого типа кора­нической рукописи можно лишь поместив ее в соответствующий этногра­фический контекст.

Сопоставление рукописи А 1638 и тегеранского издания 2002 г., по­священного ucmuxapQ, выявляет преемственность основных элементов со­ответствующей традиции, показывает ее востребованность в современном мусульманском обществе (вплоть до обсуждения механизма ее использо­вания в судебной (!) практике). При этом приводимые нами примеры, а также Приложения 1-3 показывают большой разброс мнений относительно допустимости практики, связанной с истщарой, что является еще одним проявлением неоднозначности доктринальной парадигмы ислама в целом.

Существование многовековой традиции истщары и «Фал-нама», зафиксированной разными источниками, сохранение этой традиции сего­дня (см. книжные публикации и сайты в Интернете) свидетельствует о важности соответствующих практик и для отдельного мусульманина, и для мусульманского сообщества в целом. Эти практики - часть исламского на­следия. На протяжении веков они являлись важной составляющей само-

См. прим. 107. Здесь, однако, распознавание его функций было облегчено развернутыми текстами, данными в приложении к рукописи.


следия. На протяжении веков они являлись важной составляющей само­сознания миллионов мусульман живших и живущих и на Востоке, и на За­паде исламского мира. В этой связи можно вновь и вновь говорить о не­правомерности попыток сторонников нео-ваххаабитской идеологии навя­зать мусульманам лишь собственное представление о правомерности или неправомерности тех или иных практик, часто освященных многовековой традицией. На протяжении многих столетий ислам жил и развивался бла­годаря исключительной способности абсорбировать существенные эле­менты самосознания и традиций самых разных народов. В этом проявля­ется и гибкость, и потенциал исламской доктрины.

«Абсорбирующая способность» ислама представляется существенно более высокой, чем аналогичные механизмы заложенные в христианстве, и, тем более, в иудаизме.


ГТіАМ 3. ТТИЮТДНМ

СТАМИМА)

П

узеи и рукописные собрания мира хранят многие сотни образцов мусульманских талисманов, несущих на себе коранические тек­сты, нанесенные на самые разные материалы и предметы: бумагу или кожу, ткань или драгоценные металлы, посуду и стены домов и т. д. Это могли быть небольшие фрагменты отдельных айатов или полный текст Коран, переписанный особым чрезвычайно мелким почерком, столь крошечный, что он мог уместиться под гнездом перстня или на навер-шии боевого знамени1б5.

Один из коранических амулетов хранится в собрании СПб ФИВ РАН под шифром А 1258 (см.: рис. 10). Это узкая бумажная полоса (7x98 см), сшитая их трех листов (соответственно 7> < 39, 7x39 и 7Х20 см). Текст, переписанный некаллиграфическим насхом выцвет­шими, возможно, первоначально красными чернилами, содержит 36ую суру «Иа' Сйн». Сура эта - одна из наиболее популярных в корани-ческой магии (см.: Таблица 20).

Амулет был приобретен Археографической экспедицией Инсти­тута востоковедения АН СССР, работавшей в Поволжье в 1934 и 1936 гг. и сохранившей для науки более полутора тысяч только арабских рукописей (это был период массовой гибели арабографических списков, иметь которые в условиях сталинских «чисток» было опасно для жизни людей их хранящих). Талисманы с текстом суры «Иа' Сйн» были

В коллекции петербургского Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры) представлен такой восьмиугольный Коран-амулет № 4493 а-б (см.: Резван. Op. tit. - С. 334), а также среднеазиатские амулсты-/? грл*ары (см. ниже) №№ 1485-22, 3359-2, 6176-1 (см.: рис. 11).


распространены и в Средней Азии. В целом, образцы такого рода можно рассматривать как фрагменты гигантской мозаики, на протяже­нии веков фиксировавшей с одной стороны боязни и надежды, страхи и боль отдельного человека, а с другой- особенности той или иной исторической эпохи. Эти образцы- часть многовековой традиции, со­ставившей одну из характерных черт мусульманской цивилизации.

Самым общим термином для обозначения талисмана является арабское тамйма. Как полагают, первоначально этим словом обозначались необычного вида камушки, которые вешались на шею детям, чтобы оградить их от сглаза, злой судьбы или болезней. Исламом такая практика была запрещена, поскольку полагали, что сила, действующая в этих талисманах, не была силой Аллаха. Позднее слово тамйма стало ассоциироваться с амулетами вообще. Нанесенные на такой амулет имена Аллаха или коранические айаты, делали его использование допустимым и одобряемым169. В основном, на таких амулетах писались формулы типа «к Аллаху я прибегаю» (2: 67) и разнообразные их вариации. Тилсам (от греч. «тєА^оца» - «священный






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.